В последнее время тема организации общественных пространств становится все более актуальной. Этому способствовала реализация идеи национальных проектов, в рамках которой были выделены значительные суммы на исследования, подготовку технических заданий, самих проектов, реорганизацию общественных пространств, работу с населением (изучение общественного мнения и т.п.). Все эти мероприятия были направлены на оптимизацию общественных пространств для улучшения качества жизни людей в обычное, «мирное» время. Сложившаяся ситуация во время пандемии показала неготовность общественных пространств выполнять ряд своих функций. После стабилизации ситуации в стране общественные пространства претерпят ряд изменений, как и городская среда в целом.
Исходя из вышесказанного целью нашего исследования является изучение способов оптимизации общественных пространств для выполнения ими функций по улучшению качества жизни населения в кризисных ситуациях.
Материалы и методы исследования
Среди методов исследования особое внимание уделяется сравнительному, исследовательскому, типологическому, аналитическому методам, методу прогнозирования. Материалами являются опубликованные исследования архитектурного бюро STRELKA CA.
Результаты исследования и их обсуждение
Мы понимаем под общественными пространствами городской среды различные территории для свободного посещения граждан с целью проведения своего досуга, т.е. пространства коммуникации. Вследствие этого можно выделить ряд функций, которые подобные пространства должны выполнять, среди них – использование территорий для проведения массовых мероприятий, улучшения здоровья и общего самочувствия граждан, коммуникации, экологические функции, обеспечение безопасности.
В период кризисных ситуаций, например эпидемий, некоторые функции выполняться общественными пространствами не должны: это коммуникационные функции, использование данных территорий для общественных мероприятий. Но к общественным пространствам относятся не только площади и парки, посещение которых с целью проведения досуга запрещено в режиме повышенной готовности. К общественным пространствам относятся также улицы с пешеходным движением, перекрестки, которые используются населением для передвижения; кроме того, существуют еще территории городской среды, на которых происходит скопление населения независимо от кризисных ситуаций. К таким территориям относятся подъезды, продовольственные магазины, аптеки, остановки общественного транспорта.
Крайне важно, чтобы городская среда в любых ситуациях была безопасна для граждан, особенно в режиме повышенной готовности, когда часть ее функций трансформируются, а также городская среда должна соответствовать требованиям и правилам, принятым правительством страны, потому что все общественные пространства во время таких кризисных ситуаций, как, например, пандемия, – это места повышенной опасности. Сложившаяся ситуация обозначила все «белые пятна» на карте устойчивости городской среды.
Ряд идей, отвечающих таким требованиям, был предложен сотрудниками архитектурного бюро STRELKA CA [1]. Среди них маркировка дистанции на улицах (1,5 м), наносимая на тротуары в местах скопления людей – у пешеходных переходов, на остановках. Такая разметка может встречаться на тротуарном покрытии не повсеместно, а через 500 метров как напоминание, показывающее удаленность до другого пешехода, либо, если это остановка или место ожидания на переходе, – нанесенные на тротуарное покрытие окружности, также с определенной дистанцией. Подобную разметку наносят и в магазинах, во многих продовольственных магазинах страны такая мера уже принята.
Мы считаем, что подобные идеи в кризисных ситуациях просто необходимы, так как они позволяют гражданам не терять бдительности, постоянно напоминая о сложившейся ситуации, кроме того, помогают людям с повышенной тревожностью избегать паники.
Также архитекторы предлагают установить съемные разделители на скамейки, которые не позволят людям сидеть слишком близко друг к другу. Нам такая мера кажется не столь необходимой вследствие запрещения посещения парков и площадей для прогулок.
При режиме повышенной готовности люди довольно редко выходят из дома. Общественные пространства, такие как парки, скверы и детские площадки, больше не выполняют функции по укреплению здоровья, наоборот – являются объектами повышенной опасности, кроме того, их посещение запрещено. Поскольку физические нагрузки и свежий воздух необходимы всем группам населения, особенно детям, группа архитекторов STRELKA CA предложила также использовать в летние месяцы в этих целях крыши домов. Эта идея может быть реализована в виде летнего парка, размещенного на крыше дома, для которого используется временное контейнерное озеленение. Предполагается согласование жильцами дома посредством социальных сетей времени посещения данного пространства, чтобы избежать скопления населения и риска заражения.
Мы считаем данную идею заслуживающей наибольшего внимания, поскольку, помимо пользы от прогулок на свежем воздухе, крайне важное значение такие «парки» имеют для восстановления психологического здоровья, ведь в режиме самоизоляции люди вынуждены подолгу находиться на замкнутой территории, что при условии небольшой площади квартиры может вызвать ряд психологических проблем. Кроме того, на такую территорию могли бы иметь доступ только жильцы данного дом, с гарантией невозможности проникновения посторонних.
