В современном мире организаторы туристских маршрутов, преследуя цель удовлетворения запросов потребителей, стараются следовать современным изменениям и внедрять в процесс различные креативные идеи. Одновременно рынок туристских услуг все более нацеливается на индивидуализацию потребителей, а маркетинг индустрии ориентируется на частное общение с туристом для его привлечения [1], что также расширяет возможный спектр предлагаемых услуг. Подобный индивидуальный подход к туристским услугам подразумевает включение в их содержание технологий, соответствующих современным достижениям научных и научно-практических исследований, как в технических, так и в гуманитарных областях.
Особенно важно отметить, что использование креативных технологий зачастую приводит к формированию качественно новых туристских продуктов и освоению новых направлений. В связи с чем происходит развитие внутреннего и международного туризма на национальном и межрегиональном уровнях. Можно отметить, что креативные технологии в туризме – это не только создание новых туристских маршрутов, но и внедрение инновационных отдельных продуктов, создание уникальных систем маркетинга и менеджмента [2]. Последнее определяется тем, что только в рамках качественно новых подходов к управлению туристскими предприятиями и продвижению турпродукта возможно удержание лидирующих позиций среди «нишевых» конкурентов.
Значимость креативных технологий в туризме влияет на различные сферы жизни и социальные группы. В частности, внедрение технологий имеет следующий положительный эффект:
− повышается экономический уровень страны или региона;
− улучшается жизнь местного населения;
− увеличивается турпоток в страну;
− оптимизируется конкурентоспособность туристских дестинаций [3].
Креативные технологии не подразумевают под собой отвержение способов и услуг, но допускают создание новых (инновационных) продуктов [4]. Они нацелены на устойчивое развитие туристской деятельности посредством их внедрения в туристский процесс.
Вопрос применения креативных технологий в туризме особо актуален для государств и регионов, в которых традиционно туристская отрасль занимает ключевые позиции в формировании валового внутреннего продукта. К подобным странам, в частности, относится Египет, в котором исторически развиваются культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, экологический, этнографический и другие виды туризма. Данное разнообразие реализуемых туристских продуктов дает возможности полноценного внедрения различных креативных технологий.
За основу исследования были взяты выводы и положения профильных исследований ряда российских и зарубежных ученых. Важным вопросом является изучение использования инновационных технологий в туризме как составляющего элемента креативных технологий. В частности, особенно интенсивно инновационная составляющая креативных технологий проявляется в таких туристских услугах, как бронирование, транспортные перевозки, а также маркетинговые стратегии. Существующие исследования в данной области [5], а также изучение опыта применения инновационных технологий в туристской индустрии Египта [6] послужили базой для формирования перспективных направлений внедрения креативных технологий в сферу туризма и гостеприимства исследуемой страны. Также фундаментом для исследования региональных особенностей развития креативных технологий в Египте являются труды, посвященные основным факторам и закономерностям их территориальной дифференциации. Подобное исследование должно проводиться с позиций выявления пространственных особенностей природного, социально-экономического и культурно-исторического характера. Также представляется важным при исследовании креативных технологий изучить составляющие связанных с данным явлением понятий, встречающихся в современной научной литературе, таких как «смарт-туризм» [7].
Практическая реализация креативных технологий происходит в рамках туристских продуктов и услуг. Вследствие этого представляется рациональным исследование особенностей развития турпродуктов креативной направленности. Выявление внутреннего содержания подобных продуктов и их отличия от традиционных опиралось на ряд профильных исследований [8, 9]. В то же время подобные туристские продукты требуют специфического подхода к продвижению, в частности использования таких современных технологий, как проведение вебинаров и таргетинговой рекламы в социальных сетях. В связи с этим важен учет опыта исследования основных сфер реализации продуктов креативного туризма [10].
