На протяжении всей истории человечества миграции населения являются важной составной частью его жизни. Миграционные движения были на территории Нижегородской области в той или иной мере начиная с Древней Руси. Однако наиболее интенсивно процесс шел в ХХ веке. Миграции за ХХ век претерпели значительную трансформацию, поскольку менялась численность, состав мигрантов, направления и причины вызывающие перемещения населения.
Для Нижегородской области по дальности въезда – выезда характерны несколько видов миграций:
1) внутриобластная – она не влияет на изменение численности ее населения, а характеризует обмен населения между городскими и сельскими поселениями, а также между отдельными районами Нижегородской области;
2) межрегиональная (обмен населением с другими регионами Российской Федерации) – достаточно перспективная миграция;
3) миграция со странами ближнего зарубежья (СНГ и Балтии);
4) миграция со странами дальнего зарубежья.
В историческом развитии Нижегородской области можно выделить 5 этапов миграционных движений населения. Первый этап (1861–1917 гг.) характерен для дореволюционного периода. В течение этого времени миграционные потоки были направлены в основном из деревень в города Нижегородской области, а из области на восток страны, т.е. преобладали внутриобластная и межрегиональная миграция населения. Хотя было и некоторое переселение в 1914 г. из прифронтовой полосы.
Второй этап (1918–1941 гг.), особенно выделяются миграции 1920-х гг. Это был приток переселенцев из голодных районов степного Поволжья. Закрытость показателей этого периода не позволяет определить масштабы миграции. В 1930-е гг. ведётся активное строительство промышленных предприятий (ГАЗ, Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат, освоение торфяных месторождений) в Нижегородской области в центре Российской Федерации недалеко от Москвы. Это привлекало мигрантов в Нижегородскую область.
В период Великой Отечественной войны предприятия из Нижнего Новгорода не переносились и не размещались эвакуированные из западных регионов, в связи с этим массовые миграции отсутствовали. В послевоенный период начинается восстановление народного хозяйства, что закрепило население на местах на несколько лет. Значительный приток населения был связан со строительством Горьковской ГЭС [1].
Освоение восточных и северных районов дало толчок для миграции населения в эти районы, в том числе и из Нижегородской области. Это является отличительной чертой третьего этапа (1960–1991 гг.) миграционных движений. Нижегородская область в этот период была местом оттока мигрантов. Новостройки привлекали людей, имеющих производственный опыт, который был у населения Нижегородской области. В этот период основная миграционная тенденция состояла в постепенном сдвиге населения к периферии страны. Из области люди уезжали осваивать целину, на комсомольские стройки на Север, в Сибирь и Дальний Восток, т.е. миграции, носили «центробежный характер». Значительный отток высококвалифицированных специалистов был связан с развитием центров автомобилестроения в Поволжье (Ульяновск, Тольятти, Набережные Челны).
После распада Советского Союза начинается четвертый постсоветский этап миграции населения, в течение которого можно выделить два периода:
а) первый – с 1991 по 1995 г.,
б) второй – с 1996 по 2000 г.
В последний период произошел поворот миграций в Нижегородскую область.
Для первого периода постсоветского этапа характерным явлением стала миграция из бывших республик СССР. Потоки, которые ранее являлись межреспубликанской миграцией в рамках единой страны, трансформировались в миграцию между независимыми постсоветскими государствами. Наибольший поток мигрантов шел в Россию, часть которых возвращалась в места прежнего проживания, в том числе и в Нижегородскую область. Отток русскоязычного и в целом некоренного населения из бывших республик СССР сопровождался сменой культурной и языковой идентичности, что было отчасти следствием, а отчасти – причиной миграции. Среди мигрантов были не только русские.
В этот период на первый план выходят политические, этнические причины миграции населения, тогда как значимость классических детерминант миграции населения, таких как урбанизация, рынок труда, рост численности населения, падает [2]. Многие не титульные народы, в первую очередь, русские, не могли смириться с этнически выраженными инициативами молодых суверенных государств, ущемляющих права меньшинств. В этот период усиливается геополитическая нестабильность, возникают новые региональные очаги гражданских волнений, межнациональных конфликтов. Большое количество мигрантов в Нижегородскую область дали так называемые «горячие точки»: люди покидали места военных вооруженных конфликтов.
