Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

РАЗРАБОТКА ПАРАМЕТРОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА (НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИЙ АЭРОДРОМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ)

Маленёв А.И. 1
1 ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр «Военно-воздушная академия» имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Данный материал охватывает вопросы совершенствования методов экологического контроля над состоянием атмосферы в непосредственной близости от аэропортовых комплексов. Чистый атмосферный воздух представляет собой ключевую составляющую благополучия личного состава, задействованного в обеспечении авиационной деятельности на объектах гражданской авиации. Критерии оценки атмосферного воздуха охватывают спектр параметров, которые напрямую подвержены влиянию атмосферных условий, причем их изменения зачастую диктуются характеристиками воздушных потоков, складывающимися в зонах активности источников загрязнения. Из-за повышенной интенсивности полетов наблюдается эмиссия множества вредных элементов, чьим источником служат в основном самолеты, объекты инфраструктуры и автотранспорт, что приводит к негативному воздействию на объекты окружающей среды. Среди выбрасываемых вредных примесей находятся такие химические соединения, как этилен, формальдегид, этил, ацетон, бутен, метан, различные углеводороды, а также оксиды углерода, азота и серы, которые представляют угрозу для здоровья людей. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью распространения токсикантов атмосферным воздухом с учетом рельефа местности, типа подстилающей поверхности и геометрии форм зданий и сооружений. Целью исследования является повышение качества экологического мониторинга путем учета дополнительных параметров распространения вредных примесей на приаэродромных территориях. При этом учитывались застройки различной плотности, физико-географические и климатические условия, а также особенности эксплуатации аэродрома. В статье представлены открытые для опубликования результаты экологического мониторинга приаэродромной территории типичного аэродрома государственной авиации. Отбор и анализ проб проводился сертифицированным центром лаборатории ФБУЗ центра гигиены и эпидемиологии. Рассчитана общая масса выбросов вредных примесей в приземном слое атмосферы от воздушных судов за год при работе основных типов авиационных двигателей. Выделены наиболее экологически опасные зоны с повышенной концентрацией вредных примесей, с учетом которых рекомендуется располагать посты экологического мониторинга. Рассчитанные данные подтверждены экспериментальными исследованиями.
аэродром
вредные примеси
экологический риск
загрязняющие вещества
1. Косинова И.И., Фонова С.И., Базарский О.В., Плаксицкая И.П. Комплексная оценка геосферы жизнедеятельности населения Липецкого промрайона: монография. Воронеж: ВГАСУ, 2014. 175 с.
2. Косинова И.И., Фонова С.И. Математическая модель для прогнозирования пространственного распределения веществ на городских магистралях // Инженерные изыскания. 2015. № 7. С. 24–27.
3. Базарский О.В., Косинова И.И., Фонова С.И. Математическое моделирование загрязнения приповерхностных отложений аэрозольными частицами // Инженерные изыскания. 2015. № 5–6. С. 76–79.
4. Иванов В.И. Определение уровня загрязнения в районе аэродрома при работе авиадвигателей // Межвузовский сборник «Основные вопросы метеообеспечения гражданской авиации». Л.: ОЛАГА, 1982. С. 119–122.
5. Инструкция метеоподразделениям ВВС о порядке ведения радиационного и химического наблюдения, отбора проб атмосферных аэрозолей и подготовки метеорологических данных для оценки радиационной и химической обстановки. М.: Воениздат СССР, 1979. С. 15–17.
6. Старченко А.В., Данилкин Е.А., Нутерман Р.Б., Терентьева М.В. Применение микромасштабной метеорологической модели для исследования структуры течения над взлетно-посадочной полосой аэропорта // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 5. С. 91–100.
7. Исаев С.А., Белоусова Л.Ю., Баранов П.А. Численный анализ ветрового режима в окрестности аэропорта Пулково // Инженерно-физический журнал. 1999. Т. 72. № 4. С. 672−678.
8. Кочетова Ж.Ю., Базарский О.В., Маслова Н.В. Авиационно-ракетные кластеры и окружающая среда: монография. М.: Инфра-М, 2022. С. 130–134.
9. Рымаков А.Г. Рассеивание вредных примесей в воздухе приземного слоя: учебно-методическое пособие. М.: МИСИ-МГСУ, 2022. С. 41–49.
10. Маленёв А.И., Драбо А.И., Пигарев А.Е., Лебедев А.В. Математическое моделирование турбулентного ветрового потока // Успехи современной науки. 2017. Т. 9, № 3. С. 113–118.
11. Фонова С.С. Научно-методический аппарат оценки экологического риска загрязнения тяжелыми металлами в зоне дорог первой категории: автореф. дис. … канд. географ. наук. Воронеж, 2017. 36 с.
12. Маленёв А.И., Драбо А.И., Пигарев А.Е., Сотникова О.А., Мурашова Л.В. Математическое моделирование векторного поля ветра при обтекании искусственных сооружений // Вестник ВГУ. Системный анализ и информационные технологии. 2015. № 4. С. 22–30.

