Введение
Вопросы развития туризма и его роль в устойчивом развитии территории России активно обсуждаются [1; 2]. Отмечается, что расширение ресурсной базы рекреационного природопользования России может быть обеспечено экстенсивным и интенсивным путем – за счет увеличения количества туристских объектов и разнообразия связанной с ними деятельности. Исследования, проведенные автором в разных регионах России, показывают, что повысить рекреационный потенциал доисторических объектов культурного наследия можно на основе навигации – деятельности, обеспечивающей движение и ориентирование в географическом пространстве и времени [3; 4]. Методологической основой междисциплинарных исследований рекреационного потенциала доисторических объектов наследия стала навигационная концепция информационного моделирования мира [5, с. 50].
Навигационная деятельность на объектах доисторического наследия увеличивает время пребывания на открытом воздухе, наполняет практическим смыслом контакт с окружающим ландшафтом и космосом – повышает уровень географической культуры, способствует укреплению физического и психического здоровья и в перспективе может сформировать навигационный туризм – новое направление на стыке научно-образовательного и экологического туризма.
Выявление доисторических объектов и включение навигационной деятельности в туристские программы позволяет также решить ряд научных, геополитических и хозяйственных задач: 1) раскрыть новые рациональные функции доисторических объектов культуры на фундаментальной естественно-научной основе, объединяя и дополняя знания, накопленные в археологии, антропологии, этнографии и других науках; 2) сохранить, показать и обосновать доисторическую глубину навигационных традиций народов, проживающих на территории России; 3) разработать рекомендации по развитию территорий, с учетом дальнейших исследований, охраны и рационального использования доисторических объектов наследия в сфере туризма.
На территориях интенсивного освоения новые объекты и виды туристской деятельности будут способствовать более равномерному распределению туристской нагрузки и сохранению объектов. В малоосвоенных регионах России объекты доисторического наследия могут выполнить роль центров притяжения туристских потоков и узлов в сети рекреационно-хозяйственного освоения территорий. Разработка стратегии использования навигационных объектов доисторического наследия для целей территориального развития России должна опираться на современные методы геопространственного анализа, оценку регионального природно-ресурсного потенциала и территориальное зонирование.
Цель исследования – развитие территориальных рекреационных систем России на основе реализации навигационного потенциала доисторических объектов культурного наследия.
Материалы и методы исследования
Для пополнения ресурсов внутреннего туризма в России разработаны формы навигационной деятельности, которые позволяют использовать доисторические объекты культурного наследия для навигации – движения и ориентирования в географическом пространстве и времени. Маркерами пространства и физическими ориентирами («маяками») служат заметные на расстоянии скальные выходы, горные вершины и холмы. Для определения дат астрономических сезонов удобны скульптуры-останцы – визиры, фиксирующие точки горизонта, связанные с заходами/восходами Солнца. Наиболее компактные объекты (лабиринты, петроглифы) аналогичны циферблату солнечных часов-календарей, стрелкой которых служит тень (гномон – предмет или человек).
Разнообразие доисторических объектов, пригодных для навигационной туристской деятельности, выявлено в ходе экспедиционных работ 2008–2024 гг. на островах Белого моря и территории Русской равнины, в горах Северного Кавказа и Южной Сибири. Объекты в других регионах изучены по материалам научных публикаций [6–8].
В процессе полевых исследований применялись стандартные географические методы (описание, топографическая и ландшафтная съемка местоположений), описание и метрологический анализ объектов, дистанционные исследования с квадрокоптером и расчеты с астрокалькулятором [9].
Камеральная работа включала анализ данных дистанционного зондирования Земли и тематических карт, а также ГИС-моделирование [10; 11].
