Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ЗАКАЗНИКА «ЛИФЛЯНДСКИЙ» В АЛТАЙСКОМ КРАЕ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Селезнева Е.В. 1, 2 Ротанова И.Н. 2
1 Барнаульская городская станция юных натуралистов
2 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»
В статье проанализированы правовое обоснование и научно-практические подходы к выделению функциональных зон особо охраняемых природных территорий применительно к национальным и природным паркам, а также к российским заказникам. Проанализированы рекомендации Международного союза охраны природы по вопросам функционального зонирования заповедных территорий. Рассмотрено российское региональное законодательство, посвященное природоохранным территориям, определяющее заказники как территории для организации регулируемого эколого-познавательного туризма. Приведены основные принципы и предложена концепция функционального зонирования заказников, основанная на ландшафтном подходе. Выполнено функциональное зонирование территории государственного комплексного природного заказника «Лифляндский» в Алтайском крае. Зонирование учитывает, что деятельность заказника основана на сохранении и восстановлении уникальных ландшафтов, свойственных предгорным равнинам Северо-Западного Алтая, которые являются крупнейшими и ценнейшими, сохранившимися в настоящее время фрагментами степей предгорий Алтая – ключевым степным регионом международного уровня. Кроме того, территория заказника входит в одну из систем ключевых орнитологических территорий России международного значения. При зонировании заказника были определены следующие зоны: особо охраняемая, рекреационная, охраны объектов культурного наследия, традиционного хозяйственного использования. Выделение функциональных зон позволит регламентировать хозяйственную деятельность в пределах территории заказника, будет являться инструментом охраны особо ценных природных комплексов и объектов, расположенных в пределах заповедных территорий, а также создаст возможность развития туристско-рекреационной деятельности с природоохранным императивом.
функциональная зона
особо охраняемые природные территории
заповедник
национальный парк
природный парк
заказник
заказник «Лифляндский»
1. Постановление Правительства РФ от 19.02.2015 № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70873384/ (дата обращения: 15.06.2023).
2. Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории. М.: Изд-во МГУ, 2003. 119 с.
3. Чижова В.П. Методика зонирования национальных парков // Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. 2006. № 3 (16). С. 105–123.
4. Селезнева Е.В., Ротанова И.Н. Подходы к функциональному зонированию заказников на примере регионального комплексного заказника «Чинетинский» // Географические исследования Сибири и Алтае-Саянского трансграничного региона: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения В.С. Ревякина. Барнаул: АлтГУ, 2021. C. 465–476.
5. Вишняков Н.В., Холоденко А.В. Функциональное зонирование территории как основа туристско-рекреационного проектирования // Вестник Национальной академии туризма. 2016. № 2 (38). С. 34–37.
6. Щербина А.Д., Цораева Э.Н. Функциональное зонирование особо охраняемых природных территорий регионального значения // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2021. № 170 (06). С. 282–290.
7. Прудникова Н.Г. Подходы к оценке территории для рекреационной деятельности // География и туризм: сборник научных трудов. Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 2006. С. 184–203.
8. Декларация, План действий, Рекомендации / IV-й Всемирный конгресс по национальным паркам и охраняемым территориям (Венесуэла, Каракас, 10–21 февраля 1992 г.). М., 1994. 73 с.
9. Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 15.01.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10107990//#ixzz5Tv5aIXUw (дата обращения: 10.06.2023).
10. Закон Алтайского края от 18.12.1996 № 60-ЗС «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае» (с изменениями на 03.05.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/940102991 (дата обращения: 10.06.2023).
11 Постановление Администрации Алтайского края от 26.06.2007 № 278 «Об утверждении положений о государственных природных комплексных заказниках краевого значения» (с изменениями на 17.07.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/819039580 (дата обращения: 10.06.2023).
12. Постановление Правительства Ленинградской области от 05.07.2011 № 200 «Об утверждении положения о государственном природном комплексном заказнике “Белый камень” и внесении изменений в постановление правительства Ленинградской области от 26.12.1996 № 494 “О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством Российской Федерации существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области”» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/891853427 (дата обращения: 10.06.2023).
