Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ЭКОЛОГО-ТУРИСТСКОЕ РАЗВИТИЕ МАРГИНАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА

Лядкина Ю.В. 1 Луговской А.М. 1
1 ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Институт математики информатики и естественных наук
Московский регион является одним из крупнейших регионов нашей страны. Его территории различаются по своему развитию, где наравне с развитыми территориями присутствуют территории, находящиеся в пограничном состоянии, получившие название «маргинальных территорий». Экологическое и туристическое развитие этих территорий является одной из главных задач в работе с московским регионом. Проблемы развития данных зон заключаются в том, что на данных территориях высок экологический риск. Если же на данных территориях всё же происходит строительство жилья, то необходимо, прежде всего, провести оценку уровня загрязнения почв, а затем выделяют участки, где необходимо провести обезвреживание грунтов от химического загрязнения. В ходе исследования выяснено, что реорганизация маргинальных территорий является важной частью в развитии Московской агломерации.
маргинальные территории
московский регион
1. Зырянов А.И. Маргинальные территории // Географический вестник. – 2008. – № 2. – С. 9–21.
2. Зырянов А.И. Регион: Пространственные отношения природы и общества. Диссертация канд.геогр.наук: 25.00.24. – Пермь, 2007.
3. Каганский В. Противоречивая Москва // Русский журнал: сетевой журнал. – 2004. – URL: http://old.russ.ru/culture/20040913_kag.html.
4. Луговской А.М., Межова Л.А. Экономическая оценка потенциала при формировании кластерно-логистической структуры туристско-рекреационной системы // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса/Социально-экономические исследования в туризме в России и за рубежом. – 2014. – № 3 т. 8. – С. 4–8.
5. Луговской А.М., Плисецкий Е.Л. Мониторинг состояния окружающей среды маргинальных территорий для оценки потенциала развития туристско-рекреационных систем // Экономика. Налоги. Право. – 2014. – № 6. – C. 61–64.
6. Луговской А.М и др.. Экономическая оценка инвестиций в маргинальные территории при формировании туристско-рекреационных систем / А.М. Луговской, В.Т. Дмитриева, Г.М. Майнашева, Л.А. Межова, Л.А. Луговская // Проблемы региональной экологии. – 2015. – № 4. – С. 101–105.
7. Ряпосов И.А. Развитие маргинальных территорий города // Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2014. – URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/pdf/d03/s22/s22_036.pdf.
8. Сапегина О.П. Роль кластеризации в развитии региональной экономики: теория и практика // Электронный журнал: наука, техника и образование. Опубликовано 06.04.2015. – URL: http://nto-journal.ru/ catalog/ ekonomika-promyshlennosti/27.

Разнообразие применяемых понятий в описании различных районов привило к тому, что возникла необходимость в конкретизации термина «маргинальная территория». Словосочетание «столица – провинция» имеет глубокие корни управления территорией, сформировавшиеся в Римской империи. Данная система демонстрирует неравенство в государственно-правовой и управленческой структурах, а также присутствие региональных хозяйственных различий. В западных исследованиях часто применяется схема «центральный регион – окраина», когда идёт противопоставление хозяйственно лучших регионов государств регионам со слабым развитием.

Угнетенные регионы противополагаются главным или улучшенным, их часто приравнивают к маргинальным, что можно пояснить сходством большого количества признаков, но очевидно вследствие каких-либо иных основ для систематики. Маргинальные регионы имеют возможные ресурсы, еще не используемые в результате характерных черт географического расположения и вследствие устоявшегося порядка регионального руководства. Само понятие «маргинальный» происходит от латинского Margo – край, граница или от французского Marginal – побочный, второстепенный, в российской науке оно появилось сравнительно в недалёком прошлом. В науке о Земле маргинальные территории определяются как земли, имеющие внутреннее или периферийное местоположение в государстве (районе). В народном хозяйстве данный термин применяется для определения недоходной компании. Исходя из этого можно сказать, что маргинальными территориями называются крайние, пограничные, малодоступные, частично замкнутые, малообжитые, малозаселенные. Такое определение, зафиксировавшееся за маргинальными землями, как «хозяйственно ущербные», в какой-то степени неверно. Низкий уровень развития оказывается результатом суммы сформировавшихся на данный момент обстоятельств, возможно, они имеют кратковременные особенности и существенно модифицирующиеся со сменой главных задач в деятельности региональных органов власти. Одной из главных особенностей данных территорий является временное неиспользование их в социальных, хозяйственных и промышленных отношениях. В трудах зарубежных исследователей особо выделяется то, что районы друг с другом соревнуются для наиболее выгодной эксплуатации их хозяйственного положения. В результате возможно повышение противопоставления центра за счёт увеличения его благосостояния и периферии, где идёт обнищание населения [5].

