Нехватка природных ресурсов, которая начинает все острее осознаваться человечеством, приводит ученых к пересмотру парадигмы развития и использования растительных генетических ресурсов. В важном деле сохранения генетических ресурсов растений главная роль, по мнению ведущих исследователей, принадлежит генетическим коллекциям [1, 2]. Основателем этого важного направления является академик Н.И. Вавилов, положивший начало крупнейшей коллекции растительных генетических ресурсов Российской Федерации [3].
Генетические ресурсы растений представляют собой определенную долю биоресурсов, которые содержат часть наследственного материала и непосредственно или опосредованно важны для селекционного процесса. Они сохраняют уникальное эколого-генетическое и географическое разнообразие представителей различных таксономических групп, являются резерватами признаков адаптации к неблагоприятным условиям внешней среды для селекционеров-практиков, а также могут быть использованы для организации учебного процесса в системе практико-ориентированного обучения. Важным документом, призванным помочь в организации и сохранении коллекций, является «Положение о российских коллекциях генетических ресурсов культурных растений и их диких родичей (сородичей)» [4].
В мировой практике для идентификации генресурсов применяется ботаническая систематизация; анализ систем размножения; генно-маркерный анализ; идентификация адаптивных стратегий; выявление разнообразных цитогенетических признаков (моносомных и трисомных серий, полиплоидные и анеуплоидные формы), цитоплазматические структуры и др. Для создания генетических биоресурсных коллекций достаточно широко используются методы ex situ:
1) выращивание растений на определенных полевых участках – создание так называемой «живых коллекций» или «полевых банков», в том числе клоновых посадок различных культур;
2) сохранение коллекционных образцов в виде генетических банков семян [5, 6].
Сохранение генофондов коллекций в виде семян в обычных помещениях – способ, хорошо известный и апробированный в течение многих лет ведущими исследовательскими центрами (ВИРом и др.). Обязательным условием при этом является периодический пересев коллекций. Существует как опасность потери семенами всхожести, так и возможность появления точковых мутаций и хромосомных перестроек, даже в период глубокого покоя [6].
При создании генетической коллекции многолетних бобовых трав на базе природно-ландшафтного комплекса «Ботанический сад НИУ БелГУ была поставлена цель: создать коллекционный фонд как основу для изучения биоразнообразия, полиморфизма, оценки границ изменчивости отдельных хозяйственно полезных признаков, выделения генетических доноров для использования в селекционной работе с многолетними бобовыми травами, в первую очередь с люцерной изменчивой и клевером посевным.
Материалы и методы исследования
На базе кафедры биологии и природно-ландшафтного комплекса «Ботанический сад НИУ БелГУ созданы генетические коллекции бобовых трав – видов, сорто- образцов, экотипов и форм, как культурных, так и дикорастущих представителей родов Medicago, Trifolium. Изучение проводится как на уровне одного растения, так и популяций. Коллективом ученых кафедры биологии и природно-ландшафтного комплекса «Ботанический сад НИУ БелГУ был выбран путь создания генетических биоресурсных коллекций бобовых трав ex situ. Исследования ведутся в соответствии с «Методическими указаниями по изучению коллекции многолетних кормовых трав» и другими общепринятыми методиками [7]. Коллекционный фонд служит основой для выделения исходных форм и адаптивной селекции многолетних бобовых трав на высокую кормовую и семенную продуктивность [8, 9].
Результаты исследования и их обсуждение
В мировой флоре к семейству бобовые относится более 12 тыс. видов, из которых около 1850 произрастают на территории России. В культуру же введено лишь 24 вида. Во флористическом списке Белгородской области бобовые входят в первую пятерку по количеству видов. В овражно-балочных комплексах юга Среднерусской возвышенности идентифицированы 16 хозяйственно полезных видов семейства Fabaceae. Было проведено изучение общего габитуса, длительности жизненного цикла бобовых растений, особенности распространения экологических форм и т.д. Установлено, что преобладающими среди хозяйственно полезных видов бобовых являются травянистые стержнекорневые многолетники. Спектр жизненных форм по К. Раункиеру показал, что преобладают среди бобовых гемикриптофиты – 93,75 %. К луговому флороценотипу относится 62,5 %, к степному – 25,0 % видов, встречаемых на меловых и каменистых склонах, а также конусах выноса и устьях оврагов. Остальные виды бобовых принадлежат к лесному и синантропному типам [10]. Собранная в НИУ БелГУ коллекция семейства Fabaceae хранится преимущественно ex situ в виде генетического банка семян. Пополнение коллекционного фонда ведется по следующим основным направлениям:
− сбор местных форм с высокой степенью устойчивости к биотическим и абиотическим стрессам, ценным биохимическим составом;
− привлечение лучших мировых достижений современной селекции.