13. Постановление Правительства Ленинградской области от 13.05.2011 № 134 «Об утверждении Положения о государственном природном комплексном заказнике “Котельский” и внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 26.12.1996 № 494 “О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством Российской Федерации существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области”» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/891850555 (дата обращения: 10.06.2023).
14. Постановление Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 30.08.2018 № 540 «О государственном природном комплексном заказнике регионального значения “Лотос”» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/551032077 (дата обращения: 10.06.2023).
15. Постановление Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 21.12.2017 № 1011 «О государственном природном зоологическом заказнике регионального значения “Псебайский”» (с изменениями) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/556099753 (дата обращения: 15.06.2023).
16. Постановление администрации Томской области от 19.10.2016 № 335а «Об утверждении Положения о государственном зоологическом заказнике областного значения “Томский”» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7000201610210003 (дата обращения: 15.06.2023).
17. Постановление Правительства Республики Хакасия от 10.12.2010 № 659 «Об образовании особо охраняемой природной территории – государственного зоологического заказника регионального значения “Кискачинский”» [Электронный ресурс]. URL: http://oopt.aari.ru/oopt/%D0%9A%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 (дата обращения: 15.06.2023).
18. Постановление Правительства Республики Хакасия от 20.11.2015 № 611 «Об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника “Олений перевал”» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1900201511260002 (дата обращения: 15.06.2023).
19. Постановление Правительства Алтайского края от 26.01.2023 № 20 «О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 05.02.2008 № 51» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/2200202301270003 (дата обращения: 10.06.2023).
20. Постановление Правительства Алтайского края от 22.02.2022 № 51 «О внесении изменений в некоторые постановления Администрации Алтайского края» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/2200202202240005 (дата обращения: 10.06.2023).
21. Постановление Правительства Алтайского края от 24.08.2017 № 316 «О внесении изменении в постановления Администрации края от 26.06.2007 № 278, от 06.05.2014 № 220» [Электронный ресурс]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/document/2200201708280002 (дата обращения: 12.06.2023).
22. Постановление Правительства Алтайского края от 06.10.2020 № 433 «О внесении изменений в постановления Администрации края от 26.06.2007 № 278» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2200202010090001 (дата обращения: 12.06.2023).
23. Постановление Правительства Алтайского края от 20.06.2019 № 228 «О внесении изменений в постановления Администрации края от 26.06.2007 № 278» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2200201906210002?index=1 (дата обращения: 12.06.2023).
24. Постановление Правительства Алтайского края от 31.12.2013 № 717 «О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 26.06.2007 № 278» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 460230636 (дата обращения: 12.06.2023).
25. Постановление Правительства Алтайского края от 07.09.2020 № 386 «О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 15.10.2015 № 398» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 570924981 (дата обращения: 12.06.2023).
26. Постановление Правительства Алтайского края от 07.09.2021 № 330 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 07.12.2017 № 439» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu ment/View/2200202109070006 (дата обращения: 12.06.2023).
27. Постановление Администрации Алтайского края от 26.06.2007 № 278 «Об утверждении положений о государственных природных комплексных заказниках краевого значения» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/819039580 (дата обращения: 14.06.2023).
28. Цимбалей Ю.М., Винокуров Ю.И. и др. Ландшафтная карта Алтайского края. Барнаул: Институт водных и экологических проблем СО РАН, 2016.
29. Селезнева Е.В., Ротанова И.Н. Геоэкологическое обоснование трансграничной природоохранно-туристской территории в Западном Алтае // География и природопользование Сибири: сборник статей / Под ред. проф. Г.Я. Барышникова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2022. Вып. 30. С. 128–138.
30. Ключевые ботанические территории Алтае-Саянского экорегиона: опыт выделения / И.А. Артемов, А.Ю. Королюк, Н.Н. Лащинский и др.; под общ. ред. И.Э. Смелянского и Г.А. Пронькиной. Новосибирск: Гео, 2009. 260 с.
31. Ключевые орнитологические территории России. Том 2. Ключевые орнитологические территории международного значения в Западной Сибири / Под общ. ред. С.А. Букреева. М.: Союз охраны птиц России, 2006. 336 с.