Следует отметить, что традиционно в научно-исследовательской практике креативные технологии рассматриваются как составляющее экономики впечатлений. Последняя представляет собой «подход к производству и продвижению товара или услуги, основанный не на удовлетворении конкретной потребности, а на создании положительного впечатления как от производства и продвижения, так и от получения товара или услуги, а также от последующих за этим ощущений, получаемых потребителем товара или услуги» [11]. В частности, экономика впечатлений как составляющая туристской отрасли включает в себя ряд компонентов, которые влияют на формирование креативных технологий. Подобными компонентами являются уровень экономического развития, научных исследований, кадровый потенциал, традиции гостеприимства и инфраструктурная обеспеченность, что уже было исследовано на примере Египта [12].
В целом анализ публикаций по проблематике исследования показал наличие профильных научных трудов как на глобальном, так и на региональном уровнях, однако при этом тематика использования креативных технологий в туризме Египта изучена недостаточно. Исходя из проведенного анализа, можно подчеркнуть актуальность исследования использования креативных технологий в Египте, как феномена, непосредственно определяющего вектор дальнейшего развития международного туризма в стране. Поэтому представляется значимым изучение специфики применения современных креативных технологий в туризме и разработка перспективных направлений и территорий реализации подобных технологий в Египте. С этой целью был проведен анализ видов и содержания креативных технологий в туриндустрии Египта, их типизация и региональная локализация, на основе которого были предложены перспективные направления использования креативных технологий.
Материалы и методы исследования
Туризм в настоящее время является одним из самых развитых секторов экономики в Египте. Общая тенденция спада прибытия международных туристов, связанная с ограничениями в результате распространения COVID-19, в настоящее время переходит в новую стадию подъема. Дальнейшее восстановление туристской отрасли оптимально проводить по пути развития традиционных дестинаций совместно с формированием новых турпродуктов, в том числе индивидуального характера.
В 2022 г. Египет посетило более 11,7 млн туристов, что на 46,2 % больше, чем в 2021 г., что в первую очередь обусловлено открытием границ после пандемии COVID-19. Следует отметить, что на сферу услуг Египта, к которой относится и туризм, в 2021 г. приходилось около половины (48 %) ВВП и 47 % рабочего населения [13].
Ресурсная база Египта для развития туризма представлена как природными, так и культурно-историческими ресурсами. Сочетание естественных ресурсов отражает многообразие физико-географических составляющих, относящихся к рельефу, климату, гидрографии и другим. Природные территории страны благоприятны для активного развития курортного, лечебно-оздоровительного, спортивного, экологического и других видов туризма. Наличие заповедных территорий также благоприятствует развитию природно-ориентированных видов туризма через уникальность ландшафтов и сочетание природных зон.
Культурно-исторические ресурсы относятся в основном к временам Древнего Египта и притягательны именно своей исторической уникальностью. К данной категории туристских ресурсов относятся комплекс пирамид с расположенным рядом Сфинксом, гробницы Абу-Симбела, Долина царей и др.
Высокая конкуренция на рынке туристских продуктов требует применения инновационных подходов в туристской деятельности для привлечения туристов и управления спросом. В данном контексте особую роль играет реализация креативных технологий в различных аспектах туристской деятельности.
При этом изучение существующих и перспективных креативных технологий опирается на территориальную дифференциацию туристских ресурсов и реализуемых турпродуктов. В частности, выделяются технологии для культурно-познавательного туризма, курортного, этнографического и природно-ориентированного. Вследствие этого в исследовании применялся метод территориально обоснованного подхода к анализу креативных технологий в туризме, послуживший основой для их типизации.
В процессе исследования и анализа креативных технологий в туризме Египта использовались такие научные методы, как:
− системный подход, в рамках которого понятие креативных технологий в туризме изучалось с концептуальных позиций взаимодействия составляющих элементов (видов туризма);
− описательный метод, примененный при характеристике современных креативных технологий в туриндустрии Египта;
− сравнительный метод, позволивший выявить региональные различия территории Египта с позиций использования креативных технологий.
