Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ И РЕЖИМА РЕСУРСНОГО РЕЗЕРВАТА «ОЧУМА» ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОХРАНЫ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Николаев А.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Целью статьи является анализ и изучение особенностей функционального зонирования и их режимов ресурсного резервата регионального значения «Очума» Сунтарского улуса (района) Якутии, для эффективной деятельности и охраны биологических ресурсов. Материалом исследования явились полевые исследования ресурсного резервата в июне – июле 2023–2024 гг., архивные данные, опрос населения, картографические и цифровые материалы зонирования ресурсного резервата, опрос жителей и работников охраняемой природной территории. В статье подробно описана граница ресурсного резервата и трех его функциональных зон – зоны традиционного природопользования, лицензионного изъятия биологических ресурсов и абсолютного покоя. Режимы и задачи в этих зонах абсолютно различны. В зоне абсолютного покоя, например, строго запрещено присутствие даже туристов, что не развивает на данном, самом интересном и уникальном участке природы туристского потенциала, основное материальное обеспечение ресурсного резервата. Слабо представлены туристские тропы по ресурсным резерватам, которые в будущем могли бы стать одним из основных направлений в функционировании резервата. Так, одним из направлений в ресурсных резерватах Якутии мог бы стать охотничий туризм для любителей охоты. В данном ресурсном резервате, очень богатом фауной, только местным жителям наслега или улуса разрешается охотиться в зоне лицензионного изъятия биологических ресурсов, тогда как любителям охоты из других улусов или районов это строго запрещено, что тоже противоречит развитию туризма в данном ресурсном резервате. В ходе изучения и анализа функциональных зон ресурсного резервата установлено, что в их зонах слабо представлена туристско-рекреационная деятельность, которая в наше время является одной из главных экономических составляющих и обеспечивает эффективность функционирования охраняемой природной территории. Так, например, разрешение охотничьего туризма любителям охоты из других мест повысило бы в разы посещаемость и экономическую стабильность ресурсного резервата.
ресурсный резерват «Очума»
Сунтарский улус
функциональное зонирование
режим ресурсных резерватов
туристско-рекреационная деятельность
экологический туризм
охотничий туризм
браконьерство
животные ресурсы
1. Закон РС (Я) 910-З № 731-IV от 01.03.2011 г. «Об особо охраняемых природных территориях РС (Я)» [Электронный ресурс]. URL: https://minpriroda.sakha.gov.ru/zakon-rsja-910-z-731-iv-ot-01032011-g-ob-osobo-ohranjaemyh-prirodnyh-territorijah-rsja (дата обращения: 24.09.2024).
2. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6072/ (дата обращения: 24.09.2024).
3. ООПТ России, документы. М., 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://oopt.aari.ru/oopt/Очума (дата обращения: 24.09.2024).
4. Приказ Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2016 г. № 01-05/1-812 «Об утверждении Положения о ресурсном резервате республиканского значения «Очума» [Электронный ресурс]. URL: https://ipbd.ru/docs/gov/ministerstvo-ekologii-prirodopolzovaniya-i-lesnogo-hozyaystva-respubliki-saha-yakutiya/vse_dokumenty/? page=8/ (дата обращения: 28.09.2024).
5. Астанин Д.М. Американская модель экологического туризма – минимизация воздействия на окружающую среду и ее планировочные аспекты // Архитектон: известия вузов. 2017. № 4 (60). С. 48–59.
6. Астанин Д.М. Европейская модель экологического туризма – сохранение традиционной культуры и ее влияние на планировочную организацию рекреационных территорий // Архитектон: известия вузов. 2017. № 3 (59). C. 24–35.
7. Астанин Д.М. Типология функционального зонирования национальных и природных парков // Архитектон: известия вузов. 2018. № 5 (61). C. 72–79.
8. Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории: учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2024. 185 с.
9. Селезнева Е.В., Ротанова Н.Н. Подходы к функциональному зонированию заказников на примере регионального комплексного заказника «Чинетинский» // Географические исследования Сибири и Алтае-Саянского трансграничного региона: материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2021. С. 465–476.
10. Чижова В.П. Методика зонирования национальных парков // Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. 2006. № 3 (16). С. 105–123.
11. Сибиркина А.Р., Трофимова Л.В., Кузьмищев Н.Н. Корректировка функциональных зон национального парка «Зюраткуль» (Челябинская область) по границам мест обитания редких видов позвоночных животных // Лесной вестник. 2021. Т. 25, № 2. С. 41–50.
12. Сибиркина А.Р., Трофимова Л.В., Лушников Д.С. Функциональное зонирование Санарского государственного природного комплексного заказника Челябинской области методом дешифрирования аэроснимков // Лесной вестник. 2021. Т. 25, № 6. С. 79–88.
13. Приказ Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 36 декабря 2014 г. № 01-05/1-479 «Об утверждении Положений об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/26771673/ (дата обращения: 28.09.2024).
14. Положение о ресурсном резервате «Куолума-Чаппанда» в Таттинском улусе [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/26707031/3e22e51c74db8e0b182fad67b502e640/ (дата обращения: 05.09.2024).
15. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 августа 1996 г. № 337 «О создании Национального природного парка “Синяя” в Горном улусе и ресурсных резерватах “Кыталык” в Аллаиховском и “Лена-Дельта” в Булунском улусах» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/26749373/ (дата обращения: 28.09.2024).
16. Чижова В.П. Развитие экотуризма в охраняемых природных территориях (эколого-географический аспект) // Российский журнал устойчивого туризма. 2013. № 3. С. 7–12.
17. Геопортал Республики Саха (Якутия). Охраняемые территории. Якутск, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://sakhagis.ru/map (дата обращения: 24.09.2024).