Функциональное зонирование относится к инструментам управления территориями, а также ресурсами, так как позволяет установить оптимальное соотношение их использования и/или мер охраны. Под функциональным зонированием особо охраняемой природной территории (ООПТ) понимается разделение ее на участки с различным назначением и соответствующими ему режимами использования. Среди критериев зонирования ООПТ выделяется природоохранная и историко-культурная ценность, туристско-рекреационный потенциал и возможности его использования, социально-экономические и инвестиционные условия территории и др. Проведение функционального зонирования природоохранных территорий регламентируется в соответствии с законодательными документами – положениями об ООПТ, правилами формирования охранных зон и определения их границ для различных категорий ООПТ, установлением режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах выделенных зон. Для функционального зонирования российских ООПТ законодательно определены территории национальных и природных парков, в пределах которых возможна организация туристско-рекреационной деятельности, не противоречащая целям их создания [1; 2, с. 46–72; 3].

Отсутствие единых требований и подходов к функциональному зонированию заказников является одной из важных проблем, хотя при их организации могут предусматриваться зоны особой охраны, хозяйственная и традиционного природопользования. Для заказников, как правило, установлен заказной режим охраны, обеспечивающий частичное или временное изъятие их из хозяйственного природопользования. Подобный режим охраны применяется для территорий, где объектом охраны является не весь природный комплекс, а лишь отдельные его компоненты (например, редкие или сокращающие численность охотничьи животные, виды растительных ценозов, уникальные природные экосистемы и т.п.). Однако заказники нередко служат территориями для развития эколого-познавательного туризма, что законодательно не в полной мере отражено в нормативно-правовых документах при создании и функционировании данной категории ООПТ [1; 4; 5].

Цель исследования – функциональное зонирование территории заказника «Лифляндский» для решения основных природоохранных задач, заключающихся в создании благоприятных условий для сохранения природной экосистемы долины верхнего течения р. Алей; сохранения мест естественного обитания птиц, животных и растений водно-болотного и степного ландшафтных комплексов; охраны пролетных птиц в миграционные периоды, а также поддержания благоприятной окружающей среды для человека и развития туристско-рекреационной деятельности с позиции правового обеспечения и включения функциональных зон в общий режим охраны и использования заказника.

Материалы и методы исследования

В ходе проведения функционального зонирования применялся комплекс рекреационно-географических и эколого-географических методов [6; 7]. Для правового обоснования развития туризма были рассмотрены рекомендации Международного союза охраны природы (МСОП) [8], а также выполнен анализ российского законодательства, посвященного ООПТ (табл. 1).

Анализ нормативно-правовых документов, посвященных ООПТ, показывает возможность организации в заказниках регулируемого эколого-познавательного туризма, а также создание на их территории соответствующих функциональных зон.

Для общего режима охраны и использования заказников как ООПТ регионального уровня разработаны региональные законодательные документы. Применительно к Алтайскому краю на территории заказников определены как допустимые, так и находящиеся под запретом виды деятельности. Не разрешаются любые виды хозяйственной деятельности, в том числе рекреационное и иное природопользование, препятствующие сохранению и восстановлению природных компонентов и экологических систем. Использование территории заказника в рекреационных целях допускается в специально отведенных местах и регламентируется действующим законодательством; так, к примеру, организованный туризм (эколого-познавательный) осуществляется только по соответствующему разрешению уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края, в ведении которого находится заказник [11]. В настоящее время существуют примеры выделения функциональных зон для конкретных заказников с учетом их природоохранно-туристических возможностей. Количество подобных ООПТ возрастает в последние годы, некоторые примеры отражены в табл. 2.

Приведенные примеры отражают, с одной стороны, разнообразие функциональных зон, с другой стороны, можно отметить определенные общие подходы к выделению зон. Однако в настоящее время не разработаны единые научно обоснованные правила к функциональному зонированию территории заказников, тем более направленные на организацию туристско-рекреационной деятельности.

Таблица 1

Нормативное обоснование для развития туризма в заказниках

Документы

Категории

заказников

Определение

Использование заказника для развития туризма

Международная классификация ООПТ МСОП [8]

Управляемые местообитания редких видов (видовые заказники)

Охраняемые природные территории, управление которыми направлено главным образом на сохранение отдельных биологических видов

Туризм и рекреация –потенциально возможная цель

Охраняемые ландшафты/морские акватории

Охраняемые природные территории, предназначенные для сохранения естественных ландшафтов/морских акваторий

Туризм и рекреация, охрана природных и культурных достопримечательностей – основные цели

Российская Федерация,

Алтайский край [1; 9; 10]