Способ сохранения коллекционных образцов в виде семян в условиях обычных помещений широко апробирован на протяжении длительного времени на базе ведущих научных центров (ВИРа, ВИКа и др.). При этом доказана необходимость их периодического пересева, так как даже для бобовых трав, семена которых характеризуются свойством твердосемянности (твердокаменности), есть опасность потери семенами всхожести. Также показано, что в процессе хранения в семенах продолжаются физиолого-генетические перестройки, сопровождающиеся точковыми мутациями и/или хромосомными перестройками. В результате коллекционные образцы претерпевают изменения, а также сохраняется опасность их механического и гибридогенного засорения [6].
Помимо сохранения коллекционного материала бобовых трав в форме ex situ также используется метод «живых коллекций», или «полевых банков». Однако использование этого метода имеет определенный, но важный недостаток – сложно сохранять генетическую чистоту коллекционного материала у перекрестноопыляющихся культур, к каковым относятся бобовые травы. Для поддержания коллекционных образцов создаются изолированные участки, позволяющие сохранять генетическую чистоту семян. Но при этом метод живых коллекций имеет и очень ценное преимущество – позволяет использовать генетическую коллекцию для проведения лабораторных занятий, при выполнении курсовых и бакалаврских работ, магистерских диссертаций студентами кафедры биологии НИУ БелГУ. Особое внимание в Ботаническом саду уделяется изучению видов, сортов и экотипов люцерны. Коллекция этой ценной кормовой культуры, представленная в НИУ «БелГУ», начала формироваться еще в 1970-е гг. уси- лиями известных отечественных селекционеров: академика РАН А.А. Гончаренко и д.с.-х.н., проф. И.К. Ткаченко. Их работа была продолжена в 1990–2000-х гг. учениками: д.с.-х.н. В.И. Чернявских, д.б.н. Е.В. Думачевой, к.с.-х.н. Т.Н. Глубшевой, к. с.-х. н. Ю.Н. Куркиной, к.с.-х.н. К.Н. Ионовым и другими. В результате собрана обширная коллекция – более 600 сортов, сортообразцов культурных и дикорастущих форм рода Medicago L. Коллекционные номера отбирались путем мобилизации селекционных образцов и сортов Советского Союза, стран Восточной и Западной Европы, США, привлечением местных сортообразцов и форм из коллекции ВИРа. Важным этапом пополнения коллекций были экспедиционные сборы в 1980–2000-е гг., проведенные на территории Украины, России, Белоруссии, закавказских и среднеазиатских республик. Выделенные в течение многих лет исследований источники ценных биологических и хозяйственных признаков активно используются в настоящее время для работы по различным направлениям селекции люцерны на кормовую ценность, снижение содержания сапонинов, высокую семенную продуктивность, устойчивость к вредителям и болезням, засухоустойчивость, устойчивость к карбонатным почвам.
Для включения образца в коллекцию предварительно изучается его генеалогия, пригодность для конструирования смешанных агроценозов, эдафическая и фитоценотическая комплементарность. Ведется описание каждого образца по ряду количественных признаков: форма розетки осеннего или весеннего отрастания; форма куста; стебли (высота; грубость; опушение; окраска узлов; ветвистость); среднее число междоузлий и амплитуда колебаний; кустистость (сильная, средняя, слабая); облиственность; листья (величина; форма; опушение; окраска; восковой налет; степень мягкости); прилистники (форма; опушение; окраска); соцветие (форма; длина; степень рыхлости; окраска); бобы (величина, форма, окраска, количество завитков); семена (величина; форма; цвет; % твердых семян); корневая система (мощность развития; выраженность главного корня; наличие клубеньков). В результате многолетних циклов авторами были выделены и изучены формы – источники ценных хозяйственных признаков, обладающие высокой общей комбинационной способностью (ОКС) в питомниках поликросса по продуктивности надземной массы (номера Л 450–455 – местные формы с карбонатных обнажений); по семенной продуктивности (Л 235–239 – индивидуальные отборы из сорта Белгородская 86); высокой облиственностью (Л 347–352 – носители mf-мутации); устойчивые к аскохитозу (Л-346, Л-492), которые стали гендонорами для новых сортов люцерны изменчивой Краснояружская 1, Краснояружская 2, Алексеевская 1 и Глория. В табл. 1 приведен фрагмент дескриптора коллекции рода Medicago L., который предназначен для информирования селекционеров, биологов, ботаников, работающих с генетическими коллекциями, с целью обмена образцами для использования в фундаментальных, поисковых и прикладных исследованиях.