Введение

В Республике Саха (Якутия) по Закону об ООПТ РС (Я) [1] такие особо охраняемые природные территории, как ресурсные резерваты, совпадают с целями и задачами заказников регионального значения [2] и выполняют сходные задачи. В республике встречаются ресурсные резерваты республиканского и местного значения. Республиканские, то есть региональные, ресурсные резерваты создаются под подчинением республики, местные ресурсные резерваты создаются муниципальными органами – улусами. Улусы – это муниципальные районы в Республике Саха (Якутия).

Ресурсный резерват республиканского значения «Очума» расположен в северо-западной части Сунтарского улуса. Территория резервата граничит с Нюрбинским и Мирнинским улусами. Дата создания 5 апреля 1982 г. Это один из старейших заказников Якутии, организованный для защиты ареала черного журавля [3]. Постановлением Правительства РС (Я) № 515 от 27 ноября 1997 г. в республике должны были быть организованы ресурсные резерваты [3], и 30 июля 1999 г. выходит Положение о создании на базе заказника «Очума» ресурсного резервата республиканского значения [3]. Общая площадь ресурсного резервата составляет 855932 га, примерно 8560 кв. км, это сравнимо, например, с площадью всей Адыгеи или Северной Осетии – Алании.

Целью исследования является изучение и анализ особенностей функционального зонирования и режима ресурсного резервата республиканского значения «Очума» Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия) для эффективной деятельности и охраны биологических ресурсов.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования явились полевые исследования территории ресурсного резервата в июне – июле 2023–2024 гг., архивные данные [4], картографические и цифровые материалы зонирования ресурсного резервата, опрос жителей и работников охраняемой природной территории. Методами исследования при изучении и анализе зон и их режимов явились работы Д.М. Астанина [5–7]. Также были использованы работы, изучающие и анализирующие функциональные зоны заказников, заповедников, национальных парков России [8–10]. Интересные работы по функциональному зонированию представлены в работах А.Р. Сибиркиной и соавт., которые также были полезны при выполнении научного исследования [11; 12].

Результаты исследования и их обсуждение

Обоснованием создания ресурсного резервата «Очума» на этой уникальной территории стали:

1) сохранение типичных ландшафтов западной Якутии, системы крупных и мелких озер, а также объектов растительного и животного мира;

2) восстановление численности пушных зверей, сохранение мест их обитания, размножения водоплавающей и боровой дичи, диких копытных, сохранение и охрана мест временных скоплений и транзитных остановок перелетных птиц – певчих, хищных, куликов, уток, гусей, лебедей и журавлей, также мест гнездовья многих птиц, в том числе таких редких, как черный журавль [13];

3) осуществление научных исследований и проведение экологического мониторинга с целью поддержания экологического благополучия и разнообразия обитающих здесь видов [14];

4) сохранение мест нереста и нагула рыб, в том числе ценных видов – сиговых, ленка, тайменя, осетра, на притоках р. Холомолоох, Огогут, Ыгыатта.

