Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Синицкая Н.Я. Антипина Е.В.

Как известно, формирование трудового потенциала имеет количественную и качественную составляющие: первая тесно связана с демографическими процессами, вторая - с социально-экономическими процессами, происходящими в стране и регионе.

В последние годы в Архангельской области сложилась непростая демографическая ситуация. Общее сокращение населения, начавшееся в 1991 году и выражающееся в ежегодном уменьшении численности на 1%, усугубляется тем, что область теряет население моложе трудоспособного возраста гораздо интенсивнее, чем пенсионного возраста, а это ведёт к старению населения, что разрушает демографический и трудовой потенциал, который создавался на протяжении десятилетий. Сокращение происходит как за счет естественной убыли населения (смертность превышает рождаемость на 16,4%), так и за счет миграционных процессов. Наиболее тревожным фактором демографической ситуации области является высокий уровень смертности населения и, в первую очередь, смертности мужчин трудоспособного возраста. В 2008 году из каждой тысячи мужчин трудоспособного возраста умерло 12 человек, это в 4 раза выше аналогичного показателя для женщин.

Подобного рода демографическая ситуация характерна для большинства северных территорий России. Хотя за последние 5 лет наблюдается незначительное увеличение рождаемости, общая демографическая ситуация в ближайшие десятилетия не позволит кардинально изменить положение с воспроизводством населения.

Поэтому особое внимание следует уделять развитию качественных характеристик трудового потенциала, зависящих в первую очередь от качества жизни населения.

Качественное развитие трудового потенциала требует активной политики государства в области образования, культуры, здравоохранения и других отраслей социальной сферы. Одним из актуальнейших направлений государственной политики в сфере образования становится формирование системы непрерывного образования.

Непрерывное образование - это постоянное развитие человека, целенаправленная деятельность по получению знаний, умений, навыков, совершенствованию себя в течение всей жизни. Оно является процессом, длящимся всю жизнь. В современных условиях важнейшей характеристикой непрерывного образования является то, что оно становится жизненным инструментом, помогающим человеку эффективно преодолевать кризисные профессиональные и жизненные ситуации.

Формирование системы непрерывного профессионального образования вызвано необходимостью расширения возможностей профессионального обучения, что требует отказа от традиционного подхода, основанного на наличии различных, часто изолированных, уровней профессионального образования, и создания широкого спектра возможностей обучения и переобучения на различных этапах трудовой деятельности граждан.

Непрерывное профессиональное образование и обучение охватывает повышение квалификации специалистов, которое осуществляется преимущественно на предприятиях; систему «ученичество»; профессиональное обучение безработных граждан; обучение взрослого населения; переподготовку и переобучение специалистов. Таким образом, приоритетные функции непрерывного образования неразрывно связаны с рынком труда.

Концепция непрерывного образования как современная альтернативная система взглядов на развитие образовательной практики предусматривает:

  • учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную часть образа жизни;
  • более рациональное распределение периодов обучения и трудовой деятельности человека на протяжении всей его жизни;
  • подразделение образования на первоначальное, или базовое, и последующее, или послебазовое, образование;
  • приобретение необходимых человеку умений, навыков, знаний по мере возникновения потребности в них;
  • необходимость целостного и согласованного преобразования всех ступеней образовательной лестницы и дополнение ее новыми ступенями, рассчитанными на все периоды жизни.

Современное образование должно быть структурировано как непрерывный процесс и организовано согласно четырем типам обучения, которые на протяжении жизни человека являются фундаментом знания:

  • научиться познавать, т.е. приобрести навыки для глубокого усвоения профессиональных знаний;
  • научиться делать, чтобы заниматься созидательной деятельностью в своей сфере и жизни;
  • научиться сосуществовать в сообществе сотрудников, во всех видах деятельности;
  • научиться жить (основное достижение, которое вытекает из предыдущих трех).

Поскольку главный смысл непрерывного образования - постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни, то одна из основных целей непрерывного образования - расширение и диверсификация образовательных услуг и деятельности.

На современном этапе развития непрерывного профессионального образования, несмотря на имеющиеся уже успехи его реализации, существует необходимость разрешения ряда проблем-противоречий, существующих:

- между государственной системой профессионального образования, которая в силу объективных причин не может оперативно реагировать на динамично изменяющиеся требования к подготовке новой квалифицированной рабочей силы, и потребителями ее профессиональных образовательных услуг;

- между традиционными подходами к формированию содержания профессионального образования и инновационными, предусматривающими максимальный учет требований отраслевых образовательных стандартов профессионального образования и развития личности;

- между запросами определенных социальных групп населения на создание образовательных учреждений, удовлетворяющих их потребности в непрерывном профессиональном образовании и недостаточным наличием таких образовательных комплексов;

- между стремлением части профессионально-педагогического сообщества к построению собственных образовательных практик и действующей системой профессионального образования, имеющей достаточно четко обозначенные границы на каждом уровне образования.

Разрешение этих противоречий возможно на основе построения новой гибкой структуры образования, способной более оперативно реагировать на изменения и запросы социокультурной среды, определения содержания непрерывного профессионального образования с учетом поставленных целей.

В заключение отметим, что по данным Росстата, доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, в Австрии составляет 89,2%, в Дании - 79,7%, Финляндии - 77,3%, Швеции - 71%, Швейцарии - 68%, Франции - 51%, Германии - 41,9%, Великобритании - 37,6%, в России - 22,4%. Как видим, перспективы для развития непрерывного профессионального образования весьма велики.


Библиографическая ссылка

Синицкая Н.Я., Антипина Е.В. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3. – С. 173-175;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7970 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674