Правила посещения таких территорий во избежание конфликтов между жильцами должны прорабатываться администрацией города (например, от 30 минут до 1 часа в день на каждую квартиру в зависимости от количества жильцов в доме либо подъезде). За каждым подъездом можно закрепить определенные территории, которые будут изолированы друг от друга, чтобы минимизировать скопление населения и не сокращать время посещения «парка». Созданы приложения с QR-кодами на выход из дома, аналогичную (с определенными изменениями) систему можно применить и в данной ситуации.
Мы считаем, что в продолжение этой идеи на рынке недвижимости приобретут особую популярность квартиры, имеющие балконы, ведь они являются одновременно и частью квартиры, и в некоторой мере общественным пространством, поскольку они позволяют быть на улице, не выходя при этом из дома, кроме того, с них можно общаться с теми, кто находится на улице. Кроме то, больше будут цениться дома с внутренней, огороженной территорией.
Помимо парков на крышах домов, исследователи STRELKA СА разработали концепцию приложения, которое позволило бы посещать реальные парки, которые закрыты для посетителей на время карантина. Путем подобного приложения можно было бы забронировать участок парка или какой-то прогулочный маршрут на определенный промежуток времени, правда, для этого необходимо в парках, участвующих в этой программе, нанести разметку маршрутов, а также промаркировать возможную дистанцию. Получение QR-кода на недолгое посещение определенного участка парка позволило бы гражданам улучшить свое самочувствие, а также избежать психологического дискомфорта вследствие нахождения в замкнутом пространстве своих квартир. Безусловно, что парки выбираются жителями в непосредственной близости от дома и не допускается посещение игровых зон, где расположены аттракционы.
Как отмечают многие урбанисты, сложившийся из-за пандемии 2020 г. режим, безусловно, изменит ряд функций городской среды, хотя пока сложно прогнозировать, до какой степени трансформируются некоторые из них. Городские общественные пространства в этот период находятся в состоянии заброшенности. Появляются новые термины, среди которых, например, «дизайн, отвечающий требованиям социального дистанцирования». Некоторые исследователи (среди которых профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего, автор ряда книг Бенджамин Браттон) считают, что многие последствия карантина станут постоянными, поскольку часть общественных мест, выполнявших определенные функции, превратились в компьютерные приложения, которые можно использовать внутри дома, и домашняя среда заменяет человеку общественные пространства [2]. Речь идет о ряде сервисов по доставке товаров, удаленном образовании для ряда специалистов и пр. Также Б. Браттон утверждает, что наши общества сейчас упрощены до основных функций, среди которых продовольствие, медицина, транспортное сообщение, и большая часть такого упрощенного взаимодействия останется и после отмены карантина. Данное утверждение не лишено смысла, но мы считаем, что делать такие выводы преждевременно, потому что в период «затворничества» населению остро не хватает социализации. Нам кажется, что многие практики онлайн-платформ действительно обретут еще большую популярность вследствие широких возможностей их применения, но общественные пространства, среди которых центральные площади городов, пешеходные улицы, парки, получат огромную популярность у населения после завершения карантина.
Мнения, что многие не захотят возвращаться к некоторым докарантинным моделям поведения, придерживает и глава Центра городской экономики КБ «Стрелка» Е. Короткова. Она приводит гипотезу М. Портера, основная мысль которой заключается в том, что жесткие ограничения дают толчок к возникновению инноваций и повышению эффективности [3]. По словам Е. Коротковой, даже те люди, которые в это время освоили онлайн-платформы и были вынуждены ими пользоваться, оценили их удобства и уже не захотят тратить денежные и временные ресурсы на перелеты в другие города и страны (например, для переговоров). Кроме того, многие граждане, изменившие свои привычки по необходимости (например, практически перестали пользоваться общественным транспортом и пересели на велосипеды или стали ходить пешком, когда это, конечно, возможно), впредь уже не захотят от них отказываться.
Трансформация или замедление формирования могут произойти и в таких новых формах объединения для работы и для проживания, как коворкинги и коливинги. Сложившаяся эпидемиологическая обстановка показала несовершенство подобных форм. Во время подобных эпидемий самым «крупным» объединением является семья, находящаяся в замкнутом пространстве своей квартиры или дома. Существование же таких новых форм проживания, как коливинги, ставится под угрозу, поскольку на одной территории проживает довольно большое количество людей. Переход к новым формам совместной жизни, конечно, не будет прекращен полностью, но, видимо, замедлится.
Еще одна совместная форма, только касающаяся не проживания, а работы, – коворкинги. В период эпидемий такой подход к организации труда невозможен вследствие большого скопления населения, поэтому подобные формы, актуальные для многих крупных городов, также перестают функционировать.
