Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (электронное учебное пособие)

Жиркова З.С.

Структура данного электронного учебного пособия подчинена внутренней логике дисциплины: рассматриваются теоретические основы, идеи, походы, факторы, способы и формы проектирования системы образования.

Педагогическое проектирование - это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Проектирование в настоящее время рассматривается как особый вид профессионально - педагогической деятельности. Этот процесс охватывает: образовательные системы различного уровня, содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения.

В современных условиях самостоятельная учебная деятельность обучающихся становится главной, ведущей, а деятельность преподавателя - содействующей, способствующей эффективному обучению.

Цель самостоятельной работы обучающихся - организовать систематическое изучение дисциплины в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

В данном учебном пособии особое внимание уделено самостоятельному усвоению знаний студентами о проектировании, моделировании, инновационных механизмах развития образования и основных факторах, которые позволяют организовать эффективный проектировочный процесс, и способствуют овладению технологиями целеполагания, проектирования, моделирования, экспертизы и управления.

Пособие имеет практико-ориентирован-ную направленность, так как студент постоянно вовлекается в самостоятельный поиск теоретической и практической основы проектирования и уточнения собственных представлений и способов развития знаний и идей.

Структура и содержание электронного издания подчинены требованиям учебно-методического комплекса:

Рабочая учебная программа по дисциплине: Основы педагогического проектирования,

Методические рекомендации для студентов и преподавателям по проведению занятий с использованием УМКД,

Конспекты лекций по темам (Word):

1. Аспекты к проектированию системы образования.

2. Сравнительная характеристика парадигмы образования.

3. Исторический обзор развития и применения идей проектной деятельности в педагогике.

4. Педагогическое проектирование.

5. Виды педагогического проектирования.

6. Уровни педагогического проектирования.

7. Принципы проектной деятельности.

8. Специфические черты проектирования.

9. Видовая классификация инновационных моделей.

10. Виды педагогических проектов.

11. Экспертиза проектной деятельности.

12. Оценка результатов проектной деятельности.

13. Управление проектами.

Практические занятия:

1. Проектирование содержания образования (концепции, образовательной программы, учебных планов, педагогических технологий).

2. Опытно-экспериментальная работа образовательных учреждений.

Компьютерные презентации к лекциям (Power Point):

1.Образование, ориентированное на качество жизни.

2. Принципы проектной деятельности

3. Виды учебных проектов.

4. Жизненный цикл проекта.

5. Оценка результатов проектной деятельности.

6. Программа опытно-экспериментал-ьной работы образовательного учреждения.

7. Управление проектами.

Самостоятельная работа студентов:

1. Социальные творческие проекты в образовательном учреждении.(8 ч).

Задание: Составить положение, порядок проведения, содержание и основные этапы конкурса проектов

2. Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся(8ч)

Задание: Составить примеры проектов.

3. Диагностика опытно-эксперименталь-ной работы (8 ч.)

Задание: Ознакомиться с диагностической методикой и проанализировать состояние ОЭР образовательных учреждений.

4. Школа будущего (12ч.)

Задание: составить проект развития образовательного учреждения.

Контролирующие материалы:

Тесты для текущего и оперативного контроля и самоконтроля:

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Основы педагогического проектирования»

Дополнительные информационно-справочные, методические, иллюстративные материалы, печатные продукции Word, Power Point, графические, аудио и видео - материалы, кафедральный библиотечный фонд.

Данное учебное пособие построено в соответствии:

  • с Положением о проведении практики студентов высших учебных заведений, которая является неотъемлемой составляющей составной частью процесса подготовки специалистов;
  • с логикой практической подготовки студентов, направленной на формирование молодого специалиста как социально адаптированной и социально ответственной личности, которая обладает следующими характеристиками:

а) прикладные теоретические знания и умения оценки и решения ситуационных задач;

б) опыт работы в виде практических навыков постановки решения реальной производственной проблемы, приобретенный в ходе учебной практики и подработок на протяжении обучения;

в) личностные качества - эффективное общение, умение работать в команде, самостоятельное принятие решений, лидерский потенциал, самопрезентация, стремление к развитию, приобретенные и развитые благодаря активной общественной позиции во время учебы.

Пособие рассчитано на студентов, обучающихся по специальностям

«Менеджмент организации», « Менеджмент в социальной сфере», «Педагогика и психология», а также магистров, аспирантов и преподавателей учебных заведений, слушателей системы повышения квалификации.

Общие положения и методические рекомендации могут быть полезны для разработки концепции развития образовательного учреждения, и использованы учителями, руководителями образовательных учреждений, органов управления образованием.

Пособие рекомендуется использовать не только как источник конкретной информации к тому или иному виду практики, но и для обсуждения со студентами проблем на семинарских занятиях, на консультациях в периоды, предшествующие очередной практике и в процессе практики.


Библиографическая ссылка

Жиркова З.С. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (электронное учебное пособие) // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2. – С. 39-40;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7672 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674