Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ В СИНТЕЗЕ ХРАМОВЫХ ИСКУССТВ (монография)

Ярешко А.С.

Православные колокольные звоны в России - высокое достижение сакральной духовности и отечественной культуры. Появившись на Руси тысячу лет назад вместе с христианским мировоззрением, колокольные звоны органично развивались в контексте храмовых искусств, народного музыкального творчества, достигнув высочайшего расцвета своих семантических свойств на основе национальных традиций. Если храмовая архитектура, иконопись, богослужебное пение в своих истоках опиралось на византийское «подобие», то становление стиля русских православных звонов, выявление в них жанровых начал имело основной глубинный исток - молитвенный континуум. Процесс развития звонов шел по внутренним законам энергии искусства на основе традиционного национального мировоззрения звонарей и общей культуры Древней Руси. В результате возникла новая, уникальная по способу выражения стилевая и жанровая система колокольной музыки, тесно связанная с комплексом храмовых искусств, с народным музыкальным творчеством, бытующая по законам фольклорной концептуальности, но не потерявшая генетической связи с первоистоком. Музыка православных звонов, исполнение её музыкантами-звонарями, её сакральная и эстетическая сущность представляют собой искусство исключительного своеобразия, ценность которого давно осознанна государством, церковью, выдающимися деятелями культуры, композиторами-классиками, равно как и всем православным народом. Колокольные звоны - это необычайно важный, уникальный, художественно своеобразный вид искусства, занимающий своё достойное место в национальном наследии отечественной культуры.

Эта особая значимость православных колокольных звонов в истории общества, выполнение ими важной коммуникативной функции: охват звуковой энергией великого пространства страны, а в итоге - объединение народа в его верности ценностям Православия, Родины, духовности послужили для автора монографии отправным пунктом в его работе по их изучению.

Исследование колокольных звонов России осуществлялось автором различными путями: изучение музыки звонов, запечатлённой в творчестве великих русских композиторов - Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Скрябина, Рахманинова, Свиридова; изучение литературы прошлых веков - от летописных источников, свидетельств иностранных путешественников о России, описаний колоколов на звонницах, музыкальных впечатлений очевидцев от их музыки и т.д.; наконец, пожалуй, главное - запись колокольных звонов в различных уголках страны, там, где они ещё сохранились, встречи и беседы с потомственными звонарями, постижение их искусства - всё это стало основой монографии.

Автором подведён своего рода итог исторического, этнографического и музыкального материалов, накопленных на современном этапе изучения данного искусства. поэтому содержание монографии охватывает различные его аспекты: историю возникновения и развития колокольных звонов на Руси от их истоков до апофеозного этапа на рубеже 19-20 веков, раскрывает особую сакральную роль православных звонов в синтезе храмовых искусств, освещает феномен звонаря православного храма, как музыканта продуцирующего от периода монашеского «послушания», до звонаря-виртуоза. Но главное - в монографии вскрывается музыкальная стилистика православных колокольных звонов от их «внутреннего» истока - колокольного звука с его неповторимыми акустическими особенностями. В работе последовательно освещаются канонические формообразующие средства музыки звонов как основы стилистики: благовест как молитвенный континуум (канон-исток); структурно-техническая каноничность в виде особого ансамбля колоколов православной звонницы, сложившегося в течение столетий в практике звонарей, устройства колокольни и развеске колоколов; выявляются стилевые особенности формообразующих средств и их важнейший элемент - остинатный принцип развёртывания музыкальной формы.

Особый раздел - народно-национальные основы православных звонов, где доказывается диалектика народного и национального в их содержании через уникальность становления собственного музыкального «словаря», нов итоге - проявившегося в системе традиционных для народного искусства законов творчества.

Как итог анализа музыкальной стилистики, последующая глава монографии обобщает жанрово-каноническую типизацию православных колокольных звонов. В ней православная колокольная музыка освещается как часть духовного сознания народа в её становлении и динамике развития в контексте творческой, музицирующей деятельности человека, одухотворённой особой сакральной идеей. В данном разделе освещается разнообразие семантических структур звонов, их типизация, которые оттачивались в недрах теологического сознания в течение сотен лет. Звоны погребальные, будничные, праздничные, а среди них - перезвоны, красные, трезвоны, наконец, особо функционирующие - встречные, целодневные, свадебные, малиновые - всё это жанровая система православной колокольной музыки, ставшая её духовной парадигмой. Монография обобщает путь развития храмовых искусств как процесса реализации молитвы в иконопись, богослужебное пение, колокольный звон.

Данное исследование даёт возможность использовать его не только в научной, но и в практической деятельности, как своего рода пособие для практикующих звонарей, музыкантов, связанных с церковным искусством, композиторов, создающих национальную музыкальную палитру в своём творчестве.

Монография прошла практическую апробацию и служит основополагающим учебно-методическим пособием для школ и учебных курсов по искусству колокольного звона. Так, в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова с 1992 года автором данной работы ведётся факультатив «Колокольное искусство», где студенты изучают теорию колокольного искусства, основываясь на данной монографии, и практически осваивают технику колокольного звона.

Подобные факультативы при активном участи автора монографии - президента Ассоциации колокольного искусства России - созданы в Краснодарском университете культуры и искусств, Сызранском колледже искусств, Орловском институте культуры и искусств и других учебных заведениях, а также в автономно действующих школах и курсах колокольного звона при храмах и Епархиях, где монография является основным учебно-методическим пособием.

Приведённые расшифровки звонов, записанные от потомственных звонарей различных регионов России, дают возможность оценить их подлинную традицию и продолжать её в современной деятельности по возрождению великого национального наследия.


Библиографическая ссылка

Ярешко А.С. РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ В СИНТЕЗЕ ХРАМОВЫХ ИСКУССТВ (монография) // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2. – С. 27-29;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7662 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674