Одним из приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности на туристско-рекреационных территориях согласно «Основным направлениями государственной политики по развитию системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года» является выявление причин неблагоприятных тенденций в динамике природных комплексов и прогноз их последствий на основе разработки методов экологического мониторинга. Мониторинг как элемент территориального управления имеет практический характер на уровне контроля изменений состояния среды для принятия управленческих решений.

Мониторинг рекреационных ресурсов в настоящее время актуален из-за нерациональной организации их использования. Благодаря организации системы мониторинга возможен эффективный механизм районирования территории, в итоге один и тот же регион может обеспечивать туристическую привлекательность одному контингенту туристов при многократном посещении. Важным направлением в развитии туристско-рекреационной системы маргинальной территории является выявление объектов мониторинга, что обеспечивает стандартизацию методик исследования как самих объектов, так и изменяющихся природно-климатических условий среды. Безусловно, необходим физико-химический мониторинг, применяющийся государственными органами при определении вклада предприятий в загрязнение среды, для наложения штрафов на нарушителей природопользования. Однако необходимо оценить состояние и объектов растительного и животного мира под влиянием всей совокупности факторов различного происхождения с учетом большого количества пользователей. Для этой цели биологическая индикация как метод оценки среды крайне эффективна.

Управление рекреационными ресурсами на маргинальных территориях – комплексная задача, решаемая органами местного самоуправления путем реализации полномочий по планированию развития территории, градостроительному зонированию, планировке территории, распоряжению земельными участками. Сложность решения этих вопросов заключается в масштабе задач правового, административного и экономического регулирования, полноценного финансового обеспечения, распределения полномочий между разными органами местного самоуправления и государственной власти. Управление рекреационными ресурсами состоит в вовлечении в систему общественных, экономических, производственных, а в нашем исследовании, рекреационных отношений – это комплексная задача, решаемая путем привлечения инвестиций в процесс развития маргинальных территорий [6].

Но в нашем случае в основу понятия маргинальных территорий положен принцип соединения несопредельных элементов и пограничного положения территорий. В Москве и Московском регионе намного ощутимее присутствие посторонних и чужеродных элементов, взаимодействие, как правило, несоединимых элементов, что присуще как раз маргинальным территориям. Как бы ни были противоречивы положение и признаки столичного региона и приграничных территорий, маргинальных зон, Московскому региону это удается соединить.

Московский регион соединяет в себе, чем дальше, тем больше (но для людей незаметнее), семантические противоречия пространства ведения, в частности относительно центральных и приграничных зон. Столица – сердце России, Москва – и рубеж нашей родины; урбанистическая среда и жизненные процессы мегаполиса обладают маргинальными, пограничными чертами в гораздо большей степени, чем любой другой регион нашей родины, находящийся на границе [3, 7].

Практические каждый крупный город или регион сталкивается с проблемой маргинальных территорий – районы, не включённые в хозяйственно-административные процессы, а также с низким уровнем жизни населения. Данные районы чаще всего являются рассадником преступности, источником заболевания и смертности, также и от употребления алкоголя и наркотиков. Пожелание населения этих городов избавиться от данных элементов вполне объяснимо [7, 8].

Развитие данных территорий является одной из приоритетных задач. Но повышение уровня жизни данных территорий происходит за счёт изгнания с данных территорий коренного населения и замену его жителями с более высоким социальным статусом.

