Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТУРИЗМЕ ЕГИПТА

Гергес Бола Реда Бануб 1
1 ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
В статье исследуются креативные технологии в туризме, их развитие, а также направления тенденций в будущем. Описываются основные понятия креативных технологий туристской деятельности; креативный туризм, инновации в туризме, экономика впечатлений. Анализируется основной сегмент потребителей креативного туризма и предпочтения потребителей. Рассматриваются креативные инновационные туристские продукты в Египте, которые на данный момент представлены на региональном рынке услуг, а также проводится их оценка. Автором статьи предлагаются потенциальные креативные идеи, которые могут быть использованы с целью привлечения новых сегментных групп туристов на основе разработанных турпродуктов. Предложенные туристские программы основаны на запросе потребителей в получении положительных, уникальных впечатлений, наиболее креативно-популярных технологиях туризма и тематических туристских программах, позволяющих расширить количество прибывающих в страну гостей, которые хотят окунуться в эстетику определенной эпохи или культуры. Результат исследования показал, что в туристской нише Египта представлены наиболее популярные креативные технологии туризма, но основным направлением все еще остается ряд базовых туристских программ: пляжный отдых и посещение историко-культурных достопримечательностей в виде обычных экскурсий.
креативные технологии в туризме
Египет
инновации
анимационные программы
квест-технологии
эколого-ориентированные инновации
типологизация
1. Abdulla S.A.M., Khalifa G.S., Abuelhassan A.E., Nordin B.B., Ghosh A., Bhaumik A. Advancement of destination service quality management technology in tourism industry // Journal of Critical Reviews. 2020. Vol. 7. P. 2317–2324. DOI: 10.31838/jcr.07.19.351.
2. Giotis G., Papadionysiou E. The Role of managerial and technological innovations in the tourism industry: A review of the empirical literature // Sustainability. 2022. Vol. 14. P. 5182. DOI: 10.3390/su14095182.
3. Мошняга Е.В. Основные тенденции развития туризма в современном мире // Вестник РМАТ. 2013. № 3 (9). С. 20–34.
4. Осокин В.М. Концепция экономики впечатлений в развитии туризма и гостеприимства // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 3 (50). С. 54–61.
5. Белоусова Н.В. Интеграция инновационных технологий в основные сегменты туристской индустрии // Вестник ВГУ. Серия: География. Геоэкология. 2019. № 4. С. 23–30.
6. Elzek Y.S., Gafaar H.A., Abdelsamie H. Practices of Tourism Innovation in Tourism Industry: The Case Study of Egypt // Journal of the Faculty of Tourism and Hotels – University of Sadat City. 2020. Vol. 4. DOI: 10.21608/MFTH.2020.103144.
7. Gretzel U., Reino S., Kopera S., Koo C. Smart tourism challenges // Journal of Tourism. 2015. Vol. 16. P. 41–47.
8. Scalabrini E.B., Alves J. Some Examples of Best Practices in Creative Tourism: How Do Entrepreneurs’ Fit in the Market and Possible Clusters? // Creative Tourism and Sustainable Territories. Emerald Publishing Limited, 2022. Vol. 1. P. 101–129. DOI: 10.1108/978-1-80262-681-020221007.
9. Черевичко Т.В., Темякова Т.В. Креативный туризм и цифровизация общества // Известия Саратовского ун-та. Сер. Экономика. Управление. Право. 2022. № 2. С. 145–151.
10. Pantano E., Stylidis D. New technology and tourism industry innovation: evidence from audio-visual patented technologies // Journal of Hospitality and Tourism Technology. 2021. Vol. 12. P. 658–671. DOI: 10.1108/JHTT-01-2020-0023.
11. Новичков Н.В. О некоторых аспектах развития туризма как части креативной экономики и экономики впечатлений // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 8. С. 113–121.
12. Said M.M.T., Umachandran K. e-HRM Application in Tourism and Hospitality in Sinai of Egypt // The Emerald handbook of ICT in tourism and hospitallity. Emerald Publishing Limited, 2020. P. 453. DOI: 10.1108/978-1-83982-688-720201028.
13. Central Agency for Public Mobilization and Statistics (CAPMAS). ARE Statistical Yearbook. 2021. P. 124.
14. Булганина С.В., Иванова Д.С., Власова А.А. Маркетинговое исследование спроса на туры в Египет // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 134–140.