Таким образом, территория участка ресурсного резервата «Очума» [13] в силу ее труднодоступности и отдаленности от крупных населенных пунктов улуса весьма богата биологическими ресурсами и уникальными нетронутыми ландшафтами. Не секрет, что такие труднодоступные ресурсные резерваты на протяжении уже многих лет просто так «простаивают» и не работают эффективно как для туристов, так и для любителей охоты, а они могли бы привнести немало денег для эффективной организации охраны и воспроизводства животного ресурса на данном участке природы. А ведь в настоящее время именно «заброшенность» таких участков природы провоцирует бесконтрольный отстрел браконьерами и другими промысловыми охотниками сверх добычи квоты диких животных и других правонарушений, вплоть до вырубки леса, бесконтрольных геологоразведочных и изыскательских работ частными компаниями и другими нежелательными проявлениями на особо охраняемой природной территории (ООПТ).

Граница ресурсного резервата начинается с устья р. Холомолоох, на западном направлении идет вверх по р. Холомолоох, на север до верховья р. Кютяр, по р. Кютяр до впадения в реку Ыгыатта, затем по речке Ыгыатта до устья р. Ючюгей Юрях (правый приток р. Ыгыатта), по речке Ючюгей Юрях до верховья Куранах Юрях (левый приток р. Огогут) и по речке Куранах Юрях до ее устья впадении на р. Огогут, вниз в южном направлении по р. Огогут до ее впадения в р. Вилюй, западном направлении по левому берегу р. Вилюй до устья р. Холомолоох [4].

В ресурсном резервате «Очума» [4] организованы и действуют три функциональные зоны, выполненные проектантами на конкурсной основе ресурсного резервата без детального научного обоснования природного участка, а также без учета и согласования с местным населением в конце 1990-х гг., когда массово и в ускоренном темпе создавались такие ресурсные резерваты по всем улусам республики.

Первая зона – это зона абсолютного покоя, описанная выше. Площадь зоны абсолютного покоя составляет 267630 га. Граница зоны абсолютного покоя начинается с устья р. Холомолоох на западном направлении идет вверх по р. Холомолоох, до устья р. Аппыча, вверх по р. Аппыча и до ее верховья, на севере с пересечением лесного массива доходит до верховья р. Еркютей (правый приток р. Ыгыатта), по р. Еркютей до устья р. Кыра Юрюе, вниз в южном направлении по р. Кыра Юрюе до верховья у р. Хайах Ыябыт и до р. Огогут, по р. Огогут до ее устья впадении на реку Вилюй, на западном направлении по левому берегу р. Вилюй до устья р. Холомолоох [13].

В зоне абсолютного покоя ресурсного резервата строго запрещены охота, рыболовство, хозяйственное и промышленное использование земель, леса, строительство, добыча полезных ископаемых и т.д.

В зоне абсолютного покоя любая деятельность может быть только по разрешению Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я), например проведение научно-исследовательских и изыскательских работ, а также в чрезвычайных и профилактических случаях – противопожарные, санитарные, эпидемиологические мероприятия, проведение различных мероприятий [13] на восстанавливаемых участках, сбор коллекций и других материалов, необходимых для научно-исследовательских работ [14].

Площадь зоны лицензионного изъятия биологических ресурсов составляет 372829 га (рисунок). Зона лицензионного изъятия биологических ресурсов [15] граничит с зоной абсолютного покоя, начиная с устья р. Огогут по р. Куранах Юрях до ее верховьев и до устья руч. Кыра Юрюе. Разрешенные виды деятельности в данной зоне – лицензионная добыча пушных зверей, а также диких копытных, любительское рыболовство, сбор ягод и грибов, вырубка леса для местного использования, строительство охотничьих заимок и домиков.

Зона традиционного природопользования – 146349 га (рисунок). В этой зоне разрешены такие виды деятельности, как ведение традиционных видов деятельности местного населения. Разрешено рыболовство, любительская охота (платная), познавательный туризм и отдых на природе. Таким образом, режимы в функциональных зонах ресурсного резервата «Очума» вполне типичные в условиях Якутии и отвечают требованиям учета мнений местного населения, которые занимаются традиционными видами хозяйства, в том числе промысловой охотой, рыбной ловлей, даже разрешено строительство охотничьих зимовий (таблица).

