Актуальность работы заключается в том, что мировые тренды заставляют двигаться в сторону развития системы экологического мониторинга и создания баз данных для комплексного изучения территорий. Поэтому экологический мониторинг тюменских муниципалитетов необходим для проработки и решения проблем в сфере получения данных и применения их на практике для устранения экологических проблем. Также исследования муниципалитетов требуются для составления актуального и точного прогноза воздействия производства на окружающую среду в целях выработки плана действий для снижения этого воздействия.
В сфере исследования экологического мониторинга Тюменской области отмечается значительный дефицит исследовательских работ по муниципалитетам, так как в основном исследования по мониторингу проводятся либо в городе Тюмени, либо на локальных территориях, которые не дают полноту картины состояния экологического мониторинга в данном муниципальном образовании.
Цель исследования – разработать рекомендации для организации сбалансированной системы геоэкологического мониторинга в Тюменской области (без автономных округов). Далее в рамках проводимого нами исследования под Тюменской областью понимается только территория Тюменской области без учета автономных округов.
Материал и методы исследования
Объектом исследования выступают муниципалитеты Тюменской области. Предмет исследования – организация экологического мониторинга. Использованы общедоступные материалы организаций, предоставляющих информационное обеспечение результатов государственного экологического мониторинга в Тюменской области. Метод исследования: SWOT-анализ общедоступных источников информационного представления организациями результатов государственного экологического мониторинга.
Результаты исследования и их обсуждение
Системный подход к изучению природной среды, обеспечивающий решение проблемы взаимоотношения общества и природы на всех уровнях (от локального до глобального), возможен лишь на основе организации комплексного геоэкологического мониторинга (ГЭМ) состояния окружающей природной среды [1]. Основной принцип организации комплексного геомониторинга – учет всех компонентов природной среды и взаимосвязей между ними. Ряд авторов к объектам ГЭМ относят природно-антропогенные (природно-технические) системы, в которые по мере усиления антропогенного воздействия трансформируются естественные ландшафты и экосистемы. Структура, состав и свойства подобных систем формируются при участии большого числа природных и антропогенных факторов. Такая система может рассматриваться как геосистема, один или несколько компонентов которой претерпели коренное изменение вследствие воздействия человека [2]. В качестве объектов рассматривают также геоэкосистемы – относительно обособленные в пространстве территориальные системы, в границах которых тесно взаимодействуют природные, хозяйственные и социальные компоненты окружающей среды. В состав геоэкосистем входят следующие подсистемы: природная среда, слабо нарушенная человеком; антропогенно-техногенная составляющая; население и социальная среда [1].
Реализация экологического мониторинга имеет свои региональные и даже локальные особенности, которые могут возникать как на уровне вычленения особенностей природно-территориальных комплексов на уровне организации территориально-производственных комплексов, так и на основе функционирования сложившихся территориальных общественных систем и территориальных общностей в них. В зависимости от данной специфики, при безусловном соблюдении единых общегосударственных требований к организации экологического мониторинга, информационное обеспечение должно быть скорректировано на возникающие региональные и муниципальные потребности в соответствующих данных. Единая государственная информационная система обеспечения данными экологического мониторинга организует представление соизмеримых региональных и межрегиональных параметров, а организации регионального и муниципального уровней должны сочетать эту информацию со своими территориальными приоритетами. Соотнесение сведений становится определяющим фактором для донесения результатов до потребителей, появления вторичных, третичных данных и для эффективной кастомизации.
Результаты нашего исследования апробированы для территории Тюменской области (без автономных округов), также в исследованиях используется топоним «Юг Тюменской области». Природной особенностью является фоновое превышение содержания железа в природных средах порогов, установленных общероссийскими ПДК для данного элемента. Соответственно, донесение данной информации до стейкхолдеров является определяющим шагом со стороны администраторов экологической информации. Производственной особенностью выступает нефтяная специализация, а значит, сопутствующие отраслевые загрязняющие элементы должны попасть в фокус информационного представления. Общественной особенностью является наличие традиционного природопользования ханты в Уватском районе, что целесообразно отражать в пространственном оконтуривании стойбищ КМНС относительно общих результатов регионального экологического мониторинга.