В современном мире организаторы туристских маршрутов, преследуя цель удовлетворения запросов потребителей, стараются следовать современным изменениям и внедрять в процесс различные креативные идеи. Одновременно рынок туристских услуг все более нацеливается на индивидуализацию потребителей, а маркетинг индустрии ориентируется на частное общение с туристом для его привлечения [1], что также расширяет возможный спектр предлагаемых услуг. Подобный индивидуальный подход к туристским услугам подразумевает включение в их содержание технологий, соответствующих современным достижениям научных и научно-практических исследований, как в технических, так и в гуманитарных областях.

Особенно важно отметить, что использование креативных технологий зачастую приводит к формированию качественно новых туристских продуктов и освоению новых направлений. В связи с чем происходит развитие внутреннего и международного туризма на национальном и межрегиональном уровнях. Можно отметить, что креативные технологии в туризме – это не только создание новых туристских маршрутов, но и внедрение инновационных отдельных продуктов, создание уникальных систем маркетинга и менеджмента [2]. Последнее определяется тем, что только в рамках качественно новых подходов к управлению туристскими предприятиями и продвижению турпродукта возможно удержание лидирующих позиций среди «нишевых» конкурентов.

Значимость креативных технологий в туризме влияет на различные сферы жизни и социальные группы. В частности, внедрение технологий имеет следующий положительный эффект:

− повышается экономический уровень страны или региона;

− улучшается жизнь местного населения;

− увеличивается турпоток в страну;

− оптимизируется конкурентоспособность туристских дестинаций [3].

Креативные технологии не подразумевают под собой отвержение способов и услуг, но допускают создание новых (инновационных) продуктов [4]. Они нацелены на устойчивое развитие туристской деятельности посредством их внедрения в туристский процесс.

Вопрос применения креативных технологий в туризме особо актуален для государств и регионов, в которых традиционно туристская отрасль занимает ключевые позиции в формировании валового внутреннего продукта. К подобным странам, в частности, относится Египет, в котором исторически развиваются культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, экологический, этнографический и другие виды туризма. Данное разнообразие реализуемых туристских продуктов дает возможности полноценного внедрения различных креативных технологий.

За основу исследования были взяты выводы и положения профильных исследований ряда российских и зарубежных ученых. Важным вопросом является изучение использования инновационных технологий в туризме как составляющего элемента креативных технологий. В частности, особенно интенсивно инновационная составляющая креативных технологий проявляется в таких туристских услугах, как бронирование, транспортные перевозки, а также маркетинговые стратегии. Существующие исследования в данной области [5], а также изучение опыта применения инновационных технологий в туристской индустрии Египта [6] послужили базой для формирования перспективных направлений внедрения креативных технологий в сферу туризма и гостеприимства исследуемой страны. Также фундаментом для исследования региональных особенностей развития креативных технологий в Египте являются труды, посвященные основным факторам и закономерностям их территориальной дифференциации. Подобное исследование должно проводиться с позиций выявления пространственных особенностей природного, социально-экономического и культурно-исторического характера. Также представляется важным при исследовании креативных технологий изучить составляющие связанных с данным явлением понятий, встречающихся в современной научной литературе, таких как «смарт-туризм» [7].

Практическая реализация креативных технологий происходит в рамках туристских продуктов и услуг. Вследствие этого представляется рациональным исследование особенностей развития турпродуктов креативной направленности. Выявление внутреннего содержания подобных продуктов и их отличия от традиционных опиралось на ряд профильных исследований [8, 9]. В то же время подобные туристские продукты требуют специфического подхода к продвижению, в частности использования таких современных технологий, как проведение вебинаров и таргетинговой рекламы в социальных сетях. В связи с этим важен учет опыта исследования основных сфер реализации продуктов креативного туризма [10].