Таблица 1
Дескриптор генетической и биоресурсной коллекции рода Medicago L. (фрагмент)
Номер по каталогу учреждения |
Название |
Видовая принадлежность |
Статус образца |
Статус коллекции |
Селекционно ценный признак |
||
* |
** |
*/* |
**/* |
**/** |
|||
Л-1 |
Белгородская 86 |
M. varia Mart. |
AC |
Россия |
С/Р |
ПУ |
2 |
Л-66 |
Europe |
M. varia Mart. |
AC |
Франция |
С,Р |
БС |
1 |
Л-67 |
Ferax |
M. varia Mart. |
AC |
США |
С,Р |
БС |
2 |
Л-68 |
Roamer |
M. varia Mart. |
AC |
Канада |
С,Р |
БС |
1 |
Л-69 |
Sterling |
M. varia Mart. |
AC |
США |
С,Р |
БС |
1 |
Л-70 |
Suver |
M. varia Mart. |
AC |
Франция |
С,Р |
БС |
1 |
Л-71 |
Vela |
M. varia Mart. |
AC |
Дания |
С,Р |
БС |
1 |
Л-72 |
Vernal |
M. varia Mart. |
AC |
США |
С,Р |
БС |
2 |
Л-73 |
Walcabaut |
M. varia Mart. |
AC |
Австралия |
С,Р |
БС |
1 |
Л-74 |
WL-315 |
M. varia Mart. |
BR |
М |
С,Р |
БС |
1 |
Л-89 |
Краснояружская 1 |
M. varia Mart. |
AC |
Россия |
С,Р |
ПУ |
1,3 |
Л-90 |
Отбор из сорта Краснояружская 1 mf |
M. varia Mart. |
BR |
М |
С,Р |
ПУ |
1,3 |
Л-93 |
Краснояружская 2 |
M. varia Mart. |
АС |
Россия |
О,Р |
ПУ |
2 |
Л-94 |
Отбор из сорта Краснояружская 2 |
M. varia Mart. |
BR |
М |
О,Р |
ПУ |
2 |
Л-95 |
Алексеевская 1 |
M. varia Mart. |
AC |
Россия |
О,Р |
ПУ |
1,2 |
Л-96 |
Отбор из сорта Алексеевская 1 |
M. varia Mart. |
BR |
М |
О,Р |
ПУ |
2 |
Л-97 |
Глория |
M. varia Mart. |
AC |
Россия |
О,Р |
ПУ |
1,2 |
Л-98 |
Отбор из сорта Глория |
M. varia Mart. |
BR |
М |
О,Р |
ПУ |
2 |
Л-146 |
Марусинская 425 |
M. varia Mart. |
АС |
Россия |
Р |
БС |
2 |
Л-147 |
Павловская пестрая |
M. varia Mart. |
АС |
Россия |
Р |
БС |
1,3 |
Л-148 |
Белгородская 7 |
M. varia Mart. |
АС |
Россия |
Р |
ПУ |
1,3 |
Л-149 |
Дарья |
M. varia Mart. |
АС |
Россия |
Р |
БС |
3 |
Л-150 |
Вавиловская юбилейная |
M. sativa L. |
АС |
Россия |
Р |
БС |
1 |
Л-151 |
Тамбовчанка |
M. sativa L. |
АС |
Россия |
Р |
БС |
1 |
Л-159 |
Отбор из сорта Белгородская 7 |
M. varia Mart. |
BR |
М |
Р |
ПУ |
2 |
Л-455 |
ИО 2/30 mf, 2015 |
M. varia Mart. |
BR |
М |
С,Р |
ПУ |
1,3 |
Л-456 |
ИО 2/26 mf, 2015 |
M. varia Mart. |
BR |
М |
С,Р |
ПУ |
1,3 |
Л-457 |
ИО 2/23 mf, 2015 |
M. varia Mart. |
BR |
М |
С,Р |
ПУ |
1,3 |
Л-346 |
Люцерна желтая |
M. falcata L. subsp. romanica (Prodan) Schwarz et Klinkovski |
WL |
М |
О |
БС |
4 |
Л-429 |
Люцерна желтая |
M. falcata L. subsp. romanica (Prodan) Schwarz et Klinkovski |
WL |
М |
О |
БС |
4 |
Примечание. Условные обозначения: * – сорт (АС), дикорастущий вид (WL), селекционный ресурс (BR); ** – местный (М), получен из…; */* – оригинальная (О), сохраняемая (С), рабочая (Р); **/* – в полевых условиях (ПУ), генетический банк семян (БС); **/** 1 – высокая продуктивность надземной массы; 2 – высокая семенная продуктивность; 3 – высокая облиственность; 4 – устойчивость к аскохитозу.