Аэродромы государственной авиации, окруженные типичными застройками различной степени плотности и располагающиеся неподалеку от населенных пунктов, являются одними из наиболее малоизученных источников экологической опасности. Сложность этой проблемы обусловлена тем, что в результате активного использования аэродромов государственной авиации происходит выброс в атмосферу значительных объемов токсичных загрязнителей. Источниками эмиссии служат не только воздушные суда, но и объекты инфраструктуры, а также автотранспорт, привлекаемый для обеспечения полетов государственной авиации [1, с. 42]. Среди выделяемых веществ находятся такие опасные, как этилен, формальдегид, этилбензол, ацетон, бутен, метан и различные углеводороды, включая оксиды углерода, азота, серы, что серьезно вредит здоровью персонала. Распространение этих веществ может охватывать обширные территории и осуществляется двумя основными способами: посредством диффузии и с помощью направленного переноса. Причем изменение концентрации вредных примесей в пространстве и во времени в существенной степени будет зависеть от места выброса, характера подстилающей поверхности, наличия препятствий и застроек, метеорологической обстановки в районе выброса. Учет этих факторов в моделях позволит заблаговременно выявить опасные зоны с высокой концентрацией вредных примесей при различных направлениях и скоростях ветра, а также обеспечить рациональный мониторинг экологического состояния района аэродрома и прилегающей местности [2, с. 38; 3, с.76].

Целью исследования является повышение качества экологического мониторинга путем учета дополнительных параметров распространения вредных примесей на примере территорий аэродромов государственной авиации.

Материалы и методы исследования

В настоящее время мониторинг вредных примесей осуществляется различными способами: измерением, наблюдением, моделированием на основе данных измерений и т.д. Особые трудности вызывает изучение процессов воздействия на окружающую среду, происходящих над сложными ландшафтами с неравномерным рельефом и разнообразной застройкой, из-за проблем с их точным описанием и стандартизацией. Существенное влияние на экологию оказывает государственная авиация на всех этапах ее жизнедеятельности: это эксплуатация и ремонт как самого воздушного судна, так и обслуживающей его спецтехники.

При сгорании топлива в двигателях воздушных судов образуются выхлопные газы, которые содержат воздух, прошедший через двигатель, который практически не изменяет своего химического состав. В момент полного сгорания авиационного топлива образуются углекислый газ и водяной пар. Но так как авиационное топливо по ряду причин сгорает не полностью, образуются такие вещества, как углеводороды, СО, водород и копоть. Также в топливе содержится сера, а при сгорании образуются ее окислы. И другие химические элементы, входящие в состав камеры сгорания двигателя, и металлы, содержащиеся в топливе [4, с. 120].

Эти двигатели являются источниками большого выброса вредных примесей. В условиях отсутствия или при малых значениях ветра формируются зоны смога, в которых накапливаются вредные вещества, особенно в режимах взлетно-посадочного цикла, когда практически невозможно обеспечить благоприятные условия сгорания авиационного топлива [5, с. 131; 6, с. 94; 7, с. 677].

Отбор и анализ материалов вредных примесей (окись углерода CO, углеводороды CH, окислы азота NOX, серы SOX и частиц авиационного керосина) для исследования проводился по установленным стандартам и методикам сертифицированной лаборатории ФБУЗ центра гигиены и эпидемиологии г. Воронежа в период с 2019 по 2020 г.

Результаты исследования и их обсуждение

Планируется разработать методику для выявления параметров загрязняющих веществ в окрестностях аэродромов государственной авиации.

Использование газотурбинных двигателей в режиме взлета и посадки летательного аппарата приводит к значительному загрязнению вредными веществами (рис. 1).