Следует отметить, что традиционно в научно-исследовательской практике креативные технологии рассматриваются как составляющее экономики впечатлений. Последняя представляет собой «подход к производству и продвижению товара или услуги, основанный не на удовлетворении конкретной потребности, а на создании положительного впечатления как от производства и продвижения, так и от получения товара или услуги, а также от последующих за этим ощущений, получаемых потребителем товара или услуги» [11]. В частности, экономика впечатлений как составляющая туристской отрасли включает в себя ряд компонентов, которые влияют на формирование креативных технологий. Подобными компонентами являются уровень экономического развития, научных исследований, кадровый потенциал, традиции гостеприимства и инфраструктурная обеспеченность, что уже было исследовано на примере Египта [12].

В целом анализ публикаций по проблематике исследования показал наличие профильных научных трудов как на глобальном, так и на региональном уровнях, однако при этом тематика использования креативных технологий в туризме Египта изучена недостаточно. Исходя из проведенного анализа, можно подчеркнуть актуальность исследования использования креативных технологий в Египте, как феномена, непосредственно определяющего вектор дальнейшего развития международного туризма в стране. Поэтому представляется значимым изучение специфики применения современных креативных технологий в туризме и разработка перспективных направлений и территорий реализации подобных технологий в Египте. С этой целью был проведен анализ видов и содержания креативных технологий в туриндустрии Египта, их типизация и региональная локализация, на основе которого были предложены перспективные направления использования креативных технологий.

Материалы и методы исследования

Туризм в настоящее время является одним из самых развитых секторов экономики в Египте. Общая тенденция спада прибытия международных туристов, связанная с ограничениями в результате распространения COVID-19, в настоящее время переходит в новую стадию подъема. Дальнейшее восстановление туристской отрасли оптимально проводить по пути развития традиционных дестинаций совместно с формированием новых турпродуктов, в том числе индивидуального характера.

В 2022 г. Египет посетило более 11,7 млн туристов, что на 46,2 % больше, чем в 2021 г., что в первую очередь обусловлено открытием границ после пандемии COVID-19. Следует отметить, что на сферу услуг Египта, к которой относится и туризм, в 2021 г. приходилось около половины (48 %) ВВП и 47 % рабочего населения [13].

Ресурсная база Египта для развития туризма представлена как природными, так и культурно-историческими ресурсами. Сочетание естественных ресурсов отражает многообразие физико-географических составляющих, относящихся к рельефу, климату, гидрографии и другим. Природные территории страны благоприятны для активного развития курортного, лечебно-оздоровительного, спортивного, экологического и других видов туризма. Наличие заповедных территорий также благоприятствует развитию природно-ориентированных видов туризма через уникальность ландшафтов и сочетание природных зон.

Культурно-исторические ресурсы относятся в основном к временам Древнего Египта и притягательны именно своей исторической уникальностью. К данной категории туристских ресурсов относятся комплекс пирамид с расположенным рядом Сфинксом, гробницы Абу-Симбела, Долина царей и др.

Высокая конкуренция на рынке туристских продуктов требует применения инновационных подходов в туристской деятельности для привлечения туристов и управления спросом. В данном контексте особую роль играет реализация креативных технологий в различных аспектах туристской деятельности.

При этом изучение существующих и перспективных креативных технологий опирается на территориальную дифференциацию туристских ресурсов и реализуемых турпродуктов. В частности, выделяются технологии для культурно-познавательного туризма, курортного, этнографического и природно-ориентированного. Вследствие этого в исследовании применялся метод территориально обоснованного подхода к анализу креативных технологий в туризме, послуживший основой для их типизации.