Региональные различия природно-ресурсного потенциала территорий России для развития навигационного туризма определены на основе комплексной балльной оценки:
Б = 3ДО + СД + БП + ЗП + КБ + СЗ, (1)
где Б – сумма баллов, ДО – доисторические объекты наследия (3 – весовой коэффициент, получен методом экспертной оценки), СД – количество солнечных дней в году, БП – продолжительность безморозного периода, ЗП – зона туристской посещаемости, КБ – число бронирований в гостиницах, СЗ – статистика заявок на создание туристско-рекреационных кластеров.
Рис. 1. Пример графика для перевода показателей в баллы (пояснения в тексте)
Стандартный алгоритм балльной оценки, примененный в работе, включает следующие действия: 1) выбор критериев оценки; 2) определение балльных эквивалентов показателей по каждому критерию (рис. 1); 3) определение суммы баллов по каждому региону; 4) создание шкалы суммарной оценки и оценивание территорий; 5) создание и анализ карты зонирования территории. Здесь рассмотрим этапы работы с первого по четвертый.
1. Критерии оценки территорий, в соответствии с целями данной работы, отражают возможности организации навигационной деятельности туристов на объектах наследия: представленность доисторических объектов наследия навигационного назначения (этот показатель имеет больший вес в связи с приоритетом в организации навигационной деятельности и возможности ее сочетания с решением культурно-просветительских и образовательных задач), погодные условия наблюдения за Солнцем (определяющие возможности навигационной деятельности – комфортность пребывания на открытом воздухе и метеорологические условия проведения наблюдений), туристская доступность и посещаемость (потенциальные и реальные показатели туристской привлекательности территорий), готовность местного населения к созданию и реализации инновационных туристских программ (статистика заявок на создание туристско-рекреационных кластеров в определенной мере отражает креативный потенциал местного населения, необходимый для организации навигационной туристской деятельности).
2. Балльные эквиваленты показателей по каждому критерию определялись с помощью графиков, построенных по двум заданным точкам (рис. 1): в приведенном примере 1 балл соответствует минимальному благоприятному значению, 10 баллов – максимальному. Для получения балльного эквивалента необходимо провести перпендикулярную линию от точки на вертикальной оси до пересечения с линией графика, затем опустить перпендикуляр к горизонтальной оси (значению 2 соответствует 4 балла).
3. Таблица для получения суммы данных по каждому региону РФ включает колонки: название региона, критерии (в баллах), сумма баллов по каждому региону.
4. Шкала суммарной оценки построена от минимально возможной до максимально возможной суммы баллов (если минимальный балл 1, а максимально возможный 10, то для 6 критериев – шкала от 6 до 60, весовой коэффициент при построении шкалы не учитывается); шаг шкалы из 4 уровней (60-6)/4 = 13,5 баллов: первый уровень 6–19,5; второй 19,5–33, третий 33–46,5; четвертый 46,5–60.
Результаты исследования и их обсуждение
Теоретические основы навигационного туризма
Большая часть истории человечества – мир без границ, в котором не было постоянных поселений, а экстенсивный характер хозяйственной деятельности обеспечивало движение [12]. Реконструкции доисторического этапа освоения географического пространства и времени посвящена навигационная концепция, разработанная в географии. В процессе моделирования территориальных рекреационных систем России концепция опирается на представления о геокультурном пространстве по В.Н. Стрелецкому [13] и новые формулировки понятий «навигация» и «информация».
Понятие «геокультурное пространство» основано на представлении о культуре как совокупном опыте надбиологической адаптации. Горизонтальная (площадная) структура геокультурного пространства, «человек в ландшафте», соответствует территориальной организации общества и раскрывается через функциональное зонирование природного ландшафта, его антропогенную трансформацию и насыщение искусственными объектами. Влияние навигации на эти процессы осуществляется через определение геопозиции, выделение точек, направлений и границ освоенных территорий. Вертикальная структура геокультурного пространства, «ландшафт в человеке», развивается как накопление опыта адаптации к динамичной географической среде в форме информации (знаний, культурных традиций), роль навигационных технологий в этом процессе – создание модели мира в масштабах Вселенной.