В ходе эксплуатации газотурбинных двигателей отработанные газы постепенно охлаждаются и конденсируются в ветровом потоке, в результате чего происходит каплеобразование неотработанных газов авиационного топлива. Радиус капель авиационного керосина может составлять от 50 до 700 мкм, а мелкодисперсные его частицы могут распространяться до 2500 м от точечного источника.

missing image file

Рис. 1. Основные режимы цикла, влияющие на загрязнение приземного слоя в районе аэродрома: 1 – посадка, 2 – взлет

missing image file

Рис. 2. Схема экологического мониторинга воздушных масс на территории аэродрома с учетом особенностей источника загрязнения

На концентрацию вредных примесей влияет наличие ветра, рельеф местности, плотность аэродромных застроек, а также интенсивность использования аэродромов государственной авиации [8, с. 131; 9, с. 46]. На рис. 2 представлена схема экологического мониторинга воздушных масс на территории аэродрома государственной авиации с учетом особенностей источника загрязнения.

Основные этапы экологического мониторинга воздушных масс на территории аэродрома государственной авиации с учетом особенностей источника загрязнения заключаются в следующем:

На начальном этапе осуществляется всесторонний сбор информации и анализ участка исследования для выявления потенциальных источников загрязнений, а также изучаются особенности местности, включая конфигурацию рельефа, расположение зданий и других объектов, их геометрическую форму, удаленность от источника выброса вредных примесей и прочие элементы, необходимые для расчетов. Производится измерение температуры и относительной влажности воздуха с использованием сертифицированных гидрометеорологических приборов в приземном слое.

С использованием выражения (1) определим значение концентрации вредных примесей в приземном слое при выбросе газовоздушной смеси из одиночного точечного источника:

C0i = (4MiВП t) / (πD2Vв.п ), (1)

где MiВП – масса выброса взлет (посадка), t – время работы двигателя в заданном режиме, D – диаметр сопла, Vв.п – скорость ветрового потока.

C0 = ∑C0i . (2)

В процессе всесторонней оценки уровня загрязнения применяется методика, основанная на преобразовании концентраций разнообразных вредных веществ к эквиваленту оксида углерода, согласно уравнению, представленному ниже:

missing image file, (3)

где kпр i – коэффициент, который используется для преобразования концентрации i-го загрязнителя к эквивалентной концентрации оксида углерода:

k пр CO = 1, k пр NOx = 41,2, k пр CnHm = 3,2.

Использование разработанного подхода для комплексного анализа экологических рисков аэропортов способствует точному определению уровня влияния авиационного загрязнения на природу.

Рассчитывается или измеряется начальная концентрация выброса. Определяется скорость и направление ветра в районе источника выброса, также рассчитывается поле скоростей и значение концентрации примесей для заданного района исследования с учетом особенностей рельефа, наличия растительности, геометрических характеристик.

Далее осуществляется прогноз, определяются зоны с концентрацией вредных веществ, превышающей ПДК для окиси углерода СО (ПДКмр = 5,0 ПДКсс = 3,0), углеводород СН (ПДКмр = 5,0 ПДКсс = 1,5), окислы азота NOx (ПДКмр = 0,085, ПДКсс = 0,04), окислы серы SOx (ПДКмр = 0,05 ПДКсс = 0,5).

На следующем этапе в наиболее вероятных зонах с превышением ПДК устанавливаются пункты контроля, производится серия измерений концентрации вредных веществ, значения которых сравниваются с расчетными. При небольших различиях в среднеквадратическом отклонении результатов (не более значения естественной изменчивости концентрации вредных веществ) замеров с данными модели принимается решение о доверии к данным.

Осуществляется прогноз на заданный срок скорость и направление ветра на высоте распространения примеси. В случае его отклонения от фактических значений производится перерасчет поля концентрации вредных веществ. При изменении направления ветра положения пунктов контроля корректируются.

При выявлении районов с превышением ПДК принимаются меры к снижению негативного влияния вредных веществ на личный состав. В таблице указана общая масса выбросов вредных примесей в приземном слое атмосферы от воздушных судов за год в районе интенсивного использования типового аэродрома государственной авиации расположенного в Центральном федеральном округе.

Анализ таблицы показывает, что масса выбросов варьируется в диапазоне от 80 до 62244 кг в год. Такое количество вредных веществ, при их локализации в отдельных местах на аэродроме, может оказать значительный негативный эффект на состояние летного и обслуживающего персонала (рис. 3).

