В отечественной философской литературе впервые предпринята попытка воссоздать процесс формирования евразийской философии в контексте конструктивного синтеза классической философии Востока и Запада. Учебное пособие состоит из двух книг: «Евразийский дискурс истории философии» (Шымкент, «Жебе-Дизайн», 2009 г. ISBN -9965-823-82-0) и «Евразийский дискурс теории философии» (Шымкент, «Жебе-Дизайн», 2009 г. ISBN -9965-823-81-2). В книгах рассмотрены основные проблемы истории и теории философии во взаимосвязи евразийской и мировой философии. Предназначается пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей, в том числе для студентов, обучающихся по кредитной технологии, и всех интересующихся проблемами философии и культуры.
Пособие составлено в соответствии с учебной программой курса «Философия» для вузов. Пособие окажет действенную помощь студентам, как в период изучения основных тем университетского курса, так и во время подготовки к экзамену по философии, который имеет свою специфику. Скажем, в естественных науках требуется знание объективных законов, запоминание и знание аксиом, теорем или формул. Философия, как известно, обращается к проблемам предшествующих знаний по данной конкретной проблеме. Более того, развитие философской мысли требует развернутого обоснования, учета диалектической взаимосвязи явлений и вещей, знание категорий и дефиниций.
В первой книге пособия в главе «Философия Древней Евразии» автор большое внимание уделяет проблеме, о которой Ясперс писал, что феноменальный всплеск духовной культуры в период «осевого времени» произошел в нескольких регионах и, в первую очередь, в Евразии. В последнее время среди археологов стала достаточно популярной гипотеза о связи «Арийского Простора» с ареалом распространения т.н. андроновской культуры бронзового века (Южное Приуралье). Открытие в 1987 г. знаменитого городища Аркаим и исследование могильника Синташта положило начало изучению т.н. «Страны городов», самобытной цивилизации полуосдлых скотоводов XVIII - XVII вв. до н.э.
В связи с этим, есть основания полагать, что в этом процессе в этом регионе существенную роль сыграли ведийские арии. Известный индийский исследователь ведической литературы Дандекар писал, что история предков ведийских Ариев показывает, что отдельные племена индоевропейского происхождения мигрировали со своей прародины в Казахстане на юго-восток. Археологическое открытие стоянки древних ариев в районе Аркаима Челябинской области, дает основания предположить, что миграция Ариев в Казахстан вероятнее всего была с севера на юг. Происходило это, когда арии уже овладели бронзовым литьем, создавали мантры, позже вошедшие в Веды и Авесту. «Можно сказать, настаивает Дандекар, что Веды в каком-то смысле рождены вне Индии, когда ведийские арии вели «кочевой, неоседлый образ жизни», а стремление собрать и упорядочить огромное количество мантр, возникло в условиях оседлого образа жизни, когда они обжились на территории современных Ирана и Индии. Не исключают возможности того, что бурная история межплеменных войн между ариями, турами и хьонов, почитающих одних и тех богов и молящих их о победе разворачивается на берегах Аму-Дарьи, Сыр-Дарьи, на Каспии и Арале, на Волге и в Прикамье во второй половине II -начале .I тыс. до н.э., петербургские историки С.Г. Калюжный и Т.И. Султанов. А свидетельством этих событий являются тексты Авесты и ведической литературы.
Факт того, что философия зарождалась на Востоке, а затем перенималась на Западе не отрицает и греческий доксограф Лаэртий. Поэтому свое достойное место по праву должна занимать и восточная христианская философия, и восточный перипатетизм средневековья. Этим темам в пособии уделяется гораздо больше внимания, чем в существующих учебниках по истории философии. Подробнее рассмотрена российская и казахстанская философия 19-20 вв. Впервые вводится в учебную литературу понятия «евразийство» и евразийская философия. У истоков евразийского движения начала 20 века стояли молодые русские ученые в эмиграции Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, П.П.Сувчинский, а также присоединившиесяк ним Г.В.Вернадский, Л.П.Карсавин и другие. В учебный оборот вводятся не только имена основателей евразийского движения, но их концепции, а также анализируются особенности современного неоевразийства. Развитие современного неоевразийства автор в трех направлениях: правое - объединение бывших советских евразийских государств под эгидой православия вплоть до создания так называемой «империи» (А.Г.Дугин), умеренное академическое - объединение евразийских государств с сохранением уникальности и неповторимости национальных культур (И.Б.Орлова, В.Я.Пащенко) и казахстанское направление - объединение при сохранении суверенитета (Н.А.Назарбаев, А.Н.Нысанбаев).
Во второй книге учебного пособия предпринимается попытка синтеза западного рационализма с восточной духовностью. Прежде всего, речь идет о реабилитации классической метафизики, о поиске ее новых неклассических форм. Эта тенденция наблюдается и в западной философии, которая оказалась более адекватной в кризисной для европейского мышления ситуации, чем оптимистический позитивизм 19 в. Нередко при этом новая метафизика вырастала непосредственно и логично из антиметафизических течений в той мере, в какой они - осознанно или нет - осуществляли свое обоснование, используя восточные формы мышления. При этом происходила любопытная метаморфоза. Например, Хайдеггер отмечал, что позиция Сартра, несмотря социальный радикализм, зачастую оказывается лишь перевернутой формой традиционной метафизики.