Вынужденная миграция в этот период на фоне усиления экономического застоя была вызвана следующим комплексом факторов:
– пронациональное законотворчество в новых государствах, предполагающее дискриминацию нетитульного населения по языковому и национальному признакам;
– резкое снижение уровня жизни за счет трудностей с трудоустройством, в большей степени у лиц не коренных национальностей;
– усиление этнокультурной дистанции;
– высокая конкуренция на рынке труда;
– невозможность дать образование детям.
Во второй половине 1990-х гг. суверенитет в бывших республиках СССР фактически уже утвердился, и многие проблемы стали рассматриваться через призму социально-экономической ситуации, которая в той или иной мере стабилизировалась, поэтому на смену миграции на постоянное место жительства пришла трудовая миграция. Временная миграция населения на работу в менее кризисную Россию, в том числе и Нижегородскую область, дает возможность большего заработка, в том числе и за счет неограниченного рабочего времени. Отсутствие языкового барьера облегчает положение мигранта в местах временной занятости. Большинство российских исследователей и управленцев придерживаются точки зрения о выгодности для России в целом и в частности для Нижегородской области привлечения мигрантов (в том числе и трудовых) из стран бывшего СССР. В немалой мере этому содействует высокая потребность нижегородских предприятий промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и непроизводственной сферы в рабочей силе, кроме того, в условиях сокращения трудовых ресурсов немаловажное значение имеет владение русским языком таких мигрантов, а также их образовательный и профессиональный уровень.
Современные миграции населения Нижегородской области соответствуют пятому этапу миграционных движений (2001 – по настоящее время). В этот период объемы миграции замедлили темпы (табл. 1), т.к. уменьшился поток мигрантов, процесс адаптации их на новом месте жительства идет более трудно, да и финансовые кризисы 2008–2009 гг., 2013–2014 гг. повлияли на рост безработицы в самом Нижегородском регионе.
Таблица 1
Коэффициент миграционного прироста в Нижегородской области на 10 000 человек населения [3]
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
11 |
11 |
13 |
11 |
21 |
20 |
15 |
11 |
21 |
21 |
15 |
5 |
2 |
Тем не менее среди приезжающего населения по-прежнему много жителей Средней Азии, Кавказа и Закавказья. Данные переписи 2010 г. свидетельствуют об увеличении армянского населения в Нижегородской области с 1989 г. в 7 раз, таджикского – в 4 раза, азербайджанского – в 2,7 раза, узбекского – в 2,1 раза. По численности населения армянский и азербайджанский этносы заняли пятое и седьмое места из десятки наиболее многочисленных национальностей Нижегородской области, потеснив коренные нерусские народы [4–6].
Следует отметить, что в этот период происходит изменение толерантности местного населения по отношению к мигрантам, особенно не титульных национальностей, в том числе к представителям кавказских национальностей. По результатам социологических опросов и экспедиционных исследований, проводившихся в 2000–2001 гг. сотрудником кафедры экономической географии НГПУ Н.В. Захаровой в сельской местности, и анкетирования мигрантов в Нижнем Новгороде, проведенном автором, было установлено, что отношение местного населения к приезжим изменилось в худшую сторону [7].
Республики бывшего СССР прочно связаны единым экономическим пространством, границы зачастую не делимитированы и не демаркированы, а общность языка и отсутствие строгих регламентаций при перемещении и найме на работу стимулируют миграцию. Россия является наиболее привлекательной страной для таких мигрантов. Наряду с ростом легальной трудовой иммиграции, в том числе и из стран дальнего зарубежья, в начале 2000-х гг. еще большие масштабы приобрела нелегальная иммиграция, которая стала отличительной чертой современного этапа миграционных движений населения. Поток нелегальных мигрантов был почти лавинообразным и был связан сначала с полным отсутствием миграционной политики в России, а затем несовершенством первых ее вариантов. Рост нелегальных мигрантов поставил задачу создания эффективных рычагов управления миграционным движением населения. С одной стороны, была создана миграционная Программа Правительством России, которая несколько раз пересматривалась с целью совершенствования миграционной политики, с другой стороны, заключались официальные соглашения со странами, откуда шел наибольший поток незаконных мигрантов, о порядке въезда, пребывания и транзитного проезда иностранных граждан на территории РФ. Это еще раз подчеркивает необходимость управления миграционным движением населения. Так в марте 1998 г. в Москве было подписано соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых государств в борьбе с незаконной миграцией. По этому соглашению, термин «незаконные мигранты» имеет следующее значение: «граждане третьих государств (не являющиеся участниками данного соглашения) и лица без гражданства, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территории Сторон (государств – участников данного Соглашения), а также граждане Сторон, нарушившие правила пребывания на территории одной из Сторон, установленные ее национальным законодательством». Однако это определение практически исключает мигрантов, осуществляющих незаконную трудовую деятельность на территории России. Более полное определение содержалось в Федеральной миграционной программе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 1414 от 27 ноября 1997 г., которая была ликвидирована с 2002 г. в связи с преобразованием государственных органов, регулирующих миграцию, и их функций. По этой программе незаконная миграция определялась как «въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории РФ» [8].