В процессе исследования и анализа креативных технологий в туризме Египта использовались такие научные методы, как:

− системный подход, в рамках которого понятие креативных технологий в туризме изучалось с концептуальных позиций взаимодействия составляющих элементов (видов туризма);

− описательный метод, примененный при характеристике современных креативных технологий в туриндустрии Египта;

− сравнительный метод, позволивший выявить региональные различия территории Египта с позиций использования креативных технологий.

Помимо этого был применен типологический подход, на основе которого была проведена классификация существующих и перспективных креативных технологий в туризме Египта. Основные научные понятия и положения, выводы и рекомендации, приведенные в работе, используют основы логического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Египет традиционно является одним из центров международного туризма благодаря наличию природных, культурно-исторических и других видов туристских ресурсов. Тем не менее, даже несмотря на высокий уровень развития туризма в стране, перспективы отрасли должны быть связаны именно с развитием креативных технологий. Подобные технологии при рациональном подходе приводят к следующим экономически выигрышным позициям:

− индивидуализация формируемого турпродукта, ведущая к расширению потенциальных клиентских сегментов;

− инновационность предлагаемых услуг, выводящая отрасль на качественно новый уровень развития;

− задействованность в туристской отрасли представителей смежных направлений (путем реализации мастер-классов, анимационных программ, событийных мероприятий и т.д.), позволяющая укрепить межотраслевые экономические связи;

− социальная ориентированность разрабатываемых турпродуктов благодаря предоставлению новых рабочих мест;

− эколого-ориентированная направленность туризма, способствующая формированию комплексных мест экоотдыха с использованием глэмпингов и других подобных туристских инфраструктурных объектов.

Следует отметить, что креативные технологии в туризме Египта должны ориентироваться на имеющийся туристский спрос, поэтому их реализацию представляется рациональным основывать на результатах маркетинговых исследований рынка основных потребителей турпродукта региона.

Анализ современных креативных технологий в туриндустрии Египта позволил провести их классификацию и регионализацию (табл. 1).

В Египте одним из самых популярных видов креативных технологий является глэмпинг [3]. Данный вид размещения туристов распространен практически по всей территории Египта. Спрос на глэмпинги определяется желанием туристов в реалиях глобализации и урбанизации осуществить эколого-ориентированный отдых. Особенно глэмпинг распространен в пустынных регионах страны: Сахара (Desert Paradise Lodge, Al Nyhaya, Ghazala в Сиве), Вади-Эль Райан-роуд (Remal el Rayan) и др.

Кроме того, к эколого-ориентированным развлечениям в туризме Египта можно отнести такой вид развлечений, как скейтбординг в песках. Данная услуга предлагается в пустынных территориях.

Туры, сформированные по технологии slow travels, реализуются в Египте с 2010-х гг. Они длятся от одного месяца до трех и в основной своей части реализуются посредством круизного путешествия с остановками в определенных достопримечательностях.

Таблица 1

Виды и содержание креативных технологий в туриндустрии Египта

Вид креативной технологии в туризме

Содержание креативной технологии

Регион применения

Использование эколого-ориентированных средств размещения и отдыха

Глэмпинг

Скейтбординг на песке

Пустыня Сахара, Хургада, Аравийская пустыня

Slow travel

Походы с целью погружения в окружающую среду, культуру и традиции

Долгосрочные туры (от месяца)

Луксор, Асван, Нил

VR-технологии

Музеи дополненной реальности

Виртуальные экскурсии с использованием VR-очков

Возможность развития безбарьерных путешествий для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Каир

Динамическое

пакетирование

Инструмент продаж, который помогает создать индивидуальные туры для любого туриста, в зависимости от его выбора, подбор туристской услуги в соответствии с пожеланиями потребителя

По всей стране

Расширение возможностей городского туризма

Посещение событийных мероприятий, интересных городских мест

Каир, Асван, Шарм-эш-Шейх, Луксор, Хургада.

Нетрадиционные

концепции отелей

Отель «Caves Beach Resort» стилизованный под пещеру

Хургада

В Каире находится студия виртуальной реальности – Egypt VR, в которой предлагается полный список иммерсивных и эмпирических услуг, включая виртуальную реальность, объемные изображения, дополненную реальность, разработку приложений, CG/VFX контент и рефрейминги. Также на рынке VR-технологий в туризме представлен онлайн-портал Megalodon, на котором проводятся путешествия по достопримечательностям Египта.

