Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,976

ПРОЦЕДУРА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Архипова В.С. 1 Ларина А.В. ORCID ID 0009-0002-5038-3006 2 Тарасова О.Ю. 2 Келин Е.Н. 2 Скобликова А.В. 2
1 Акционерное общество «Республиканский центр пространственных данных «Кадастр»
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
Ларина А.В. - административное руководство исследовательским проектом, научное руководство, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Архипова В.С. - анализ данных, проведение исследования, предоставление ресурсов
Тарасова О.Ю. - работа с данными, методология исследования, написание черновика рукописи
Келин Е.Н. - анализ данных, проведение исследования, визуализация результатов, написание черновика рукописи
Скобликова А.В. - методология исследования, визуализация результатов
В связи с изменением законодательства Российской Федерации, а также в целях актуализации данных, администрациями муниципальных образований разрабатываются предложения о внесении изменений в утвержденные генеральные планы. Цель данной работы заключается в анализе технической подготовки проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования на примере Татарско-Тавлинского сельского поселения Лямбирского района Республики Мордовия в связи с несоответствием ранее утвержденной документации законодательству Российской Федерации по вопросам фактического использования территории сельского поселения. Процесс разработки проектной документации проводился в три этапа: предварительный, проектный и заключительный. После подписания договора на выполнение работ по подготовке проектной документации были проведены природный и социально-экономический анализы территории сельского поселения, далее осуществлялась оцифровка графической части генерального плана и подготовка его текстовой части. Графическая часть разрабатывалась в программном комплексе MapInfo Professional с использованием системы «Территориальное планирование», утилиты SmartPanels. В результате работ составлены карты: границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов); функциональных зон; планируемого размещения объектов местного значения; категорий земель; зон с особыми условиями использования территорий; территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По завершении проектирования были подготовлены gml-файлы для выгрузки в Федеральную государственную информационную систему территориального планирования и проведение процедуры дальнейшего утверждения генерального плана. Техническая подготовка проекта генерального плана является трудоемким и ответственным процессом, от которого напрямую зависит качество документа, его утверждение и дальнейшее использование.
территориальное планирование
социально-экономическое развитие
генеральный план
сельское поселение
функциональные зоны
документы территориального планирования
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации // Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (с изменениями на 31 июля 2025 года) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901919338 (дата обращения: 25.09.2025).
2. Абрамова А.В. Документы территориального планирования на уровне муниципальных образований // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2021. № 2 (2). С. 7-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumenty-territorialnogo-planirovaniya-na-urovne-munitsipalnyh-obrazovaniy/viewer (дата обращения: 27.09.2025).
3. Соболь Т.С., Чебыкина Ю.В. Особенности территориального планирования Российской Федерации на основе градостроительной деятельности // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2020. № 4 (53). С. 95-103. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-territorialnogo-planirovaniya-rossiyskoy-federatsii-na-osnove-gradostroitelnoy-deyatelnosti/viewer (дата обращения: 25.09.2025).
4. Скакодуб Н.Р. Мастер-план как непоименованный инструмент градостроительного планирования // Имущественные отношения в РФ. 2024. № 12 (279). С. 67-74. URL: https://sciup.org/170207818 (дата обращения: 25.09.2025).
5. Батин Д.А., Масляев В.Н., Борисова Е.А., Ушаков Р.С. Территориальное планирование использования земель сельского муниципального образования // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. 2020. № 3. С. 2-11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnoe-planirovanie-ispolzovaniya-zemel-selskogo-munitsipalnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 20.09.2025).
6. Скакодуб Н.Р. О едином документе территориального планирования и градостроительного зонирования на муниципальном уровне // Имущественные отношения в РФ. 2024. № 7 (274). С. 18-24. URL: https://sciup.org/170207863 (дата обращения: 25.09.2025).
7. Манаев Э.Ф., Вильданов И.Р. Функционал ГИС MapInfo в составлении тематических карт // JSRP. 2015. № 3 (23). С. 101-105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsional-gis-mapinfo-v-sostavlenii-tematicheskih-kart (дата обращения: 29.09.2025).
8. Эфрикян Р.А., Тамазова А.Д., Бескоровайная Е.С. Разработка и утверждение генерального плана муниципального образования // Современная научная мысль. 2021. № 6. С. 191-200. DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-197-200. EDN: HVSLNP.
9. Приказ Минэкономразвития России от 09.01.2018 г. № 10 «Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/542615978. (дата обращения: 25.09.2025).
10. Приказ Минэкономразвития России от 06.05.2024 г. № 273 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408926338/ (дата обращения: 26.09.2025).
11. Лептюхова О.Ю. Правовые основы подготовки и взаимосвязь функционального и градостроительного зонирования // Экология урбанизированных территорий. 2022. № 4. С. 70-77. DOI: 10.24412/1816-1863-2022-4-70-77.
12. СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений от 01.07.2017 г. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/456054209 (дата обращения: 26.09.2025).
13. Овчинникова Н.Г. Планировка функциональных зон населенных мест с целью устойчивого развития территорий // Экономика и экология территориальных образований. 2023. № 1. С. 59-66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/planirovka-funktsionalnyh-zon-naselennyh-mest-s-tselyu-ustoychivogo-razvitiya-territoriy/viewer (дата обращения: 25.09.2025).
14. Богоявленская Е.М., Пискунова М.Г. Практические аспекты определения категории земель // Имущественные отношения в РФ. 2014. № 3 (150). С. 44-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskie-aspekty-opredeleniya-kategorii-zemel/viewer (дата обращения: 25.09.2025).
15. Чернышов В.А., Сегал О.А. К вопросу о пределах учета результатов публичных слушаний и общественных обсуждений при территориальном планировании и градостроительном зонировании поселения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2024. Т. 34. № 6. С. 1149-1155. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-predelah-ucheta-rezultatov-publichnyh-slushaniy-i-obschestvennyh-obsuzhdeniy-pri-territorialnom-planirovanii-i-1/viewer (дата обращения: 25.09.2025).