Навигационная деятельность является основой территориальной организации общества, поскольку обеспечивает освоение ресурсов с учетом их положения в географическом пространстве и времени. Древние объекты навигационного назначения сохранились, поскольку создавались для долговременного использования и получали охранный (сакральный) статус.
Определение навигации как процессов ориентирования и движения согласуется с научными моделями эволюции поведенческих адаптаций в живой природе, современными видами и технологиями навигации и применимо к любому пространству, освоенному человеком (таблица). Предложенная дефиниция, выделяющая инвариантное звено в представлениях о навигации, восходит к движению как атрибуту материи, опирается на универсальное теоретическое положение «поток организует пространство» и мобилизует общесистемные представления о проточности как устойчивости систем. Место доисторических видов и технологий навигации обозначено в таблице темным фоном ячеек.
Виды и технологии навигации
Технологии Виды |
Астрономическая |
Образно- знаковая |
Радио- навигация |
Спутниковая |
Инерционная |
Автоматические и тахеометрические |
Органическая: |
||||||
Тропизмы у растений |
+ |
|||||
Бионавигация у животных |
+ |
+ |
||||
Инструментальная*: |
||||||
Сухопутная |
+ |
+ |
||||
Морская |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Автомобильная |
+ |
+ |
+ |
|||
Воздушная |
+ |
+ |
+ |
|||
Космическая |
+ |
+ |
||||
Геонавигация |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Виртуальная: |
||||||
Информационная |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комментарии к технологиям *фоном выделены виды и технологии навигации, освоенные в доисторическое время |
Световое и радиоизлучение, сила тяжести |
Указатели: карты, маяки, таблички |
Радиотехнические средства и устройства |
GPS, ГЛНАСС, «Бэйдоу» |
Без внешних ориентиров и сигналов |
Технологии CO2-лазеров и др. |
Источник: составлено автором.
В географической оболочке Земли направление потоков определяется неоднородностью среды (градиентами значений, разницей потенциалов). Направленность движения живых организмов связана с распределением ресурсов и ограничивающих факторов, примерами бионавигации служат: гео- и гелиотропизмы у растений (к почве – источнику минерального питания, субстрату для закрепления, к свету – источнику энергии); хемо- и фототаксисы, миграции и кочевки – у животных. Человек также стремится приближаться к цели и избегать опасностей, но при этом использует инструменты.
Ориентирами для навигации являются устойчивые компоненты ландшафтов (рельеф и геологические образования, элементы гидрографии, фенологические явления в живой и неживой природе). Надежность астрономических ориентиров обусловлена значительно большей инертностью космической надсистемы по сравнению с динамичной природой географической оболочки Земли. Кроме того, астрономические ориентиры являются более древними – они использовались первыми формами жизни на ранних стадиях биогенеза. Особое значение солярной навигации объясняется тем, что солнечная энергия дает одновременно информацию и энергию, обеспечивающую 99 % географических процессов на поверхности Земли.
В узком смысле понятие «навигация» относится к ориентированию на море и передвижению по водным путям. Разработанное автором широкое определение: навигация – движение, определение позиции и направления движения объекта или субъекта в каком-либо пространстве (космическом, географическом, информационном). В данной работе, посвященной доисторическим инструментам, используется короткая формулировка: навигация – ориентирование и движение в географическом пространстве.
Геопространственный анализ ресурсов навигационного туризма
Для пространственного анализа распределения объектов доисторического наследия разработана ГИС «Туристско-навигационный потенциал доисторических объектов культурного наследия России». Выявлены особенности природных и социально-экономических условий размещения доисторических объектов наследия: приуроченность объектов к горным территориям и местам выхода на дневную поверхность кристаллических горных пород, связь с системой древних водно-волоковых путей и дорог, повышенная концентрация хорошо изученных навигационных объектов наследия на территории СЗФО.