Таблица 1
Соотношение данных по экологическому мониторингу по федеральным ведомствам
Ведомство |
Структура |
Сильная сторона |
Слабая сторона |
Возможности |
Угрозы |
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) [4] |
– |
1. Интерактивная карта, на которой можно найти интересующий регион, и по ней получить в кратком виде информацию, например общие географические и исторические сведения, объекты экоконтроля, ООПТ и ресурсы |
1. На сайте не представлена информация подведомственных учреждений, где она заявлена, имеется лишь гиперссылка на переход на страницы подведомственных учреждений. 2. Нет отдельной вкладки по экологическому мониторингу. 3. Информация в докладах представлена в усредненном варианте за год |
1. Возможность предоставлять пакеты данных в одном месте со всех ведомств, а не поиск по отдельности. 2. Внедрение на сайте экологического рейтинга регионов |
1. Уменьшение значимости сайта в связи с созданием частного сайта, где будут собраны данные со всех ведомств в удобном формате |
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) [5] |
1. Имеет большой перечень информационных ресурсов и продукции, например Прогноз опасных и неблагоприятных гидрометеорологических явлений по территории России, МетеоАларм – Карта опасностей по территории Европы и т.д. |
1. На многих продуктах и ресурсах не представлены дата и время последних изменений в данных. 2. В материалах, предоставляемых ведомством, указаны усредненные данные без возможности просмотра информации по дню или неделе |
1. Уменьшить объем платных услуг и выставить в открытый доступ информацию |
1. Замена частными интернет-ресурсами за счет предоставления данных в открытый доступ, который у Росгидромета платный |
|
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) [6] |
1. Предоставление статистических данных по охране атмосферного воздуха, рекультивации земель и размещению отходов |
1. Набор данных предоставляется по информации предприятий, при этом не указывается их название. 2. Данные представляются в основном за последние 3–5 лет |
1. Раскрыть информацию по предприятиям: кто как занимается мониторингом, либо хотя бы отмечать в отчетах названия предприятий |
1. Информация может быть перенесена на другие ресурсы в виде геопорталов или местных департаментов |
|
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) [7] |
1. Данные по вырубкам, лесовосстановления и пожарам в открытом доступе. 2. Представлена карта по субъектам |
1. Информация представлена за последние годы |
1. Возможность создать портал с отображением всей информации по лесному хозяйству в одном месте |
1. Коммерческие сайты, представляющие информацию по лесу в бесплатном виде с архивом за многие годы |
|
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) [8] |
1. Большой объем интерактивных карт. 2. Представлена основная информация по недрам за годы |
1. Нет информации, когда обновлены интерактивные карты. 2. Нет информации в открытом доступе по дням или месяцам. 3. Информация расположена на сайте подразделения |
1. Возможность в режиме реального времени показывать ситуации и прогнозы по недрам |
1. Угроза вытеснения ресурса за счет открытых данных частных коммерческих исследовательских институтов (например, крупных корпораций по добыче полезных ресурсов) |
|
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) [9] |
– |
– |
Отсутствует бесплатная информация |
– |
1. Отказ от ведомственной информации в пользу частных исследовательских данных |
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) [10] |
– |
1. Доступность |
1. Наложение информации. 2. Нет интеграции с местными геопорталами. 3. Нет информации о дате обновления |
– |
Замена ресурса за счет геопортальных решений, которые будут выполнять функции Росреестра |
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [11] |
– |
1. Большой набор статистики по годам, есть возможность выбрать определенный район. 2. Приведены данные по основным компонентам охраны окружающей среды |
1. Отсутствие данных по определенным годам. 2. Приведены усредненные данные за год. 3. Данные могут не совпадать с информацией других ведомств |
1. Закольцевать базу данных по окружающей среде на одном ресурсе. 2. Предоставлять информацию по дням и месяцам |
1. Полное прекращение существования службы в случае, если другие ведомства будут предоставлять свою информацию у себя в открытом виде со статистикой |
Таблица 2
Соотношение данных по экологическому мониторингу по региональным ведомствам
Ведомство |
Сильная сторона |
Слабая сторона |
Возможности |
Угрозы |