Государственный природный заказник

Территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса

Режим особой охраны конкретного государственного природного заказника определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Допускается рекреационное использование территории заказника в специально отведенных местах в соответствии с действующим законодательством; организованный экотуризм – по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти края, в ведении которого находится заказник

Таблица 2

Возможности функционального зонирования заказников России

Особо охраняемые природные территории

Регионы

Функциональные зоны

Государственный природный комплексный заказник регионального значения «Белый камень» [12]

Ленинградская область

− особо ценных природных комплексов и объектов;

− экстенсивного природопользования

Государственный природный комплексный заказник регионального значения «Котельский» [13]

Ленинградская область

− особо ценных природных комплексов и объектов;

− интенсивного природопользования;

− рекреационного назначения;

− экстенсивного природопользования

Государственный природный комплексный заказник регионального значения «Лотос» [14]

Краснодарский край

− особо охраняемая;

− интенсивного природопользования

Государственный природный зоологический заказник регионального значения «Псебайский» [15]

Краснодарский край

− особо охраняемая;

− познавательного туризма;

− экстенсивного природопользования;

− интенсивного природопользования

Государственный природный заказник регионального значения «Томский» [16]

Томская

область

− заповедная;

− рекреационная;

− научно-исследовательская;

− историко-культурная;

− ограниченного хозяйственного использования

Государственный природный заказник регионального значения «Кискачинский» [17]

Республика Хакасия

− особой охраны;

− традиционного природопользования – допускается осуществление рекреационной деятельности

Государственный природный комплексный заказник регионального значения «Олений перевал» [18]

Государственные природные комплексные заказники регионального значения «Волчихинский» [19], «Егорьевский» [20]

Алтайский край

− особой охраны;

− покоя;

− умеренной лесохозяйственной деятельности, включающая остальную часть территории заказника

Государственные природные комплексные заказники регионального значения «Касмалинский» [21], «Кислухинский» [22], «Мамонтовский» [23]

Алтайский край

− особой охраны

Государственный природный комплексный заказник регионального значения «Панкрушихинский» [24]

Алтайский край

− особой охраны;

− рекреационная;

− умеренной лесохозяйственной деятельности;

− агрохозяйственная (традиционного природопользования)

Государственный природный комплексный заказник регионального значения «Озеро Большой Тассор» [25]

Алтайский край

− строгой охраны;

− охраны степных, кустарниковых и галофитных сообществ;

− проведение эколого-просветительских мероприятий и кратковременного отдыха населения

Государственный природный комплексный заказник регионального значения «Урочище Рублево» [26]

Алтайский край

− особой охраны;

− умеренной лесохозяйственной деятельности;

− охраны птиц

При зонировании заказников применяются разные подходы. Но стоит отметить общую идеологию, которая была разработана для национальных парков и положена в основу общей схемы при организации туристско-рекреационной деятельности на ООПТ. Она разработана экспертами МСОП и носит рекомендательный характер [8]. В соответствии с этими рекомендациями для ООПТ с рекреационными функциями должны быть включены следующие зоны:

– строгой охраны (запрещена любая хозяйственная, в том числе и туристско-рекреационная деятельность);

– восстановления (любая деятельность ограничивается требованиями природоохранных целей);

– рекреационная (развитие рекреационной деятельности);

– хозяйственного использования.

Для выделения функциональных зон на ООПТ выполняется комплексная оценка условий и факторов, которая учитывает многообразие природных геосистем, биологическое разнообразие, наличие историко-культурных объектов с анализом современного их состояния и тенденций возможных изменений. Все чаще применяется ландшафтный подход, т.е. составляется или используется общенаучная ландшафтная карта. При этом границы функциональных зон в целом соответствуют морфологической структуре ландшафтов.

В ходе исследований и комплексной оценки территории заказников помимо ландшафтной карты составляются и анализируются и другие тематические карты, в их числе:

− особо ценных природоохранных участков;

− ареалов редких, исчезающих и охраняемых видов флоры и фауны;

− памятников природы;

− современного освоения территории;

− анализа рекреационных условий (климата, минеральных вод и др.) и ресурсов;

− рекреационного потенциала;

− объектов историко-культурного наследия;

− развития туристско-рекреационной деятельности;

− устойчивости ландшафтов к допустимым рекреационным нагрузкам;

− оценки аттрактивности (эстетической привлекательности, живописности) территории;

− факторов, ограничивающих развитие рекреационной деятельности;

− нарушенности ландшафтов в результате хозяйственной деятельности;

− оценки экологической ситуации и др.