Существенное внимание уделено проблемам философии культуры и цивилизаций. Сегодня определяющими технологиями современной цивилизация являются коммуникационные системы, которые «сжимают» и время, и расстояния (Интернет, мобильные телефоны, компьютеры, авиация и т.д.). Эти технологии значительно усиливают и унифицируют роль массовой культуры, ориентированной на «единые» культурные ценности. В настоящее время можно говорить о нескольких подходах к будущему развитию культур и цивилизаций. Один из них связан с идеей, что возрастающая глобальная взаимозависимость объективно приводит к культурному единообразию и стандартизации, основанной на теории все возрастающего потребительства. Символом этого процесса принято называть «макдонализацию» как одну из важнейших форм вестернизации или американизации.
Другой попыткой объяснить взаимосвязь культуры и цивилизации является концепция С.Хантингтона «столкновение цивилизаций». Согласно этой концепции в современном мире происходит столкновение между Западом и Востоком по религиозному разлому. Эта концепция страдает тем, что представляет собой немыслимое сочетание интересов безопасности и весьма упрощенного толкования цивилизационных различий.Весьма очевидно, что в ее основу положен образ «нового врага», под которым имеется ввиду угроза исламского фундаментализма и конфуцианская, а точнее китайская претензия на мировое господство как мировой державы.
Автор подчеркивает, что в современных условиях альтернативы нет диалогу культур и цивилизаций. По сути дела, Запад и Восток являют собой два противоположных типа мировоззрения, мироотношения, способа бытия в мире, две противоположные формы культуры: деятельностную и созерцательную, рационалистическую и поэтическую, активную и сдержанную. По своему содержанию евразийство отличается толерантным уважением к различным культурам и соборностью. Евразийская соборность предполагает признание высшей ценностью существования - подключение к управляющей Высшей Силе (к Богу - у верующих, к ноосфере по В. Вернадскому), в чем заключается смысл жизни представителей качественно новой формы объединения людей - соборного общества. Земная ноосферная цивилизация должна сменить Земную современную цивилизацию. «Ноосфера, - пишет Вернадский, - есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше.
Ноосфера - это сфера разума и духа. А разум как высшее проявление мыслительной, интеллектуальной способности человека и дух как высшее проявление его психической способности составляют органическое единство. В условиях ноосферы принципиально по-новому интерпретируется феномен темпоральности. В современной культуре, по мнению французского философа Поля. Вирилио, разыгрывается драма отношения двух реальностей - виртуальной и «старой». Виртуальная реальность - это не симулякр, а субститут, революционный шаг в развитии технологий после телевидения. Главным врагом культуры, общества и человека П. Вирилио называет «скорость» (как основной фактор хроноскопического общества). Жизнь человека насыщена информационно-коммуникативными технологиями, а сам человек приобретает новый способ восприятия и проживает в условиях ускорения темпов жизни. Скорость убивает цвета, все становится серым. Серый - цвет загрязняющих мировой город выбросов данных, отходов информации. Данный аспект позволил постмодернизму охарактеризовать современное общество как «хроноскопическое». В современной истории наблюдается тенденция стремительного сжатия социального времени. Анализ всемирно-исторических событий ХХ века показывает, что период протекания их, с достижением исторической цели, составляет примерно 15 и не более 20 лет. Это позволяет предположить, что основы управления ноосферной цивилизацией необходимо заложить в течение ближайших 15-20 лет XXI века.
В последние годы компьютерная техника все чаще используется в учебном процессе. Причем проведение экзамена на компьютерах все больше вытесняет «матричное» тестирование. Поэтому более целесообразно использовать многовариантные тесты, с размещением Опубликованы одновариантные тесты по курсу философии, «итоговые тесты», а также для проведения викторин, турниров, кружков и других внеаудиторных занятий. Однако пока еще недостаточно разработаны электронные учебники по философии. Для успешной сдачи экзамена необходимо усвоение основных философских терминов, что является важной составной частью подготовки к тестированию. В этих целях может быть использован предлагаемый глоссарий - терминологический словарь. Используя данное пособие, студенты при подготовке к экзамену по философии смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, полученные в процессе изучения этой дисциплины, сосредоточить свое внимание на основных понятиях, категориях и дефинициях. В то же время при составлении пособия учитывалась сложившаяся практика преподавания философии в вузах. Когда в соответствии с профилем вуза или специальности выделяется ограниченное количество аудиторных часов. Поэтому вне поля зрения выпускников оказываются не только отдельные проблемы, но и отдельные направления и школы философской мысли. Более того, из-за ограниченного количества часов выпадает изучение некоторых первоисточников - произведений выдающихся философов. В связи с этим в пособии хрестоматийные тексты расположены по основным разделам курса философии. Принимая во внимание все выше изложенное, следует отметить, что данное пособие является уникальным как по содержанию, так и по изложению.
Библиографическая ссылка
Шпилькин Ю.И. ЕВРАЗИЙСКИЙ ДИСКУРС ФИЛОСОФИИ (учебное пособие) // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2. – С. 138-140;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7784 (дата обращения: 23.11.2024).