Мы также придерживаемся мнения, что в дальнейшем у городов будет больше возможностей переживать подобные кризисы, которые, к сожалению, ввиду увеличения количества населения будут периодически случаться. Так, все вирусные заболевания распространяются в городской среде очень быстро вследствие повышенного скопления населения. Этому также способствуют ускоренный ритм городской жизни, необходимость длительных поездок в городском транспорте, неизбежные контакты в торговых центрах, офисах, оторванность горожан от естественной природной среды [4]. Безусловно, город не всегда может быть готовым к разного рода кризисам, форс-мажорные обстоятельства потенциально возможны, и в планировании городской среды нельзя учесть все варианты, но все-таки принять к сведению этот урок необходимо, чтобы в будущем, при повторении подобных кризисов эпидемиологического характера, перестраивание хозяйства и оптимизация городской среды проходили менее болезненно.
Как будет трансформироваться городская среда в ближайшее время? Мы считаем, что, во-первых, изменения коснутся ряда помещений, занимаемых бизнесом, не выдержавшим изменившейся ситуации, в частности офисных помещений, которые занимали разорившиеся сейчас фирмы, например туристические. Кроме того, офисные помещения станут не нужны ряду фирм с небольшим количеством сотрудников, занятость которых позволяет работать удаленно. Так, вынужденно переведя работников на новую форму занятости, возможно, работодатель не посчитает нужным возвращаться к аренде помещения (сэкономив при этом на самой аренде, техническом оснащении рабочего места, ремонте техники, решении различных коммунальных вопросов и т.п.); некоторые помещения, занимаемые под ресторанный бизнес, также ждет трансформация. Сложившаяся ситуация приведет к снижению арендной платы за офисные помещения ввиду их большого количества, а также к снижению темпов их строительства, а это в свою очередь окажет влияние на городскую планировку.
Многие исследователи говорят об усилении субурбанизации крупных населенных пунктов. Понятие субурбанизации вообще характерно для городов России, особенно центральных регионов, а во время кризисов эпидемиологического характера и запрета на посещение общественных мест, перехода на удаленный формат работы переезд на дачные участки становится особенно актуальным. Дачные участки, расположенные в пригороде, позволяют избегать повышенного скопления населения и в целом способствуют стабилизации психологическо-эмоционального состояния.
Безусловно, городская среда трансформируется во времени вне зависимости от кризисов в связи с постоянно меняющимися условиями жизни. В современном мире эти преобразования происходят усиленными темпами. Иногда становится трудно учесть интересы всех заинтересованных сторон и подстроиться под противостоящие друг другу субъекты: обывателей, представителей экономического сектора и политических структур [5]. Жители хотят использовать определенную территорию города для проведения своего досуга, те же самые территории могут быть запланированы для использования каких-либо бизнес-проектов либо же для изъятия из пользования для восстановления экологического потенциала города.
Если подобные, как пандемия 2020 г., кризисные ситуации будут случаться чаще, учитывать интересы всех сторон будет еще сложнее. Поэтому необходимо выбирать такие формы взаимодействия и такие виды природопользования, когда возможно совместное использование территории, а один вид эксплуатации какого-то ресурса не исключает другого. Например, при необходимости строительства жилого или офисного здания вместо небольшого сквера можно использовать внешнюю поверхность здания под озеленение: стены, кровлю, применяя контейнерное озеленение на крыше для создания своеобразного парка, разместить экопарковки, таким способом будут учтены интересы разных сторон. Потребности нескольких возрастных групп населения по проведению досуга в городских парках можно учесть, зонируя пространство, выделяя велосипедные дорожки, секторы детских площадок, огороженные площадки для тренировки собак, пешеходные дорожки для пожилых людей, спортивные территории, коммуникативные территории для концертов и развлечений.
Выводы
Любые кризисные ситуации в стране влияют на качество жизни населения, на мировоззрение граждан, находят отражение они и в городской среде, в планировании общественных пространств. Сложившаяся весной 2020 г. ситуация повлияет на многие сферы жизни населения, в том числе трансформация коснется и ряда общественных пространств и их функций, которые должны изменяться в зависимости от нужд населения.
Одно из новых направлений, на которое будет направлена трансформация, – это многофункциональность, когда один объект может выполнять несколько функций. Так, жилой дом с размещенным на нем контейнерным озеленением способен совмещать функции здания и парка для прогулок, обширные помещения – галерей, гостиниц – могут трансформироваться в госпитали.
Многие сферы жизни будут переведены на онлайн-платформы, которые способны использоваться чаще, чем до эпидемиологического кризиса. Сложившаяся ситуация доказала, что автоматизация многих сфер жизни крайне важна и является основой стабильности, а в ряде случаев – и единственно возможным путем поддержания благосостояния граждан.
Возможно, в будущем при возникновении подобных ситуаций городские общественные пространства не будут полностью изолированы от граждан, а их посещение будет ограничено, но все-таки допустимо при принятии определенных мер и соответствующей подготовке.
Библиографическая ссылка
Копосова Н.Н., Волкова А.В. ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ С УЧЕТОМ ВОСПРИЯТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДОВ И СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ // Успехи современного естествознания. – 2020. – № 6. – С. 62-66;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=37412 (дата обращения: 14.10.2024).