При определенном конкретном случае могут быть составлены и другие виды географических карт. Итоговым документом служит карта-схема «Комплексная оценка территории». Она является основой для выделения функциональных зон и содержит участки территорий, которые являются наиболее ценными в экологическом, научном и рекреационном отношении, а также конфликтные зоны.

Результаты исследования и их обсуждение

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения и/или восстановления природных комплексов, а также их компонентов и поддержания экологического баланса [9]. Первые заказники в СССР были организованы в целях сохранения и восстановления численности охотничьих животных и интродукции истребленных видов. Большая часть существующих в настоящее время заказников была организована в 1960–1970-х гг. Затем в 1980–1990-е гг. уже существующие и вновь организуемые заказники стали переводить в особую категорию – комплексных – с целью сохранения целостности экосистем, включающих сообщества растительного и животного мира. Функционирующие ныне заказники представляют наиболее многочисленную категорию российских ООПТ и составляют основу многих региональных сетей ООПТ. Для данных территорий характерен факт постоянного или временного запрета или ограничения на любую деятельность, если она противоречит целям создания заказников или наносит вред природным комплексам и их компонентам [9].

Рассмотрены научно обоснованные принципы и подходы выделения функциональных зон применительно к природному комплексному заказнику регионального значения «Лифляндский», который расположен в подзоне умеренно засушливой степи на юге Алтайского края. Заказник был организован в 2003 г. как водно-степной, комплексный. В цели и задачи заказника входит: сохранение и воспроизводство комплекса животных, птиц и растительных ценозов части долины реки Алей и Гилевского водохранилища, пополнение смежных охотугодий промысловыми видами животных (естественное расселение), охрана пролетных птиц в миграционные периоды, охрана местообитаний охотничье-промысловых животных, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, обеспечение благоприятных экологических условий для жизнедеятельности населения [27].

Сочетание географического местоположения в районе сочленения Западно-Сибирской равнины и предгорий Северо-Западного Алтая обусловлено особенностями ландшафтной структуры территории заказника. Основным гидрологическим объектом служит Гилевское водохранилище на р. Алей площадью около 50 км2, построенное в 1980-х гг. Ландшафтная структура заказника представлена зональными природными комплексами, которые включают пологоувалистые предгорные равнины с редким долинным расчленением, с богаторазнотравно-типчаково-ковыльными степями и полынно-злаковыми остепненными лугами; мелкосопочные предгорные равнины с выходами коренных пород, петрофитно-разнотравно-овсецово-ковыльными степями; наклонные среднерасчлененные предгорные равнины с богаторазнотравно-типчаково-ковыльными степями [28].

Для интразональных ландшафтов, которые связаны с водными объектами, в частности Гилевским водохранилищем, характерны низкие надпойменные террасы, слабоволнистые с богаторазнотравно-типчаково-тырсовыми степями и галофитными разнотравно-злаковыми и остепненными лугами и зарослями кустарников; долины средних, малых рек и ручьев с хорошо разработанными днищами с разнотравно- и осоково-злаковыми лугами, иногда с ивняками и ивово-тополевыми.

В основу выделения функциональных зон на территории заказника положен анализ объектов природоохранно-туристского потенциала с применением эколого-ландшафтного подхода. Была применена схема зонирования с выделением следующих зон: особо охраняемая, рекреационная, охраны объектов культурного наследия и традиционного хозяйственного использования [29]. При выделении функциональных зон заказник был рассмотрен с позиции природоохранного учреждения с определенным типом рекреационного использования, а именно, ориентированного на развитие водного, прибрежного и эколого-познавательного туризма. В данном случае важная задача – ограничение интенсивной и массовой туристско-рекреационной деятельности или территориальная ее локализация вдали от ценных охраняемых и уязвимых природных объектов.

missing image file

Функциональное зонирование заказника «Лифляндский»

Составлена карта-схема функционального зонирования заказника «Лифляндский» (рисунок).

В особо охраняемую зону, представленную расположенными особо ценными для региона и заказника природными объектами, включены:

1. Головушкины сопки и сопки по берегу Гилевского водохранилища западнее с. Корболиха с петрофитными настоящими степями, среди которых доминируют петрофитноразнотравно-овсецово-залесскоковыльные (Stipa zalesskii, Helictotrichon desertorum, Onosma simplicissima, Goniolimon speciosum, Orostachys spinosa).