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» [12] |
1. Наличие справок о состоянии загрязнения окружающей среды (месяц/год). 2. Состояние загрязнения атмосферного воздуха (обновляется ежедневно) |
1. Отсутствует интерактивная карта. 2. Данные по загрязнениям усреднены. 3. Малый объем предоставляемой бесплатной информации. 4. Нет передачи информации в режиме реального времени |
1. Надежный государственный поставщик данных экологического мониторинга. 2. Многолетний архив данных. 3. Точные и проверенные методы измерений |
1. Утрата информации в связи с деформацией носителя (диски, бумага, дискеты, перфокарты и т.д.). 2. Замена Росгидромет коммерческими и зарубежными госструктурами |
Департамент недропользования и экологии Тюменской области [13] |
1. Ежегодный доклад об экологической ситуации в Тюменской области |
1. Отсутствие информации по месяцам и дням. 2. Нет интерактивных карт с информацией |
1. Стать крупным поставщиком данных по экологическому мониторингу региона |
1. Предоставление информации о состояние окружающей среды коммерческими организациями |
Департамент лесного комплекса Тюменской области [14] |
1. Общая информация о лесах и о проектах освоения. 2. Оперативная информация по лесному пожару за последний год |
1. Нет интерактивных карт. 2. Скудное количество информации. 3. Сайт максимально не информативен |
1. Стать крупным поставщиком данных по ситуации с лесами |
1. Предоставление информации о состоянии леса за счет коммерческих организаций, а именно представления набора статистических данных за годы наблюдений |
В рамках исследования информационного состояния данных по экологическому мониторингу в Тюменской области решено провести SWOT-анализ данных, предоставляемых государственными ведомствами в открытом доступе. Данный подход дает возможность определить, насколько слаженно работают ведомства и какую информацию они готовы открыть, а также определить возможные угрозы для ведомств в связи с развитием частных сетей экологического мониторинга с предоставлением своей информации. SWOT-анализ разделен на 2 группы (табл. 1, 2) по уровням власти, а именно: федеральной, региональной [3].
Самое скудное количество информации представлено у ведомств регионального уровня, так как весь объем информации с регионального уровня уходит в федеральный уровень, где, собственно, уже выставлена общая статистика по региону, при этом местные жители не имеют информации по конкретным районам. Наряду с этим есть информация с ежегодных докладов, но она не совпадает с информацией ведомств, у каждого она может быть своя. По уровню муниципальных образований информация по экологическому состоянию и вовсе отсутствует, что показывает слабое развитие предоставления экологической информации в открытом доступе, а также малый спрос местных жителей на предоставление этой информации [15–17].
Выводы
По итогам исследования сформированы следующие выводы:
1) выявлены нехватка научно-практической информации по экологическому мониторингу в муниципалитетах Тюменской области, а также недостаток исходной информации для перехода к ESG-повестке и для составления экологического рэнкинга экорисков в докладах о состоянии окружающей среды;
2) зафиксировано отсутствие востребованных обществом и предпринимательским сообществом открытых данных по экологическому мониторингу в Тюменской области. Отчетность, которую представляют органы власти, не содержит конкретики, что не позволяет гражданам и предпринимательскому сообществу провести собственную оценку анализа экориска на интересующей их территории. При этом следует отметить, что в отечественной практике имеются успешные примеры региональной реализации информационных ресурсов в области экологического мониторинга;
3) взаимодействие государственных ведомств по данным об охране окружающей среды не развито, что приводит к бессистемности в обработке данных, что, в свою очередь, снижает ценность данных и качество принимаемого управленческого решения. Так как региональные ведомства и федеральные ведомства не имеют общей базы данных, то временные и финансовые затраты на сбор сведений по определенному муниципалитету Тюменской области велики, что приводит, в конечном случае, и к снижению инвестиционной привлекательности как отдельных территорий, так и региона в целом.
Библиографическая ссылка
Затолокин А.С., Петров Ю.В. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ СВЕДЕНИЯМИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ // Успехи современного естествознания. – 2023. – № 7. – С. 27-31;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=38067 (дата обращения: 13.09.2024).