Введение

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации [1] документы территориального планирования, к которым относятся генеральные планы и схемы территориального планирования, разрабатываются на разных уровнях власти: федеральном, региональном и местном. Генеральный план представляет собой документ, который содержит в себе информацию о развитии программ (стратегий), инвестиционных программах территории городского или сельского поселения либо городского округа, функциональном зонировании территории, развитии инженерных и транспортных инфраструктур, наличии объектов культурного наследия, памятников природы, полезных ископаемых и т. д. [2; 3].

Цель исследования – провести анализ технической подготовки проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования на примере Татарско-Тавлинского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в связи с несоответствием ранее утвержденной документации законодательству Российской Федерации по вопросам фактического использования территории сельского поселения.

Материалы и методы исследования

Разработка генерального плана или внесение изменений в генеральный план сельского поселения предполагает комплексные работы по созданию комфортной среды для населения [4]. Процедура внесения изменений в генеральный план проходила на основании Решения Администрации сельского поселения «О внесении изменений в генеральный план Татарско-Тавлинского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовии» от 3 июля 2024 года.

Процесс разработки проектной документации осуществлялся в несколько этапов [5]: предварительный этап, включающий в себя заключение контракта между исполнителем (разработчиком проекта) и заказчиком (Администрацией сельского поселения); проектный этап, на котором происходит сбор исходных данных (схем водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и т. д.), подготовка графической и текстовой частей генерального плана, графическое описание границ населенного пункта; заключительный этап предусматривает выгрузку проекта генерального плана в Федеральную государственную информационную систему территориального планирования (далее – ФГИС ТП), проведение публичных слушаний и утверждение генерального плана [6].

Результаты исследования и их обсуждение

Исследуемая территория расположена в юго-восточной части Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, площадь территории Татарско-Тавлинского сельского поселения составляет 18,488 км2, в него входит один населенный пункт – с. Татарская Тавла.