Общая масса выбросов вредных примесей в приземном слое атмосферы от воздушных судов за год

Тип двигателя

Общая масса выбросов вредных примесей, MiВП , в приземном слое атмосферы от воздушных судов за год

Окись углерода CO

Углеводороды CH

Окислы азота NOx

Окислы серы

SOx

Частицы авиационного керосина

2ТРДФ АЛ-35

7470

1725

48975

693,75

2636,1

Д-30

9360

2190,24

62244

866,3

3464,7

Д-36

246

111

11826

80,61

322,6

Д-30КУ

5168,8

1260,96

22498,48

403,9

1615,5

Итого

22244,8

5287,2

145543,48

2044,56

8038,9

missing image file

Рис. 3. Зоны с завышенными значениями вредных примесей за год в районе аэродрома

Для проведения оперативного экологического мониторинга необходимо предложить методику оценки возможного превышения ПДК в ожидаемых метеоусловиях для каждой зоны аэродрома. Такой подход также позволит рассчитать годовую нагрузку на исследуемую территорию и выявить наиболее опасные аэродромные зоны для разработки рекомендаций по минимизации нахождения в них персонала аэродрома.

Во время работы авиационных двигателей в приземном десятиметровом слое возникают повышенные значения концентрации вредных веществ, что подтверждается многократными замерами проб воздуха в различных точках аэродрома. Для определения значения концентрации вредных веществ воспользуемся уравнением

missing image file, (4)

где С – расчетные значения уровня концентраций загрязняющих элементов, Q – интенсивность эмиссий загрязняющих веществ от авиационного двигателя [10, с. 115], fx fy – коэффициент для описания процесса разбавления облака контаминантов при переносе его по оси абсцисс и координат в контрольных точках.

Мощность выброса вредных веществ воздушного судна определяется по формуле

missing image file, (5)

где n – количество двигателей, установленных на воздушное судно, Wj – скорость эмиссии, tj – время работы двигателя в j-м режиме.

На рис. 4 показано распространение вредных примесей от точечных источников (самолета) при движении по взлетно-посадочной полосе с интервалом 10 м по оси Х [11, с. 30].

Выбросы от точечных источников распространяются атмосферным воздухом, при этом на характер их распространения значительно влияет геометрия и плотность застройки на аэродроме.

Из рис. 5 очевидно, что архитектурная конфигурация и планировка зданий на типовом аэродроме государственной авиации, расположенном в Центральном федеральном округе, а также характеристики подстилающего ландшафта играют ключевую роль в процессе диффузии и концентрации загрязняющих веществ в районе аэродрома [12, с. 25]. В то время как здания и сооружения, расположенные на его территории, способствуют неоднородному распределению вредных примесей.

missing image file

Рис. 4. Схема распространения вредных примесей при взлете (посадке) воздушного судна как совокупность точечных источников

missing image file missing image file

а) юго-западное б) юго-восточное

Рис. 5. Изолинии модуля вектора относительной скорости потока в сравнении с потоком при отсутствии зданий и лесных массивов при а) юго-западном, б) юго-восточном направлении ветра на высоте 10 м, где ■ – пункт контроля

Особенно высокие уровни загрязнения наблюдаются в зонах, где здания сгруппированы вплотную друг к другу, что способствует застою и повышенной концентрации вредных веществ.

В зоне лесопосадок скорость ветра снижается вследствие взаимодействия с растительностью, что приводит к уменьшению концентрации вредных веществ в воздухе. Анализируя данные, полученные в ходе численного моделирования с применением микромасштабных моделей, можно выявить увеличение интенсивности турбулентности у земной поверхности в ветровых потоках, особенно за строениями на их подветренной стороне и в районе насаждений.

Как видно из рисунка, форма, геометрия зданий и сооружений, характер подстилающей поверхности оказывают существенное влияние не только на перенос вредных примесей в районе аэродрома, но и на их концентрацию. Здания вносят существенный вклад в распределение вредных примесей. Причем максимальная концентрация образуется за зданиями, которые располагаются близко друг к другу.

Заключение

Таким образом, исследование позволяет определить характеристики распространения вредных примесей в районе расположения аэродрома государственной авиации, рассчитать динамику изменения концентраций как в непосредственной окрестности от источника вредных примесей, так и на удалении от него. Имея информацию о ветровых характеристиках, с учетом начальных и граничных условий, используя данный алгоритм, можем рассчитать изменение концентрации вредных примесей в различных точках пространства. Зная места расположения неблагоприятных экологических зон на территории аэродромов, появляется возможность точнее планировать расположение пунктов контроля для повышения качества экологического мониторинга воздуха.


Библиографическая ссылка

Маленёв А.И. РАЗРАБОТКА ПАРАМЕТРОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА (НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИЙ АЭРОДРОМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ) // Успехи современного естествознания. – 2024. – № 5. – С. 44-50;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=38264 (дата обращения: 17.07.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674