Казалось бы, что положительные изменения, связанные с улучшением качества данных территорий является бесспорным – территории начинают активно использоваться, снижаются процессы по разрушению жилого фонда, уменьшается количество преступлений. Также к положительным изменениям следует отнести увеличение цен на недвижимость и покупательской способности населения. Отрицательные черты таких изменений не всегда заметны, но от этого они не теряют своей важности. В качестве примера таких отрицательных качеств можно привести снижения количества коренных жителе данных районов, по средства увеличения цен на проживание, стычки между коренным населением и вновь прибывшим средним классом, снижение числа предприятий и увеличение развлекательных заведений. Один из основных результатов является дискриминация прав исконного населения данных районов. Нельзя думать, что маргинальные районы можно спрятать за яркой вывеской или же полностью искоренить. Данные территории являются такой же часть города, как и другие районы, и нуждаются в чётко спланированном восстановлении [1, 2, 4].

Для того чтобы снизить отрицательные проявления развития этих территорий необходимо проводить активную общественную и экономическую политику. Увеличение качества школьного и дошкольного образования, увеличение количества организаций для проведения досуга, это дома творчества, и спортивные секции, кинотеатры и клуб по интересам. Ещё один главный критерий развития данных территорий это то, что средний класс населения должен вырасти здесь, а не переселится сюда извне. Также необходимо развивать промышленность этих районов для повышения занятости населения этих территорий.

К маргинальным территориям Московского региона можно отнести территории промышленных зон заводов «ЗИЛ», «Серп и Молот», «Нагатинский затон» и «Соколиная гора», вследствие того, что земли, на которых они располагаются, имеют характерные особенности, эти местности имеют элементы характерные для сопредельных территорий.

Данные промышленные зоны подлежат реорганизации, здесь может возникнуть качественно новая городская среда.

1. На териитории промышленной зоны завода «ЗИЛ» должен быть построен город в городе. На данной территории должны быть созданы зелёные зоны и жилая инфраструктура, а также построен крупный спортивный комплекс и многофункциональный комплекс «Планета ЗИЛ».

2. На территории промышленной зоны завода «Серп и молот» будет выстроен жилой комплекс со всей социальной инфраструктурой (школы, детские сады и больницы), а также будут созданы зелёные зоны. Будут выстроены дом культуры и музыки и стадион. Главным негативным фактором будущего жилого района является экология.

3. Территория завода «Нагатинский затон» будет реорганизована в жилой квартал в котором будут построены жилые дома с социальной инфраструктурой и офисно-деловые центры.

4. Северная часть промышленной зоны «Соколиная гора» будет застроена жилыми домами, офисно-деловыми центрами, а также здесь появится здание Росреестра.

Проблемы развития данных зон заключаются в том, что на данных территориях высок экологический риск. Строительство на данных территориях жилой инфраструктуры является опасным, т.к. почва на этих территория загрязнена, пропитана токсичными отходами тяжёлой промышленности. Гораздо выгодней организовывать здесь безопасные для окружающей среды промышленные предприятия. Строительство подобных предприятий даст возможность увеличить занятость населения на этих территориях, не принесет большого вреда окружающей среде и здоровью людей. Если же на данных территориях всё же происходит строительство жилья, то необходимо, прежде всего, провести оценку уровня загрязнения почв, а затем на выделенных участках осуществить обезоруживание грунтов.

К маргинальным территориям также можно отнести:

1. Мемориальный комплекс воинской Славы в селе Кузовлёво, расположенного в Новой Москве, потому что местность, на которой он находится, имеет показатели, по которым её можно отнести к маргинальной, такие как обособленность территории, расположенной на периферии.

2. Мемориальный дом-музей К.И. Чуковского и Мемориальный дом-музей Б.Л. Пастернака во Внуково, т.к. располагаются они на землях, имеющих маргинальные признаки, это идущие активно процессы субурбанизации, при низком уровне инфраструктуры и среднем уровне плотности.

Важным направлением в развитии туристско-рекреационной системы маргинальных территорий является оценка выявленных объектов туризма. Многообразие ресурсной базы маргинальных территорий является ценным рекреационным качеством с позиции развития туризма, определяя потребительское, эмоциональное и информационное содержание досуга рекреантов. Для оценки потенциала маргинальных территорий при формировании структуры туристско-рекреационных систем необходим анализ транспортных потоков и оценка обеспеченности их сервисными зонами обслуживания. Ключевым моментом в формировании кластерной структуры является соотношение официально организованных зон (туристические и охотничье-рыболовные базы, базы отдыха и др.) и мест неорганизованного отдыха. Если к первым можно предъявлять требования санитарно-гигиенических норм и осуществлять контроль за состоянием природной среды, то вторые, не являлась контролируемыми, оказывают дестабилизирующее воздействие на среду – отсутствие организации сервисного обслуживания автотуристов ухудшает качество отдыха, приводит к загрязнению неутилизированными отходами и нарушению первозданности природы. При этом маргинальные зоны имеют огромный потенциал для формирования самоорганизующихся туристско-рекреационных кластеров.