Но, анализируя работы некоторых авторов [16], которые сравнивают с режимами в зарубежных охраняемых природных территориях, резюмируем, что здесь особенно не хватает круглогодичной туристско-рекреационной составляющей, которая представлена только в одной зоне, в зоне традиционного природопользования, тогда как почти все интересные объекты природы и ареалы наиболее интересных животных расположены в других зонах, где запрещена туристско-рекреационная деятельность. По мнению автора, а также анализируя анкетный опрос местного населения в количестве 230 чел., во всех трех зонах ресурсного резервата необходимо разрешить туристско-рекреационную деятельность в виде экологического туризма. Любителям охоты охотничий туризм необходимо проводить только в зоне лицензионного изъятия биологических ресурсов. В зоне традиционного природопользования могут быть организованы туристические комплексы, туристические базы массового отдыха населения, которое предпочитает отдых в комфортных условиях [15]. Во второй зоне, то есть в зоне лицензионного изъятия биологических ресурсов, можно организовать экологический туризм в виде пеших походов и на лошадях с ночевками в охотничьих избушках или в специально отведенных местах для палаточной стоянки, а также охотничий туризм.

missing image file

Расположение ресурсного резервата «Очума» в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия) и его функциональные зоны: I – зона абсолютного покоя, II – зона лицензионного изъятия биологических ресурсов, III – зона традиционного природопользования [13, 17]

Охотничий туризм в республике регламентирован Законом об ООПТ РС (Я) и относится к традиционному природопользованию местного коренного населения [1]. В зоне абсолютного покоя можно разрешить только маршрутные туры со своими палатками, без стационарной стоянки, в том числе и научные туры для наблюдений за животными (таблица).

В последние годы на Дальнем Востоке России развивается экологический туризм. Туристов привлекают уникальные природные объекты региона, такие как вулканы Камчатки, Анадырское побережье, Ленские Столбы, р. Лена и т.д. Для развития экологического туризма в Якутии необходимо разрешение и доступ туристов на особо охраняемые природные территории, что в настоящее время по режиму почти везде запрещено. На законодательном уровне регионального масштаба необходимо утвердить распоряжение о развитии экологического туризма на охраняемых природных территориях, только в таком случае станет на должном уровне развитие туризма в Якутии. Республика должна предоставлять для туристов хотя бы более их свободное, независимое посещение особо охраняемых природных территорий разных категорий, от ресурсных резерватов до национальных парков.

Для большего привлечения туристов во всех ООПТ республики необходимо организовать широкую сеть туристских троп и маршрутов на выбор по разной продолжительности и дальности – однодневные, многодневные, сплавы по рекам и речкам, пешие и конные виды туризма, туризм на квадроциклах и т.д. Для этого надо подготовить и утвердить республиканскую программу, своего рода дорожную карту развития туризма на особо охраняемых природных территориях республики всех заинтересованных структур власти и предпринимательства.

Задачи и предложения по функциональным зонам ресурсного резервата

Зона

Площадь, га

Тип ландшафта

Действующий режим природопользования

Предложения авторов

Зона абсолютного покоя

267630

Плоскогорно-равнинный среднетаежный ольховниково, багульниково на мерзлотно-таежных оподзоленных почвах лиственничный лес с типичными видами животных средней тайги – волк, медведь, лиса, лось, заяц-беляк, соболь, белка, тетерев, глухарь, рябчик

Запрет на охоту и рыболовство, хозяйственную деятельность

Экологический туризм без стационарной базы, проходной по экологическим тропам

Зона лицензионного изъятия биологических ресурсов

372829

Плоскогорно-равнинный среднетаежный кустарничково, лишайниково-зеленомошный на мерзлотно-таежных типичных почвах лиственничный лес с типичными видами животных средней тайги

Лицензионный вид охоты и рыболовство, хозяйственная деятельность для местного населения

Экологический туризм в охотничьих избушках, разрешение охотничьего туризма

Зона традиционного природопользования

146349

Плоскогорно-равнинный среднетаежный кустарничково-зеленомошный с участками березы на мерзлотно-таежных типичных почвах лиственничный лес с типичными видами животных средней тайги

Традиционные виды хозяйства, любительская охота и рыболовство, познавательный туризм

Организация туристического комплекса для комфортного отдыха. Турбазы для массового туризма

Такое развитие туризма создаст новые рабочие места в отдаленных улусах и селах Якутии, потому что большинство охраняемых природных территорий расположены именно в таких местах.