Помимо этого был применен типологический подход, на основе которого была проведена классификация существующих и перспективных креативных технологий в туризме Египта. Основные научные понятия и положения, выводы и рекомендации, приведенные в работе, используют основы логического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Египет традиционно является одним из центров международного туризма благодаря наличию природных, культурно-исторических и других видов туристских ресурсов. Тем не менее, даже несмотря на высокий уровень развития туризма в стране, перспективы отрасли должны быть связаны именно с развитием креативных технологий. Подобные технологии при рациональном подходе приводят к следующим экономически выигрышным позициям:
− индивидуализация формируемого турпродукта, ведущая к расширению потенциальных клиентских сегментов;
− инновационность предлагаемых услуг, выводящая отрасль на качественно новый уровень развития;
− задействованность в туристской отрасли представителей смежных направлений (путем реализации мастер-классов, анимационных программ, событийных мероприятий и т.д.), позволяющая укрепить межотраслевые экономические связи;
− социальная ориентированность разрабатываемых турпродуктов благодаря предоставлению новых рабочих мест;
− эколого-ориентированная направленность туризма, способствующая формированию комплексных мест экоотдыха с использованием глэмпингов и других подобных туристских инфраструктурных объектов.
Следует отметить, что креативные технологии в туризме Египта должны ориентироваться на имеющийся туристский спрос, поэтому их реализацию представляется рациональным основывать на результатах маркетинговых исследований рынка основных потребителей турпродукта региона.
Анализ современных креативных технологий в туриндустрии Египта позволил провести их классификацию и регионализацию (табл. 1).
В Египте одним из самых популярных видов креативных технологий является глэмпинг [3]. Данный вид размещения туристов распространен практически по всей территории Египта. Спрос на глэмпинги определяется желанием туристов в реалиях глобализации и урбанизации осуществить эколого-ориентированный отдых. Особенно глэмпинг распространен в пустынных регионах страны: Сахара (Desert Paradise Lodge, Al Nyhaya, Ghazala в Сиве), Вади-Эль Райан-роуд (Remal el Rayan) и др.
Кроме того, к эколого-ориентированным развлечениям в туризме Египта можно отнести такой вид развлечений, как скейтбординг в песках. Данная услуга предлагается в пустынных территориях.
Туры, сформированные по технологии slow travels, реализуются в Египте с 2010-х гг. Они длятся от одного месяца до трех и в основной своей части реализуются посредством круизного путешествия с остановками в определенных достопримечательностях.
Таблица 1
Виды и содержание креативных технологий в туриндустрии Египта
Вид креативной технологии в туризме |
Содержание креативной технологии |
Регион применения |
Использование эколого-ориентированных средств размещения и отдыха |
Глэмпинг Скейтбординг на песке |
Пустыня Сахара, Хургада, Аравийская пустыня |
Slow travel |
Походы с целью погружения в окружающую среду, культуру и традиции Долгосрочные туры (от месяца) |
Луксор, Асван, Нил |
VR-технологии |
Музеи дополненной реальности Виртуальные экскурсии с использованием VR-очков Возможность развития безбарьерных путешествий для лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Каир |
Динамическое пакетирование |
Инструмент продаж, который помогает создать индивидуальные туры для любого туриста, в зависимости от его выбора, подбор туристской услуги в соответствии с пожеланиями потребителя |
По всей стране |
Расширение возможностей городского туризма |
Посещение событийных мероприятий, интересных городских мест |
Каир, Асван, Шарм-эш-Шейх, Луксор, Хургада. |
Нетрадиционные концепции отелей |
Отель «Caves Beach Resort» стилизованный под пещеру |
Хургада |
В Каире находится студия виртуальной реальности – Egypt VR, в которой предлагается полный список иммерсивных и эмпирических услуг, включая виртуальную реальность, объемные изображения, дополненную реальность, разработку приложений, CG/VFX контент и рефрейминги. Также на рынке VR-технологий в туризме представлен онлайн-портал Megalodon, на котором проводятся путешествия по достопримечательностям Египта.