Согласно статистическим данным, численность населения в сельском поселении последние 20 лет идет на спад, что вызвано миграцией и высоким уровнем смертности. Социальная инфраструктура развита слабо, имеется школа, клуб, ФАП, библиотека, отделение почтовой связи; инженерная и транспортная инфраструктуры представлены водо-, газо-, электроснабжением, автодорогами межрегионального значения, железнодорожная сеть отсутствует. Территория поселения пригодна для ведения сельского хозяйства благодаря плодородным почвам, полезные ископаемые отсутствуют.

После природного и социального-экономического анализа территории сельского поселения осуществлялась оцифровка графической части генерального плана и подготовка текстовой части. Графическая часть подготавливалась в программном комплексе MapInfo Professional (версия 15.0) с использованием системы «Территориальное планирование», утилиты SmartPanels [7; 8].

Проектом внесения изменений в генеральный план предусматривалась разработка следующих карт: границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов); функциональных зон; планируемого размещения объектов местного значения; категорий земель; зон с особыми условиями использования территорий; территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Оцифровке на «Карте границ населенных пунктов» (в том числе границ образуемых населенных пунктов) подлежат границы сельского поселения, границы всех населенных пунктов в его составе, информация о земельных участках, сведения о местоположении границ которых имеются в ЕГРН, а также содержатся в кадастровых планах территории кадастровых кварталов, входящих в состав территории Татарско-Тавлинского сельского поселения; для визуализации используется ортофотоплан (космический снимок).

Все объекты, которые отображены на картах, соответствуют условным знакам, установленным Приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 г. № 10 [9]. Согласно Приказу Минэкономразвития России от 06.05.2024 г. № 273 [10] для каждого элемента оцифровки использовался свой слой (например, для границ сельского поселения и населенных пунктов использовался слой AdmBorder). Также для каждого слоя применялся свой стиль линий, в программном комплексе MapInfo Professional имеется библиотека стилей линий и точечных объектов.

После оцифровки всех элементов карты создается легенда, карта выгружается в читаемом масштабе (рис. 1).

Рис. 1. Генеральный план Татарско-Тавлинского сельского поселения Лямбирского района Республики Мордовия. Карта границ населенных пунктов М 1:5000 Источник: составлено авторами по результатам данного исследования

Рис. 2. Проектируемые функциональные зоны Татарско-Тавлинского сельского поселения Источник: составлено авторами по результатам данного исследования

На «Карте функционального зонирования» отображаются функциональные зоны сельского поселения, улично-дорожная сеть, гидрография. Карта функциональных зон в генеральном плане поселения должна быть соотнесена с картой градостроительного зонирования в правилах землепользования и застройки этого поселения [11].

Для оцифровки слоя «функциональные зоны» используется слой FunctionalZone, для удобства проектирования используется инструмент «Информация» в программном комплексе MapInfo Professional, далее выбирается любой земельный участок, объект капитального строительства и появляется информационное табло с основной информацией об объекте недвижимости. Проектом генерального плана выделяется шесть функциональных зон (рис. 2).

На территории Татарско-Тавлинского сельского поселения большую часть территории занимают жилые зоны. Согласно СП 42.13330.2016 [12] жилые зоны проектируется в целях создания для населения удобной, здоровой, безопасной среды проживания. Проектом генерального плана предусмотрено увеличение жилой зоны за счет включения земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 13:15:0103002:1996; 13:15:0103002:1968; 13:15:0103002:1997; 13:15:0103002:1969; 13:15:0103002:1970.

К общественно-деловым зонам относятся территории, где размещаются административные здания, средние профессиональные и высшие учебные заведения, спортивные объекты, здания здравоохранения и культуры, торговые центры, рестораны и кафе, объекты социальной сферы и т. д. [13]. В зоне транспортной инфраструктуры выделяются автомобильные дороги. В производственную зону сельскохозяйственных предприятий входят здания, постройки и сооружения, которые используются для производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции. В состав зон кладбищ входят земельные участки, предназначенные для целей захоронения и крематориев. В зону рекреационного назначения предусмотрено включение земельного участка с кадастровым номером 13:15:0103001:293 в целях развития агротуризма. Также оцифровке подлежат земли сельскохозяйственного назначения. После оцифровки всех функциональных зон выгружается карта в читаемом масштабе.