Аналогичная работа в настоящее время ведется с видами, сортами и сортообразцами рода Trifolium L., коллекция которых насчитывает более 150 номеров. В табл. 2 приведен перечень номеров коллекции, оличающихся высокой декоративностью, что является важным для формирования сортов газонного типа.
Таблица 2
Дескриптор генетической и биоресурсной коллекции рода Trifolium L. (фрагмент)
Номер по каталогу учреждения |
Название |
Видовая принадлежность |
Статус образца |
Статус коллекции |
||
* |
** |
*/* |
**/* |
|||
К-5 |
КП-7 |
T. alpestre L. |
BR |
М |
С,Р |
БС |
К-23 |
ДП-33 |
T. arvense L. |
BR |
М |
С,Р |
БС |
К-24 |
ДП-34 |
T. arvense L. |
BR |
М |
С,Р |
БС |
К-40 |
ДП-2 |
T. fragiferum L. |
BR |
М |
С,Р |
БС |
К-66 |
Краснояружский |
T. repens L. |
AC |
Россия |
С,Р |
ПУ |
К-67 |
Отбор из сорта Краснояружский |
T. repens L. |
BR |
М |
С,Р |
ПУ |
К-68 |
Казацкий |
T. pratense L. |
АС |
Россия |
С,Р |
ПУ |
К-69 |
Отбор из сорта Казацкий |
T. pratense L. |
BR |
М |
О,Р |
БС |
К-70 |
Орловский среднеранний |
T. pratense L. |
АС |
Россия |
О,Р |
БС |
С использованием доноров ценных селекционных признаков создан и включен в Государственный реестр селекционных достижений сорт клевера ползучего Краснояружский, передан в 2018 г. в Госсортоиспытание новый сорт клевера ползучего Илёк. Идет работа по сбору генетического материала и закладке генетических и биоресурсных коллекций других хозяйственно ценных родов семейства Fabaceae. На очереди – создание генетических коллекций, хранящих генофонды лекарственных и ароматических растений, включая виды фармакологические, необходимые для селекции на фитонцидные, гомеопатические, адаптогенные, антиоксидантные и антимикробные свойства.
Выводы
1. Для полноценного использования и сохранения генетического разнообразия растительных ресурсов региона проведена большая работа по формированию коллекционного фонда хозяйственно ценных родов бобовых трав, разработаны дескрипторы генетических коллекций люцерны изменчивой и клевера ползучего.
2. На базе генетической биоресурсной коллекции бобовых трав НИУ БелГУ созданы условия для быстрого поиска необходимого для селекционной работы исходного генетического материала, контроль за поддержанием образцов в живом виде или в виде банка семян.
3. Выделены доноры ценных хозяйственных признаков (высокой семенной продуктивности и продуктивности надземной массы; облиственности; устойчивости к аскохитозу), которые стали исходным материалом для новых сортов люцерны изменчивой Краснояружская 1, Краснояружская 2, Алексеевская 1 и Глория, а также клевера ползучего (Краснояружский и Илёк).
Исследование выполнено при поддержке гранта на проведение НИР по приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса Белгородской области (Соглашение № 2 от 12 ноября 2018 г.) на тему: «Формирование селекционно-семеноводческой базы медоносных культур в условиях малых форм хозяйствования».
Библиографическая ссылка
Чернявских В.И., Думачева Е.В. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ МНОГОЛЕТНИХ БОБОВЫХ ТРАВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ПУТИ МОБИЛИЗАЦИИ И СЕЛЕКЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ // Успехи современного естествознания. – 2019. – № 1. – С. 63-68;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=37038 (дата обращения: 21.11.2024).