Проблемы курортологии являются общими для всех, они беспокоят многих врачей и находить пути их решения надо сообща. И потому пользу для каждой здравницы от общения, обмена опытом специалистов, прослушивания и обсуждения докладов на научных конференциях, симпозиумах и выставках трудно переоценить.
Это особенно касается благородного и гуманного дела - охраны здоровья людей. Только совместными усилиями органов власти, специалистов, учёных, общественности, Всемирной федерации водолечения и климатолечения делается и будет делаться всё необходимое для дальнейшего развития курортного дела в нашей стране, в том числе и в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды.
Настоящее время является переломным в вопросах курортов и санаторно-курортного дела. Передача два года назад всей системы курортов и восстановительного лечения в ведение Министерства здравоохранения РФ позволяло говорить о том, что начинает происходить возврат к единству системы здравоохранения и курортной системы, что должно было позволить привести к ещё большим результатам в плане восстановительного лечения. Однако, разработав проект «Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации», Министерство всё же не успело, прежде всего из-за отсутствия законодательной базы и недостаточного финансирования, существенно повлиять на развитие санаторно-курортной сферы страны,. Так, современная курортная и бальнеологическая инфраструктура, значительные запасы природных лечебных ресурсов позволяют оздоравливать на курортах Кавказских Минеральных Вод (КМВ) более одного миллиона человек ежегодно, как это и было в доперестроечный период.
Вместе с тем, опыт, традиции в системе санаторно-курортного лечения в России накоплены богатейшие. Есть прекрасные специалисты, уникальные природные факторы, современная медицинская база, перспективные разработки и рекомендации учёных-курортологов. Однако этот потенциал остаётся в значительной степени незадействованным. Не хватает денег на развитие и отдыхающих. За полную стоимость не каждый россиянин может купить путёвку, Фонд социального страхования в этой области «свёртывает» свои усилия, из системы курортного обслуживания выпали пенсионеры, государство не поддерживает и туристскую отрасль, не решается проблема межсезонья. Так, Указом Президента РФ от 14 июня 1994 года Правительству было поручено начиная с 1994 года обеспечить приоритетное финансирование курортов Кавминвод, согласно которому в Ставропольский край с 1993 по 2001 год поступило более 8,5 млрд. рублей в нынешних ценах, хотя это всего 15 процентов от запланированного. А за период работы федеральной программы «Юг России» (с 2002 по 2003 годы) Кавминводы получили всего 190 млн. рублей федеральных средств, а на 2004 год запланировано и подтверждено 116 млн. руб. Именно поэтому в 2003 году курорты приняли на лечение и отдых всего около пятисот тысяч человек (хотя это в 2,5 раза больше, чем десять лет назад). Кроме того, регион Кавминвод располагает территориальными и ресурсными возможностями для строительства, по крайней мере, ещё двух новых бальнеологических курортов и бальнеоклиматических курортов - в районе гор Верблюд и Змейка, а также детского санаторного городка на Кавминводах на 3-5 тысяч отдыхающих. Большие надежды на повышение роли государственного управления в развитии курортной отрасли возлагались на Федеральный закон «О курорте федерального значения - Кавказские Минеральные Воды». Однако из-за политических коллизий в Государственной Думе Российского парламента этот федеральный законопроект уже на последнем этапе дважды снимался с рассмотрения. И до сих пор заложенные в нём идеи остались в подвешенном состоянии.
Большую надежду на положительные изменения в судьбе российских курортов и туристической отрасли вселяет проведённое в июле 2004 года в г. Геленджике на самом высоком уровне открытое заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации, на котором была изложена чёткая государственная позиция: для создания современного конкурентоспособного курортно - туристического комплекса необходима целенаправленная и продуманная государственная политика. Необходим комплекс мер правового, организационного, экономического и социального характера.
Участники совещания выработали целый ряд конструктивных предложений по развитию и укреплению материальной базы курортов, улучшению сохранности и повышению эффективности использования лечебных факторов, санаторно-курортного лечения, сделав его доступным для всех, а также в каком направлении и как улучшать законодательство, совершенствовать систему управления, готовить кадры, популяризировать возможности отдыха и лечения на отечественных курортах. На президиуме Госсовета принят ряд значимых для всей отрасли решений. По итогам заседания Президент Российской Федерации В.В.Путин дал правительству страны важное для нашего региона поручение - «разработать систему государственной поддержки развития санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод».
Кстати, и в ходе подготовки рассмотрения данного вопроса Государственная Дума Ставропольского края и Координационный совет при администрации Кавминвод (в составе которого участвуют и ряд учёных вузов региона КМВ) разработали предложения по устранению негативных процессов в развитии особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды, которые были доложены губернатором Ставропольского края А.Л.Черногоровым на указанном заседании и уже внесены в Президентский протокол по обсуждаемому вопросу о путях дальнейшего развития курортного дела в России.
В предложениях содержится следующее: целесообразно принять федеральный закон «О курорте федерального значения Кавказские Минеральные Воды», разработать федеральную программу развития региона на долговременную перспективу, а также выделить отдельной строкой в федеральном бюджете адресное финансирование региона, а также финансовые дотации на развитие курорта и содержание объектов общекурортного значения. С учётом поручения Президента Российской Федерации Губернатором А.Л.Черногоровым направлены в Государственную Думу России, в федеральное Министерство здравоохранения и социального развития, в Минфин России предложения для включения в разрабатываемую систему мер государственной поддержки развития санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод. В рамках отдельной федеральной программы можно было бы провести ряд мероприятий по обеспечению охраны объектов повышенной опасности, которых насчитывает более четырёхсот; по сохранению уникальной экосистемы Кисловодского курортного парка, являющегося федеральной собственностью; осуществить реконструкцию взлётно-посадочноой полосы аэропорта Минеральные Воды; полную рекультивацию объектов бывшего уранового производства в городе Лермонтове, а также загрязнённых рекреационных территорий; расширить площади защитных лесонасаждений, реконструировать курортные парки городов-курортов; провести лесовосстановление в водоохранных зонах, разработать и реализовать Территориальную схему комплексного использования и охраны природы региона КМВ, построить современную систему утилизации отходов производства и потребления, ликвидировать аварийные скважины из нерапределённого фонда недр, развить общекурортную и общерегиональную инфраструктуры. «Если все наши предложения будут поддержаны, - считает А.Л.Черногоров, - то уже в ближайшие три года можно рассчитывать на кардинальные изменения в жизни городов-курортов. Заработает вся курортная инфраструктура: обновятся инженерные сети, наружное освещение, будут благоустроены парки и скверы, появятся малые архитектурные формы, будут приведены в порядок терренкуры. Курортные города станут чище, улучшится экологическая обстановка в целом. Будут отремонтированы и приведены в надлежащее техническое состояние скважины минеральных вод, По-новому будут выглядеть питьевые бюветы и галереи.».[1,1].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- А.Черногоров. Хочется постучать три раза по дереву.- Пятигорск, «Пятигорская правда», №114, 2 октября 2004.
Библиографическая ссылка
Литвяк Б.И, Александров В.В. КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СФЕРА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД: ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 1. – С. 55-56;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7819 (дата обращения: 21.11.2024).