Данное учебное пособие «Развитие ребенка в современных условиях» разработано в дополнение к содержанию курса: «Возрастная анатомия и физиология», предназначено для студентов высших учебных заведений.
В современных условиях сфера физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья детей диктует необходимость знаний вопросов связанных с основными закономерностями детского развития.
В учебном пособии раскрыты современные концепции онтогенеза человека с учетом новейших достижений антропологии, анатомии, физиологии, биохимии, нейро- и психофизиологии.
В работе на основе системного подхода и учета междисциплинарных связей освещены результаты современных исследований возрастной физиологии, биологии развития, гигиены, педиатрической практики, дошкольной педагогики; раскрыты вопросы, связанные с изучением закономерностей и динамики изменений физиологических функций в процессе индивидуального развития ребенка.
Содержание учебного пособия представлено в 4 основных тематических главах: «Предмет возрастной физиологии (физиология развития)», «Общий план строения организма», «Младенчество (от 0 до 1 года)», «Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)», общим объемом 5,8 п.л.
Определяя взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками, автор затрагивает вопросы онтогенеза, нормальной физиологии и геронтологии, освещает проблему действия факторов окружающей среды на разных этапах возрастного развития, тем самым указывает на значение экологической физиологии. Автор отмечает важность изучения физиологии развития ребенка во взаимосвязи с психологией развития, так как биологическое и личностное составляют единое целое.
Многоаспектность проблемы развития ребенка в современных условиях раскрывается в рамках определения теоретических и прикладных задач, методического арсенала возрастной физиологии.
Раскрывая роль определения критериев жизнедеятельности организма и его взаимодействия со средой, Гоголева А.Н. указывает на физиологические и психологические подходы к определению единой концепции периодизации развития ребенка. При этом подчеркивается необходимость учета сензитивных и критических периодов развития, что важно при оценке индивидуальных показателей зрелости, разработки адекватных гигиенических и педагогических мер, обеспечивающих сохранение здоровья, прогрессивное развитие организма и личности ребенка.
Автор подробно останавливается на вопросах, связанных с общим планом строения организма, уточняя важнейшие принципы, заложенные природой в генеральную конструкцию основных закономерностей возрастного развития.
В учебном пособии использованы схемы, таблицы, рисунки, диаграммы, которые позволяют подробно, на доступном материале раскрывать сущность роста, физиологического развития, метаболизма и вегетативных функций органов и систем.
Для организации закрепления знаний, самоконтроля и самопроверки в пособии после каждой главы даются контрольные вопросы и задания, имеется список литературы.
Учебное пособие «Развитие ребенка в современных условиях» Гоголевой Александры Николаевны рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром в качестве учебного пособия для студентов специальностей 050703 «Дошкольная педагогика и психология», 050711 «Социальная педагогика» вузов региона (Протокол №21 от 21.05.2007 г.)
Библиографическая ссылка
Гоголева А.Н. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (учебное пособие) // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2. – С. 60-61;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7693 (дата обращения: 03.12.2024).