Проходит век и снова Россия проводит очередные реформы, в результате которых она входит «в третье тысячелетие новой эры экономически ослабленной, с тяжелым грузом нерешенных социальных проблем...»3 По своим масштабам, спровоцированной политикой «шоковой терапии» спад производства, падение экономической эффективности, разрушение производственного потенциала страны не имеют себе равных в экономической истории мирного времени. Начиная с 1990 года, прослеживается устойчивая тенденция к снижению стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), который за период 1990-1999 годы сократился больше чем наполовину. Для сравнения, за годы Первой мировой войны (1914-1917) ВВП России сократился на четверть, во время Гражданской войны (1918-1920) на 23%, за годы Великой Отечественной войны (1941-1945) на 21%.4 Снова стоит вопрос о духовном и культурном возрождении России.
А между тем пути и того и другого возрождения лежат на поверхности. Во-первых, необходим устойчивый экономический рост, повышение уровня жизни населения. При этом повышение активной роли государства в экономике - опыт США - реформы президента Рузвельта в 1933 году по пути выхода из затяжного и глубокого кризиса 1929-1933 годов. Да и вообще, в писаной истории России, государство всегда играло в экономике определяющую роль и было крупнейшим собственником средств производства.5 Во-вторых, постепенное построение действительного социального государства, стирание граней между самыми богатыми и самыми бедными, создание многочисленного устойчивого среднего класса, включающего не только предпринимателей, но и всю интеллигенцию и квалифицированных рабочих - опыт послевоенной Германии, Франции, Японии, Скандинавских стран. Широкий доступ к бесплатному образованию, включая и высшее - опыт Японии, Южной Кореи. Обучение в зарубежных странах с обязательным возвращением на Родину - опыт Японии, Китая. Государственная поддержка отечественной науки и культуры. Уважительное отношение к своей истории - здесь много стоит поучиться у США. И, наконец, не слепое подражание чужому опыту, а сохранение и развитие своих духовных ценностей - общинности, коллективизма и соборности и их умелое использование в экономике. Опыт послевоенной Японии наглядно показывает, что национальный общинный дух может быть успешно использован в современной индустриальной и даже постиндустриальной экономике. В Японии культивируются национальные ценности патернализма, «семейственности», общинности на современных предприятиях. Идеи, пришедшие из Китая и восходящие к учению Конфуция. Это находит свое конкретное воплощение в системе «пожизненного найма» на предприятиях, в лозунге «фирма - это семья» и т.д. Т.е. на лицо умелое сочетание принципов седой старины в современном производстве. Кажется, что умелое использование мирового опыта и своих традиций может привести и к духовному и культурному возрождению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Матченко И.П. Обозрение Российской империи сравнительно с важнейшими государствами. 15-е изд. Киев, 1913.- С. 92.
- Там же.- С. 212.
- История мировой экономики/ Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. М., 1999.- С. 709.
- Лукин Ю.Ф. История и экология, экономика в меняющейся России: взгляд из Архангельска. Архангельск, ПГУ, 2001.- С. 205.
- Гусейнов Р. История экономики России. М., 1999.- С. 324.
Библиографическая ссылка
Красавцев Л.Б. УСЛОВИЯ КУЛЬТУРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ: МИРОВОЙ ОПЫТ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 2. – С. 38-39;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7989 (дата обращения: 23.11.2024).