Создание индивидуальных туров в рамках динамического пакетирования ориентировано на конкретных клиентов. В данном случае формируются и реализуются туры либо по кардинально новым программам, либо с применением инновационно-креативных элементов в рамках существующих программ. Они могут реализовываться в любых регионах страны.

Расширение возможностей городского туризма реализуется по нескольким направлениям. Одно из них – торговое. В Египте значительное количество магазинов с качественной, но недорогой одеждой располагается на рынках и открытых ярмарках, хотя из-за того, что продавцы сами устанавливают цены, стоимость может быть как слишком высокой, так и низкой. Зачастую турист ориентирован не только на одежду, но и на предметы быта, декоративные ковры, сувениры. В Египте существует множество рынков, наиболее популярные из них находятся в Каире (Khan Al Khalili, Sharia Khayamiya), Асване (Aswan Souk), Шарм-эш-Шейхе (Old Market). Как следствие, в настоящее время в Египте предлагают услуги гиды, ориентирующие туристов на места, где продаются наиболее качественные товары.

Набирают популярность отели, стилизованные под разные эпохи, культуры и даже фильмы. В Египте также присутствует похожая тенденция. В Хургаде существует отель, оформленный в стиле пещер. Кроме этого, ряд отелей предлагает туристам погрузиться в атмосферу популярных сериалов.

Дальнейшее применение креативных технологий в туристской индустрии Египта будет определяться наиболее развитыми видами туризма в стране и спецификой обслуживания конкретных сегментов туристов. В частности, согласно Статистическому ежегоднику Египта за 2021 г., большинство туристов совершает поездки с целью пляжного отдыха и экскурсионно-познавательного туризма (рисунок). Поэтому представляется перспективной реализация креативных элементов, связанных с анимационной составляющей туристских программ.

Для привлечения туристов, нацеленных на активный отдых, рационально внедрить такие креативные технологии туризма, как квесты, помогающие погрузиться в культуру и ценности Египта, анимационные экскурсии с привлечением актеров, увеличение тематических отелей и расширение их уникальности. В последнее время квест-технологии активно применяются в туристско-экскурсионных программах и ставят задачей разнообразить их за счет добавления развлекательной, познавательной и образовательной составляющих.

В таком распространенном направлении, как slow travel, представляется перспективной разработка долгосрочных туристских маршрутов. Также возможно создание этнодеревень бедуинов и формирование в них комплексных туристских программ.

missing image file

Цели поездок туристов в Египет в 2021 г. (cоставлено автором по [14])

Таблица 2

Перспективные креативные туристские технологии в Египте

Вид креативной технологии в туризме

Содержание креативной технологии

Регион применения

Анимационная

программа

Экскурсионные маршруты на тему «Правители Египта» с использованием актеров-любителей, по местам древней египетской цивилизации

По всей стране

Квест «Исследование глубин»

Дайвинг-погружение в море к «Затонувшим кораблям» с целью поиска «сокровищ» в морских глубинах

Красное море

Этнодеревни бедуинов

Проживание в племенах бедуинов, непосредственное знакомство с их культурой, традициями и обычаями

Южный Синай

Походы по пустыне

Туристские походы в пустынной местности с целью самопознания и ухода человека в свой внутренний мир (тематический поход по книге «Алхимик», Пауло Коэльо)

Аравийская пустыня, Синай

Тематические отели

Стилизованные отели в тематике древнего Египта, с внедрением культуры и традиций того времени

Гиза

Квест «Расхитители гробниц»

Квест-экскурсия по территории Долины царей, с целью исследования туристами культуры древних египтян, а также изучения истории Древнего Египта

Долина царей, Луксор

В сфере экологического туризма можно рассматривать разработку экологических троп в пустынных ландшафтах. Здесь также возможно создание маршрутов по следам героев художественных произведений (например, романа «Алхимик» Пауло Коэльо, в котором, в частности, описывается путешествие по пустыне).