Для оценки условий включения доисторических объектов наследия в инфраструктуру туризма использовались карты туристского районирования [14; 15]. Сопоставление локализации доисторических объектов с картами районирования туристских ресурсов РФ по степени доступности показывает, что 50 % объектов расположены в зонах общероссийского интереса, 25 % – в зонах межрайонного значения, 15 % – на территориях местного туризма и 10 % – в малодоступных регионах. В районах с высокой плотностью туристских маршрутов новые объекты способствуют распределению рекреационных нагрузок, в малоосвоенных районах они могут выполнить роль базовых точек в формирующейся туристской сети.
Зонирование территории России по результатам комплексной балльной оценки природно-ресурсного потенциала навигационного туризма представлено на карте (рис. 2). Высокий потенциал развития навигационного туризма имеют территории, которые имеют хорошо исследованные доисторические объекты и природные условия, способствующие длительному пребыванию в походных условиях и развитию навигационной деятельности: Ленинградская область, Республика Карелия, Республика Алтай, Республика Крым, Краснодарский край. Эти территории могут стать первыми в реализации инновационных проектов навигационной деятельности, но этому процессу необходимо обеспечить информационную поддержку, включая издание справочной литературы по объектам.
Показатели выше среднего характеризуют территории Псковской и Мурманской областей в СЗФО; Московской, Калужской, Владимирской и Воронежской областей в Центральном ФО; Ростовской области в Южном ФО и территории Северо-Кавказского ФО; Саратовская, Самарская области, республики Татарстан и Башкортостан Приволжского ФО; Челябинская область Уральского ФО; Республика Хакасия, Кемеровская область, Алтайский и Красноярский край в Сибирском ФО; Республика Саха (Якутия) в Дальневосточном ФО. Это районы древнего освоения, связанные с сетью трансконтинентальных коммуникаций широтного и меридионального направлений. Возможна разработка туристских маршрутов с опорой на водные и водно-волоковые пути.
Рис. 2. Природно-ресурсный потенциал навигационного туризма на территории России Источник: составлено автором по [16]
Средние показатели природно-ресурсного потенциала для развития навигационного туризма отмечены на значительных по площади территориях страны, прилегающих к двум зонам, описанным выше (рис. 2). Снижение балльных показателей здесь связано в первую очередь с суровым климатом и более слабой освоенностью территории. Приоритет навигационного туризма здесь определяется автономным характером взаимодействия с дикой природой.
Низкий потенциал навигационного туризма определен для арктических и прилегающих к ним малоосвоенных территорий России: Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский АО, Чукотский АО, Камчатский край. Расположенные здесь доисторические объекты культурного наследия могут выполнить роль точек притяжения туристского интереса и новых центров хозяйственного освоения. Здесь необходимо провести комплексные географические исследования – выявить и изучить новые объекты. Важно своевременно определить статус объектов наследия как элементов рекреационных территориальных и ресурсов туризма, опережая другие виды хозяйственного освоения.
Заключение
Для расширения ресурсной базы внутреннего туризма в России рекомендуется использовать доисторические объекты культурного наследия, связанные с навигацией – движением и ориентированием в географическом пространстве и времени.
Результаты оценки природно-ресурсного потенциала территории России показывают возможности первоочередного развития навигационного туризма в районах активного туристского освоения (Ленинградская область, Краснодарский край и республики – Карелия, Алтай, Крым) – это решает проблемы рассредоточения высокой рекреационной нагрузки.
Развитие навигационных форм туризма в малоосвоенных территориях Арктики и Сибири позволит создать новые опорные точки развития и определить приоритет рекреационного использования уникальных территорий и доисторических объектов природно-культурного наследия перед иными формами хозяйственного освоения.
Для обеспечения рационального использования объектов доисторического наследия в рекреации и туризме необходимо продолжить комплексные научные исследования и увеличить выпуск справочной информации.
Библиографическая ссылка
Паранина А.Н. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ НАВИГАЦИОННОГО ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ // Успехи современного естествознания. 2025. № 5. С. 24-30;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=38392 (дата обращения: 18.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/use.38392