Развитие данных территорий тесно связано с развитием туризма, который, в свою очередь, позволяет повысить уровень социально-экономического и культурного развития. За счёт увеличения туристического потока появляются средства на поддержание и реставрацию памятников архитектуры и искусства.

Потенциал туристских ресурсов маргинальных территорий при формировании кластерной структуры может быть оценен по следующим видам:

1. Экономический – по оценке затрат на организацию и скорости их самоокупаемости.

2. Технологический – по функциональной используемости ресурсов для определенного типа рекреационной деятельности.

3. Физиологический – по степени комфортности для организации отдыха.

4. Эстетический – по внешней привлекательности в зависимости от эстетических качеств.

5. Ценностный – с учетом его уникальности, ограниченности ресурса в регионе или планете, его потребительского качества.

6. Экологический – по степени удовлетворения экологических потребностей, уровню природной составляющей в сочетании с техногенными факторами среды, удовлетворяющих запросам общения с природой в целом и с ее компонентами в частности.

7. Степени самодостаточности – предполагает оценку способности конкретного целевого вида ресурса независимо от других целевых ресурсов обеспечить привлекательность туристского потока или, при создании соответствующей инфраструктуры, он представляет интерес только в сочетании с другими ресурсами.

8. Уровень комплексности туристских ресурсов – состоит в оценке применительно к конкретной маргинальной территории в пределах которой различные туристские объекты и рекреационные ресурсы доступны с различными затратами времени и финансовыми средствами на перемещение.

9. Туристской емкости ресурса – по оценке плотности транспортного потока в единицу времени и определение нагрузки в расчете на единицу площади, которую способен выдержать данный ресурс без ущерба для себя.

Экономическая оценка туристских ресурсов маргинальных территорий при формировании кластерной структуры является важнейшим компонентом, осуществляемым по достаточно разнообразным методикам, оцениваемая по вкладу в основные показатели экономического развития. Однако она не может быть ограничена только ими в связи с перспективными социальными последствиями вовлечения новых территорий в использование и является предметом самостоятельного исследования.

С точки зрения повышения привлекательности маргинальных территорий при формировании структуры туристско-рекреационных систем в качестве параметров оценки и дальнейшего использования для оптимизации логистической структуры могут быть использованы компоненты ландшафтной и литогенной основы и гидрографической сети; эстетическая пейзажность ландшафта по результатам оценки ключевых точек по психолого-эмоциональным параметрам; фитоценологические и фаунистические ресурсы для осуществления рекреации; историко-культурное наследие территории; культурно-этнические традиции; уровень развития инфраструктуры и экологические ограничения и риски для развития туризма и рекреации.

В ходе исследования было выяснено, что реорганизация маргинальных территорий Московского региона является важной частью в развитии Московской агломерации. Были выявлены положительные стороны и проблемы, связанные с развитием данных зон. Маргинальные территории обладают оригинальными и еще не вовлеченными в использование ресурсами, на основе которых возможно формирование туристско-рекреационных кластеров. Так как туристско-рекреационная деятельность, являясь для Российской Федерации перспективным направлением развития регионального хозяйства, требует освоения новых туристских ресурсов, формирование на маргинальных территориях туристско-рекреационных кластеров требует учета и оценки их ресурсного потенциала. Результаты этой оценки необходимы для принятия управленческих решений и более эффективного использования потенциала этих территорий.

Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 14-02-00472 «Экономическая оценка потенциала при формировании кластерно-логистической структуры туристско-рекреационной системы маргинальных территорий урбанизированных районов».


Библиографическая ссылка

Лядкина Ю.В., Луговской А.М. ЭКОЛОГО-ТУРИСТСКОЕ РАЗВИТИЕ МАРГИНАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА // Успехи современного естествознания. – 2016. – № 10. – С. 135-139;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=36168 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674