Предложенные и представляющиеся перспективными для Египта креативные туристские технологии представлены в табл. 2.

Таким образом, предлагаемые для возможного внедрения креативные технологии можно классифицировать на несколько направлений. В частности, предлагается разработать маршруты с внедрением анимационно-актерского состава, который будет играть сценки, привязанные к тематике древней культуры Египта, знакомством с правителями того времени, такими как Тутанхамон, царица Нефертити и Клеопатра. Также предлагается разработать анимационный маршрут, посвященный древнеегипетской мифологии. В нем предполагается задействовать актеров, которые будут художественно рассказывать о мифах, традициях, обычаях языческой культуры Египта.

Квест «Исследование глубин» предполагает погружение в Красное море, где туристы смогут поближе рассмотреть затонувшие корабли. Креативной идеей является «поиск сокровищ», а найденные объекты туристы смогут забрать с собой как сувениры.

Бедуины в Египте имеют свой уникальный уклад жизни, культуру, этику и т.п. Создание турмаршрутов в этнодеревнях, как креативная технология, нацелено на знакомство туристов с культурой, традициями и обычаями бедуинов Египте, которые проживают в пустынях.

Походы по пустыне являются тематическим продолжением создания этнодеревень бедуинов. Походные маршруты в пустынях на несколько дней или недель ставят собой цель погружения в таинственную атмосферу единения с самим собой и понимания образа жизни бедуинов. Как уже упоминалось ранее, данный маршрут может быть посвящен, в частности, такому известному произведению, как «Алхимик» Пауло Коэльо, в котором главный герой переходил через пустыню, чтобы найти сокровища.

В мире особенно продвигаются тематические отели. Поэтому предлагается организовать стилизованный отель в тематике Древнего Египта с внедрением архитектурных особенностей и культурой того времени. Данные отели предполагается строить вблизи египетских пирамид для максимально полного погружения в историческую эпоху.

Квест «Расхитители гробниц» подразумевает игровое взаимодействие с культурными достопримечательностями Долины Царей. Туристы могут разгадать тайны египетских гробниц, проходя квест.

Предложенные креативные технологии не исчерпывают собой перечень потенциальных направлений в туристской индустрии Египта. Возможно также применение подобных элементов в круизной сфере, пляжном отдыхе и др. В целом внедрение креативных элементов в туризм способно вывести данную сферу Египта на боле высокий качественный уровень и стать «катализатором» восстановления отрасли в постпандемийный период.

Заключение

Египет традиционно имеет специализированную туристскую направленность. В то же время использование креативных технологий в туризме позволяет привлекать дополнительные туристские потоки путем реализации нетрадиционных турпродуктов.

В стране представлено несколько видов туристских продуктов, которые включают в себя использование креативных технологий или вовсе основаны на новых технологиях (например, Egypt VR). Результат исследования показал, что на территории Египта такие креативные технологии, как использование эколого-ориентированных средств размещения и отдыха, slow travel, VR-технологии, динамическое пакетирование, расширение возможностей городского туризма и нетрадиционные концепции отелей.

Анализ потенциала для применения креативных технологий в туристской отрасли Египта позволил выделить ряд перспективных направлений. В частности, к подобным направлениям отнесены интенсификация анимационных программ, внедрение квест-маршрутов, создание тематических эколого-ориентированных программ, строительство этнодеревнь и тематических отелей.

Диверсификация используемых креативных технологий в туриндустрии Египта позволит расширить сегмент въездных туристов за счет разнообразия предлагаемых программ и тем самым вывести международный туризм в стране на более высокий качественный уровень развития.


Библиографическая ссылка

Гергес Бола Реда Бануб СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТУРИЗМЕ ЕГИПТА // Успехи современного естествознания. – 2023. – № 6. – С. 27-33;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=38049 (дата обращения: 19.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674