Заключение

Таким образом, зона абсолютного покоя находится в труднодоступном месте, где нет антропогенного влияния, нет дорог к этому участку, в основном имеются лесные тропы. Зона лицензионного изъятия биологических ресурсов находится в более доступном месте, нежели зона абсолютного покоя. Зона традиционного природопользования расположена ближе, чем эти две зоны, и более удобна для организации массового посещения ее туристами. При анализе функциональных зон ресурсного резервата выяснилось, что в этих зонах мало представлена круглогодичная туристско-рекреационная деятельность в виде экологического туризма. Что касается представления туристско-рекреационной деятельности в зоне лицензионного изъятия биологических ресурсов, то такая любительская охота, рыбалка и собирательство разрешены лишь несколько дней в году, например, весенняя охота на уток всего на 10 дней, что не соответствует критериям массового развития экологического туризма. Туристическая деятельность должна быть представлена в охраняемых природных территориях, почти во всех их функциональных зонах, только она должна отличаться по режиму, где массово или средне, а где-то почти индивидуально или небольшими группами. Для организации в данном ресурсном резервате туристско-рекреационной деятельности необходимо заново утвердить положение и режимы ресурсного резервата. Внести в других функциональных зонах элементы экологического туризма, в зоне лицензионного изъятия биологических ресурсов – охотничий туризм для любителей охоты. В этих зонах организовать несколько туристических пеших маршрутов разной протяженности, обустроить эти туристические тропы, провести работу с сотрудниками резервата, создать штат гидов и экскурсоводов, оснастить материально-техническую базу.

Разрешение в функциональных зонах ресурсного резервата «Очума» охотничьего туризма повысило бы интерес любителей охоты и туристов к посещению, и, конечно же, это бы привело к дополнительному финансированию от этих людей в этот резерват, что существенно повысило бы материальную и техническую базу ресурсного резервата. которая, соответственно, повысила бы эффективность борьбы с браконьерами в труднодоступных участках резервата.

Развитие экологического и охотничьего туризма в этой отдаленной местности положило бы конец бесконтрольному посещению ее браконьерами, как своеобразный «барьер» и постоянный контроль как работников ресурсного резервата, так и самих же туристов, которые уже вынуждены быть на этом месте не рейдами один-два раза в год, а уже постоянно – круглый год. Для эффективной деятельности и охраны биологических ресурсов, по мнению автора, нужно провести следующие мероприятия в отдаленных особо охраняемых природных территориях республики: 1) в законодательной части массовое разрешение на посещение туристами ООПТ республики; 2) обустройство большего количества туристских троп и маршрутов в ООПТ; 3) в положениях и уставах ООПТ республики внести режимы экологического туризма, в некоторых ввести возможность платного охотничьего туризма; 4) повысить штат работников из числа местных жителей, охотников для постоянных рейдов и контроля и работы с туристами в качестве гидов и проводников; 5) постоянно проводить зимние учеты биологических ресурсов в ООПТ; 6) в заповедную зону или зону абсолютного покоя разрешить посещение малыми группами туристов и без стационарной стоянки; 6) по дорогам и в местах массового скопления людей поставить информационные аншлаги.

Данное исследование показало, что функциональное зонирование в ресурсных резерватах, наспех выполненное разными проектантами в 1990-х гг. по тендеру, не отражает особенностей участков природы и, самое главное, мнения местного населения. Таким образом, функциональное зонирование ресурсных резерватов Якутии в настоящее время требует серьезного обширного изучения и исследования на местах. Результаты исследования могли бы быть полезны для проектантов ООПТ в Якутии, специалистов ООПТ и охраны природы.


Библиографическая ссылка

Николаев А.А. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ И РЕЖИМА РЕСУРСНОГО РЕЗЕРВАТА «ОЧУМА» ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОХРАНЫ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ // Успехи современного естествознания. – 2024. – № 11. – С. 72-77;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=38335 (дата обращения: 22.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674