Создание индивидуальных туров в рамках динамического пакетирования ориентировано на конкретных клиентов. В данном случае формируются и реализуются туры либо по кардинально новым программам, либо с применением инновационно-креативных элементов в рамках существующих программ. Они могут реализовываться в любых регионах страны.
Расширение возможностей городского туризма реализуется по нескольким направлениям. Одно из них – торговое. В Египте значительное количество магазинов с качественной, но недорогой одеждой располагается на рынках и открытых ярмарках, хотя из-за того, что продавцы сами устанавливают цены, стоимость может быть как слишком высокой, так и низкой. Зачастую турист ориентирован не только на одежду, но и на предметы быта, декоративные ковры, сувениры. В Египте существует множество рынков, наиболее популярные из них находятся в Каире (Khan Al Khalili, Sharia Khayamiya), Асване (Aswan Souk), Шарм-эш-Шейхе (Old Market). Как следствие, в настоящее время в Египте предлагают услуги гиды, ориентирующие туристов на места, где продаются наиболее качественные товары.
Набирают популярность отели, стилизованные под разные эпохи, культуры и даже фильмы. В Египте также присутствует похожая тенденция. В Хургаде существует отель, оформленный в стиле пещер. Кроме этого, ряд отелей предлагает туристам погрузиться в атмосферу популярных сериалов.
Дальнейшее применение креативных технологий в туристской индустрии Египта будет определяться наиболее развитыми видами туризма в стране и спецификой обслуживания конкретных сегментов туристов. В частности, согласно Статистическому ежегоднику Египта за 2021 г., большинство туристов совершает поездки с целью пляжного отдыха и экскурсионно-познавательного туризма (рисунок). Поэтому представляется перспективной реализация креативных элементов, связанных с анимационной составляющей туристских программ.
Для привлечения туристов, нацеленных на активный отдых, рационально внедрить такие креативные технологии туризма, как квесты, помогающие погрузиться в культуру и ценности Египта, анимационные экскурсии с привлечением актеров, увеличение тематических отелей и расширение их уникальности. В последнее время квест-технологии активно применяются в туристско-экскурсионных программах и ставят задачей разнообразить их за счет добавления развлекательной, познавательной и образовательной составляющих.
В таком распространенном направлении, как slow travel, представляется перспективной разработка долгосрочных туристских маршрутов. Также возможно создание этнодеревень бедуинов и формирование в них комплексных туристских программ.
Цели поездок туристов в Египет в 2021 г. (cоставлено автором по [14])
Таблица 2
Перспективные креативные туристские технологии в Египте
Вид креативной технологии в туризме |
Содержание креативной технологии |
Регион применения |
Анимационная программа |
Экскурсионные маршруты на тему «Правители Египта» с использованием актеров-любителей, по местам древней египетской цивилизации |
По всей стране |
Квест «Исследование глубин» |
Дайвинг-погружение в море к «Затонувшим кораблям» с целью поиска «сокровищ» в морских глубинах |
Красное море |
Этнодеревни бедуинов |
Проживание в племенах бедуинов, непосредственное знакомство с их культурой, традициями и обычаями |
Южный Синай |
Походы по пустыне |
Туристские походы в пустынной местности с целью самопознания и ухода человека в свой внутренний мир (тематический поход по книге «Алхимик», Пауло Коэльо) |
Аравийская пустыня, Синай |
Тематические отели |
Стилизованные отели в тематике древнего Египта, с внедрением культуры и традиций того времени |
Гиза |
Квест «Расхитители гробниц» |
Квест-экскурсия по территории Долины царей, с целью исследования туристами культуры древних египтян, а также изучения истории Древнего Египта |
Долина царей, Луксор |
В сфере экологического туризма можно рассматривать разработку экологических троп в пустынных ландшафтах. Здесь также возможно создание маршрутов по следам героев художественных произведений (например, романа «Алхимик» Пауло Коэльо, в котором, в частности, описывается путешествие по пустыне).