Проблемы незаконной миграции в Нижегородской области приобретают весьма острый характер. Этому способствуют несовершенство миграционного законодательства и его нескоординированность с законодательством соседних государств, включая несогласованность визовых режимов, а также слишком большой рост численности нелегальных мигрантов и трудности в регулировании этого потока. Все чаще отмечаются попытки использовать территорию Нижегородской области для транзита нелегальных мигрантов, в первую очередь в центральные регионы России, а также в страны Западной Европы. Поэтому незаконная миграция стала в последнее время объектом пристального внимания как этих стран, так и международных организаций, в том числе Международной организации по миграции [8].
Среди незаконных мигрантов в Нижегородской области можно выделить две категории. Первая – трудовые мигранты, так называемые «гастарбайтеры», приехавшие на заработки из стран СНГ. Вторая категория – беженцы, прежде всего из стран Центральной Азии.
Основным способом въезда нелегальных мигрантов на территорию Нижегородской области является железнодорожный и автомобильный транспорт. Обычно они едут к уже обосновавшимся в регионе родственникам и знакомым, срабатывает так называемый эффект «цепной реакции». Здесь они вливаются в достаточно мощную диаспору своих соотечественников, которые помогают им адаптироваться, порой в обход законов, либо вовремя выполнить все требования, касающиеся временной регистрации.
На протяжении всего современного этапа остро встает проблема легализации незаконной трудовой деятельности мигрантов. Вплоть до 2011 г. Федеральной миграционной службой разрабатывались сведения об иностранных работниках, осуществляющих трудовую деятельность в установленном порядке, которые основывались:
– на выданных разрешениях на работу для иностранных граждан из стран с визовым порядком въезда (из стран дальнего зарубежья, Туркмении, а с 2009 г. – Грузии);
– на уведомлениях, полученных от работодателей, привлекающих иностранных работников – граждан стран СНГ с безвизовым порядком въезда в Россию (Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины), кроме Белоруссии, образующей союзное государство с Россией;
– на выданных разрешениях на работу лицам без гражданства [9].
Анализируя данные по численности иностранных граждан, имеющих действующее разрешение на работу (табл. 2) или патент на осуществление трудовой деятельности (табл. 3), можно сделать вывод о резком сокращении этих категорий мигрантов в Нижегородской области к 2015 г. Это во многом связано с ухудшением экономической ситуации и снижением уровня оплаты труда в валютном выражении.
Несмотря на уменьшение количества иностранных трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья, они сумели достаточно хорошо адаптироваться к жизни в регионе, заняв своеобразные «экономические ниши» на рынке труда и влившись в новую культурную среду.
Таблица 2
Численность иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу* в Нижегородской области [3]
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015** |
|||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
13855 |
1,3 |
17109 |
1,5 |
19225 |
1,7 |
13625 |
1,3 |
2024 |
1,1 |
Примечание. *По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации; **данные приведены по лицам, прибывшим в визовом порядке въезда.
Таблица 3
Численность иностранных граждан, имевших действующий патент на осуществление трудовой деятельности* в Нижегородской области (на конец года) [3]
2013 |
2014 |
2015 |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
16961 |
1,5 |
22913 |
1,1 |
21748 |
1,3 |
Примечание. *По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации. Данные приведены по лицам, прибывшим в безвизовом порядке въезда.
Таким образом, можно сделать вывод, что на протяжении всего исторического развития, а в последнее время наиболее активно Нижегородская область участвует в миграционном обмене населением, как с другими регионами Российской Федерации, так и с другими странами.
Библиографическая ссылка
Аракчеева О.В., Кривдина И.Ю. ЭТАПЫ МИГРАЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ // Успехи современного естествознания. – 2017. – № 6. – С. 72-76;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=36502 (дата обращения: 04.12.2024).