Далее идет оцифровка «Карты планируемого размещения объектов местного значения», содержащая информацию о современном состоянии инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры сельского поселения, а также планируемых к размещению, реконструкции или ликвидации объектов местного, регионального или федерального значения. При оцифровке данной карты следует ориентироваться на Схемы территориального планирования регионального и муниципального значения, а также программы (стратегии) развития, инвестиционные проекты. Согласно данным документам, на территории Татарско-Тавлинского сельского поселения отсутствуют планируемые к размещению, реконструкции, ликвидации объекты.

Рис. 3. Графическое описание границ населенного пункта Источник: составлено авторами по результатам данного исследования

Так как отсутствуют планируемые объекты, в таком случае «Карта планируемого размещения объектов местного значения» будет содержать в себе информацию о планируемых функциональных зонах и о современном состоянии сельского поселения.

«Карта категорий земель» отображает земельные участки по их категориям [14]. В проекте выделяются три категории земель: земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и иного специального назначения.

Для подготовки графического описания границ населенного пункта изображение границы с. Татарская Тавла импортируется из среды программного обеспечения MapInfo Professional и подгружается в программный комплекс АРГО. Сведения о границах населенного пункта содержат в себе: графическое описание и информацию о поворотных точках объекта, список координат, местоположение, площадь объекта и погрешность (рис. 3).

При проектировании «Карты зон с особыми условиями использования территории» отображаются следующие зоны: для объектов гидрографии отображаются прибрежные защитные полосы, береговые полосы, водоохранные зоны; зоны для линий электропередач; придорожные полосы для автомобильных дорог; охранные зоны объектов электросетевого хозяйства; охранная зона водопроводных сетей; зоны санитарной охраны и защиты; охранные зоны для линий связи и сооружений связи; охранные зоны газопроводов высокого, среднего и низкого значения; приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации «Саранск». На момент проектирования большая часть охранных зон была внесена в ЕГРН, остальные охранные зоны отображались согласно действующему законодательству.

На «Карте территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отображают слой с кодовым наименованием TechnoRiskArea.

Заключительный этап проектирования включает в себя подготовку gml-файлов для выгрузки в ФГИС ТП. После опубликования проекта генерального плана объявляют о проведении публичных слушаний (срок которых не может превышать один месяц), далее принимается решение об утверждении генерального плана [15]. После утверждения генерального плана в ФГИС ТП подгружаются Постановление об утверждении генерального плана и редактированная версия проекта генерального плана, с учетом всех исправленных замечаний и предложений, полученных в ходе проведения публичных слушаний, после чего генеральный план получает статус «Действующий», а ранняя его версия получает статус «Неактуальная редакция».

Заключение

Генеральный план является одним из документов территориального планирования, который содержит в себе информацию о комплексном развитии муниципального образования. В связи с тем, что генеральный план муниципального образования разрабатывается на длительный срок, при возможных изменениях законодательства Российской Федерации или при актуализации данных, содержащихся в документе, возникает необходимость внесения изменений в генеральный план.

Процесс внесения изменений в генеральный план муниципального образования должен осуществляться в строгом соответствии с требованиями, указанными в Градостроительном кодексе Российской Федерации, нормативно-правовых документах Минэкономразвития России, сводах правил по градостроительству и других документах. Проектом внесения изменений в генеральный план сельского поселения предусматривается проведение социально-экономического и природного анализа территории муниципального образования, дальнейшая оцифровка графической части генерального плана и подготовка его текстовой части. Техническая подготовка проекта генерального плана муниципального образования идет в несколько этапов, является трудоемким и ответственным процессом, от которого напрямую зависит качество документа, его утверждение и дальнейшее использование.


Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Библиографическая ссылка

Архипова В.С., Ларина А.В. ORCID ID 0009-0002-5038-3006, Тарасова О.Ю., Келин Е.Н., Скобликова А.В. ПРОЦЕДУРА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. 2025. № 11. С. 30-36;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=38448 (дата обращения: 10.12.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/use.38448