Предложенные и представляющиеся перспективными для Египта креативные туристские технологии представлены в табл. 2.
Таким образом, предлагаемые для возможного внедрения креативные технологии можно классифицировать на несколько направлений. В частности, предлагается разработать маршруты с внедрением анимационно-актерского состава, который будет играть сценки, привязанные к тематике древней культуры Египта, знакомством с правителями того времени, такими как Тутанхамон, царица Нефертити и Клеопатра. Также предлагается разработать анимационный маршрут, посвященный древнеегипетской мифологии. В нем предполагается задействовать актеров, которые будут художественно рассказывать о мифах, традициях, обычаях языческой культуры Египта.
Квест «Исследование глубин» предполагает погружение в Красное море, где туристы смогут поближе рассмотреть затонувшие корабли. Креативной идеей является «поиск сокровищ», а найденные объекты туристы смогут забрать с собой как сувениры.
Бедуины в Египте имеют свой уникальный уклад жизни, культуру, этику и т.п. Создание турмаршрутов в этнодеревнях, как креативная технология, нацелено на знакомство туристов с культурой, традициями и обычаями бедуинов Египте, которые проживают в пустынях.
Походы по пустыне являются тематическим продолжением создания этнодеревень бедуинов. Походные маршруты в пустынях на несколько дней или недель ставят собой цель погружения в таинственную атмосферу единения с самим собой и понимания образа жизни бедуинов. Как уже упоминалось ранее, данный маршрут может быть посвящен, в частности, такому известному произведению, как «Алхимик» Пауло Коэльо, в котором главный герой переходил через пустыню, чтобы найти сокровища.
В мире особенно продвигаются тематические отели. Поэтому предлагается организовать стилизованный отель в тематике Древнего Египта с внедрением архитектурных особенностей и культурой того времени. Данные отели предполагается строить вблизи египетских пирамид для максимально полного погружения в историческую эпоху.
Квест «Расхитители гробниц» подразумевает игровое взаимодействие с культурными достопримечательностями Долины Царей. Туристы могут разгадать тайны египетских гробниц, проходя квест.
Предложенные креативные технологии не исчерпывают собой перечень потенциальных направлений в туристской индустрии Египта. Возможно также применение подобных элементов в круизной сфере, пляжном отдыхе и др. В целом внедрение креативных элементов в туризм способно вывести данную сферу Египта на боле высокий качественный уровень и стать «катализатором» восстановления отрасли в постпандемийный период.
Заключение
Египет традиционно имеет специализированную туристскую направленность. В то же время использование креативных технологий в туризме позволяет привлекать дополнительные туристские потоки путем реализации нетрадиционных турпродуктов.
В стране представлено несколько видов туристских продуктов, которые включают в себя использование креативных технологий или вовсе основаны на новых технологиях (например, Egypt VR). Результат исследования показал, что на территории Египта такие креативные технологии, как использование эколого-ориентированных средств размещения и отдыха, slow travel, VR-технологии, динамическое пакетирование, расширение возможностей городского туризма и нетрадиционные концепции отелей.
Анализ потенциала для применения креативных технологий в туристской отрасли Египта позволил выделить ряд перспективных направлений. В частности, к подобным направлениям отнесены интенсификация анимационных программ, внедрение квест-маршрутов, создание тематических эколого-ориентированных программ, строительство этнодеревнь и тематических отелей.
Диверсификация используемых креативных технологий в туриндустрии Египта позволит расширить сегмент въездных туристов за счет разнообразия предлагаемых программ и тем самым вывести международный туризм в стране на более высокий качественный уровень развития.
Библиографическая ссылка
Гергес Бола Реда Бануб СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТУРИЗМЕ ЕГИПТА // Успехи современного естествознания. – 2023. – № 6. – С. 27-33;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=38049 (дата обращения: 05.12.2023).