Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

НОВАЯ ПАРАДИГМА ДЛЯ ПЕДАГОГИКИ

Аскеров Ш.Г.

Картина развития мира за последние сто лет показывает, что наряду с успехами имеют место также видимые и невидимые недостатки. Две мировые войны, глобальное потепление, нарушение экологического равновесия и гармонии между экономическим и духовным развитием, широкое распространение оружия массового уничтожения и т.п. свидетельствуют о наличии недостатков и погрешностей в развитии человечества. Все эти катаклизмы являются результатами неправильных решений, принятых на глобальном и локальном уровне. Один из западных мыслителей охарактеризовал философию развития последнего столетия таким образом: когда последнее дерево будет срублено, когда последняя рыба будет поймана, когда последняя река будет отравлена, тогда люди поймут что деньги нельзя есть.

Все эти отступления от верного Пути свидетельствуют о том, что, во-первых, уровень образованности элитарного слоя населения планеты не достаточен для гармоничного развития. Во-вторых, старые методы оценки знания (и ценности) потеряли силу, и имеется потребность в новых методах оценки знаний.

В данной работе предлагаются новые шкалы и критерии оценивания ценности и знания. Прежде, чем описать сущность новой шкалы, сначала необходимо разобраться в сущности старой системы оценки знаний. Для этой цели в качестве модели предлагается взять стакан с жидкостью. Отметим высоту заполненной части стакана Lз, пустой части Lн, а общую высоту стакана Lо. Предположим что, жидкость, находящаяся в стакане, является «жидкостью знаний». Очевидно, что общая высота стакана равна сумме заполненной и не заполненной (пустой) частей:

Lо = Lз + Lн                                                                              (1)

Из этой простой формулы можно получить ценные результаты.

1.   Классическая шкала оценки знания. Если разделить обе части формулы (1) на Lо и соотношение Lз / Lн обозначить буквой а, тогда получится формула:

a = 1-Lн / Lо                                                                           (2)

Здесь, а является отношением высоты заполненной части стакана к не заполненной и ее можно назвать коэффициентом относительного заполнения, точнее, усвоения знаний. Как видно из формулы (2) значение этого коэффициента меняется в интервале (0-1). Отношение Lн / Lо характеризует неусвоенную часть знаний, то есть относительную нехватку знаний. Нетрудно понять, что коэффициент относительного усвоения (а) здесь выступает как критерий оценки знания. Так как,

а) в случае, когда, а =1 то есть когда Lз =Lо учебный материал усвоен на 100%;

б) в случае, когда, а = 0,5 материал усвоен на 50%, то есть Lз = Lo / 2 или Lз =Lн;

с) в случае, когда, а = 0, то есть когда Lн = Lо, учебный материал не усвоен и Lз = 0;

Например, если знания оцениваются по 100 балльной шкале и ученики набирают в среднем 100 баллов (или почти 100 баллов), это означает что, система образования безупречна (случай а). Если ученики набирают около 50 баллов (40-60 баллов), это значит что, система образования находится в среднем состоянии (б). Если ученики набирают баллы между 0 и 10, это означает, что система образования парализована (случай с).

В случае 5 балльной шкалы высота стакана Lо делится на пять равных частей и нумеруется целыми числами от одного до пяти. Те из обучающихся, которые освоили программу на 100 %, оцениваются на «5». Те, кто освоил программу на 60 % ,оцениваются на «3». Зависимость между дискретными оценками и степенью усвоения создает шкалу оценивания. В данном случае эта зависимость линейна и ее можно назвать линейной шкалой оценки знаний.

Следует отметить, что классическая шкала оценивания имеет большие недостатки. При высоких значениях а (0,8 -1) разрешающая способность шкалы оценки знания индивидуумов очень низка. Необходимо более точная и объективная шкала оценивания.

2. Новая шкала оценки знаний. В отличии от классической шкалы оценивания, для новой шкалы в качестве критерия предлагается взять отношение Lз / Lн. В предыдущих статьях /1 - 2/ это соотношение названо фактором качества и отмечено буквой К.

Если разделить обе стороны формулы (1) на Lз получим формулу:

Lо / Lз = 1+1/ К

Эту формулу можно написать в виде:

Lз / Lо = 1: (1+1/К)

Поскольку отношением Lз / Lо является относительным усвоением - а, тогда последнюю формулу можно написать в виде:

а = 1:(1+1/ К)                            (3)

Зависимость между факторa качества К от а является нелинейной, т.е. с ростом К относительная усвояемость а растет нелинейно. На основании формулы (3), можно создать новую шкалу. Для этого достаточно построить зависимость, а от К. Здесь К выступает как новый критерий оценки знаний, поскольку:

а) в случае, когда, К >>1, Lз >> Lн, система образования безупречна.

б) в случае, когда, К =1, = Lн, система образования находится в среднем состоянии.

с) в случае, когда, К <<1, << Lн, система образования отсутствует или она парализована.

В первом случае (а) усвоенная часть материала гораздо больше, чем неусвоенная. Во втором случае (б) они равны. В третьем (с) случае усвоенная часть материала намного меньше, чем неусвоенная часть.

Сущность новой шкалы состоит в том что, при приближении фактора качества К к бесконечности параметр а приближается к своему максимальную значению. Так как, коэффициент К меняется в интервале (0-∞), то для дифференциации знаний индивидуумов открываются большие возможности. Изменение значения К, в широком интервале, создает новые возможности для сравнения и оценивания умственных и интеллектуальных способностей индивидуумов. Например, если один из учеников ответил на 490 вопросов из 500, а другой на 499 вопросов, в классической шкале оценивания эта разница равна 9, в новой шкале она равна 450. Как видно, по классической шкале разница оценки между учениками невелика, а в новой шкале эта разница достаточна большая.

Ясно, что для интеллектуальных людей значение К велико. Нет сомнение, что в среднем, значение К для профессора больше, чем для доцента По-видимому, из земных разумных существ самым высоким К обладают пророки, потому, что принимаемые ими решения имеют силу на протяжении тысячелетий.

В заключение можно считать, что очевидное преимущество нелинейной шкалы над линейной создает необходимое условие для замени парадигмы педагогики используя в качестве критерии оценки фактор К. Нелинейная шкала обладает огромным потенциалом для объективной оценки различного рода ценности, т.е. определения истины. Среди многочисленных равно достойных, она позволяет объективно избирать самого достойного в случае таких умственных и интеллектуальных избирательных процедур как избрание на высокую должность, присвоение званий, ученых степеней, присуждение премий и т. п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аскеров Ш.Г., Оценки знаний: поиск рационального варианта «Народное образование», 2004, № 1, стр. 141
  2. Asgarov Sh.., The philosophy of knowledge assessment, Journal of Qafqaz University, 2004, N 13, p. 63

Библиографическая ссылка

Аскеров Ш.Г. НОВАЯ ПАРАДИГМА ДЛЯ ПЕДАГОГИКИ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3. – С. 139-141;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7953 (дата обращения: 22.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674