2. Лифляндские сопки с лугово-степной, луговой, лугово-кустарниковой и древесной (березняки и осинники) растительностью, служащие местами произрастания краснокнижных растений и распространения типичных и редких растительных сообществ. Большое значение имеют низкогорные лесостепные локусы, сокращающие свои площади в процессе хозяйственного освоения, и луговые степи, которые характеризуются наибольшей измененностью среди степей Евразии и требуют первоочередной охраны.

3. Долины малых рек Березовка, Корболиха, Харьковка, ручьев Щучий и Сухой Лог, балки, в которых распространены пойменные ветловые леса, а также осокорники предгорностепные, небольшие участки березовых лесов, ивняков и степных кустарников.

4. Мелководная восточная часть Гилевского водохранилища в районе впадения р. Алей, которая используется перелетными птицами для весенних и осенних миграций [8].

В особо охраняемую зону по берегу Гилевского водохранилища и долинам рек включена водоохранная зона с экологоприемлемым режимом рекреации.

Среди ценных объектов на территории заказника «Лифляндский» учитываются также местообитания редких и исчезающих видов флоры и фауны [30, 31].

Рекреационная зона представлена территорией, благоприятной для развития таких видов туризма, как научный, эколого-познавательный, рекреационно-оздоровительный, спортивный, водный, прибрежный, детско-юношеский, семейный и сельский. Для заказника характерен высокий потенциал развития эколого-просветительской и рекреационной деятельности. Предгорно-низкогорные районы традиционно считаются удобными для кратковременного отдыха и отдыха выходного дня. В зависимости от сезона года низкогорья располагают условиями для промыслового туризма, семейного сельского отдыха с экскурсионным обслуживанием. Кроме того, условия рельефа позволяют развивать здесь сеть детских оздоровительных учреждений с организацией некатегорийных пеших и лыжных маршрутов. Рекреационные возможности заказника существенно увеличивает наличие значительного по площади водоема со слабопроточной хорошо прогреваемой водой. Практически все побережье подходит для организации промыслового отдыха. Часть побережья от впадения р. Березовки до границы с Локтевским районом располагает значительными ресурсами для пляжного отдыха. Данная территория имеет значительные возможности для научно-исследовательского и познавательного туризма. Ее основой являются многочисленные памятники истории и археологии, которые расположены как непосредственно в заказнике, так и на сопредельных с ним пространствах.

Зона охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) представлена наиболее значимыми историко-культурными объектами, находящимися в границах заказника – памятниками археологии, в основном грунтовыми и курганными могильниками, расположенными в окрестностях села Корболиха.

Зона традиционного хозяйственного использования состоит из селитебных территорий и земель сельскохозяйственного назначения, которые входят в территорию заказника. На данной территории допустимо традиционное природопользование местного населения.

Заключение

Лифляндский заказник выполняет биосферную функцию, способствуя сохранению серии типичных и уникальных природных комплексов предгорных равнин Северо-Западного Алтая. Его важность заключена в том, что Лифляндские сопки входят в состав 15 крупнейших и ценнейших сохранившихся фрагментов степей предгорий Рудного Алтая – одного из ключевых степных регионов международного уровня, а ряд растительных сообществ территории включен в Зеленую книгу Сибири. Важным фактором является то, что территория заказника вошла в систему ключевых орнитологических территорий России (КОТР) международного значения.

В 2017–2018 гг. были проведены исследования по расширению территории заказника. Были обоснованы новые границы заказника, предложены изменения в Положение о заказнике «Лифляндский», выполнен анализ рекреационно-ресурсного потенциала для развития эколого-познавательного туризма. Предложенное функциональное зонирование территории заказника будет регламентировать его собственную хозяйственную деятельность, а также является важным инструментом охраны биоразнообразия на юге Алтайского края, в зоне сочленения Западно-Сибирской равнины и предгорий Алтая.


Библиографическая ссылка

Селезнева Е.В., Ротанова И.Н. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ЗАКАЗНИКА «ЛИФЛЯНДСКИЙ» В АЛТАЙСКОМ КРАЕ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ // Успехи современного естествознания. – 2023. – № 10. – С. 49-56;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=38113 (дата обращения: 21.02.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674