Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА Р. ГАМЗАТОВА, КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Мухидинова Б.Ш.
В статье рассматриваются проблемы эстетического воспитания школьников, какую роль может играть в эстетическом воспитании подрастающего поколения творчество Расула Гамзатова.
эстетическое воспитание
культура
искусство
образование
творчество Р. Гамзатова

Сегодня в образовательно-воспитательной деятельности школьников особый интерес для нас представляют произведения классиков литературы о нравственном и эстетическом воспитании учащихся. Несмотря на то, что в настоящее время многие жизненные приоритеты меняются, утрачиваются некоторые ценности, меняется образ жизни людей, значение творчества классиков литературных произведений остаются актуальными и востребованными.

Развивать у ребенка те или иные нравственные, эстетические ориентиры, объяснять ему что красиво, а что не красиво, как следует поступать в том или ином случае, в наше время непросто.

Проблема нравственного, эстетического воспитания детей актуальна и вместе с тем очень сложна. Как не загубить в маленьком ребенке тот потенциал нравственности, который заложен в нем самой природой. Как научить благородно поступать в различных жизненных ситуациях? Где найти источники нравственного и эстетического обогащения ребенка? На эти вопросы сложно дать всеобъемлющий ответ.

Сегодня школа, естественно, играет особую роль в эстетическом воспитании и нравственных чувств учащихся. Сегодня только одно школьное воспитание, разумеется, не составляет всего воспитания народа.

Однако, задача школы - максимально приблизиться к общественным условиям жизни, не изолировать воспитание от жизни. Ушинский подчеркивал, что «воспитание семейное и общественное, вместе с влиянием литературы, общественной жизни и других общественных сил, может иметь сильное решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке». (Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11 т. Т. 2. М.; Л., 1948. С. 431.)

Наша страна переживает сегодня тяжелые времена, традиционные нравственные ориентиры утрачиваются и в общественное сознание внедряются новые жизненные ценности. В этой ситуации становится остро необходимой моральная опора, которую можно найти, прежде всего, в чистых источниках духовного богатства. Сегодня очень важно понять, какова роль художественной литературы как источника духовного обогащения, эстетического воспитания ребенка.

Тема нашей работы сформировался на основе особого отношения к художественным классическим произведениям искусства и литературы. Произведения классиков, по нашему убеждению, это источник раскрытия нравственной красоты человеческих качеств личности: гуманизма, мужества, честности, трудолюбия, чувства дружбы и товарищества; источник эстетической красоты; показ неповторимой красоты. Именно классические произведения способны ориентировать ребенка на те нравственные эстетические ценности, которые являются вечными и непоколебимыми.

Значение творческих произведений И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Д.Н. Мамина-Сибиряка, С.Т. Аксакова, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, А.И. Куприна,
Ч. Айтматова, Д. Кугультинова, Р. Гамзатова, М. Карима и многих других в нравственном и эстетическом воспитании огромна.

Особую значимость для исследования составили теоретические положения Л.Н. Толстого о нравственном самосовершенствовании личности, А.П. Чехова об утверждении прекрасного в человеке, Н.Г. Чернышевского об эстетических отношениях искусства к действительности как основного источника художественного творчества.

Видные педагоги С.Т. Шацкий, П.П. Болонский, А.В. Бакушинский, А.С. Макаренко тесно связывали эстетический потенциал личности, коллектива с достижением целей всестороннего развития ребенка.

Среди них, особо важно отметить, культурно-педагогический материал произведений Р.Гамзатова, которые обладают большой образовательной ценностью и служат материалом для эстетического воспитания и развития детей.

По своей тематике и содержательностью произведения Р. Гамзатова близки и доступны школьникам. Произведения Р. Гамзатова также помогают учителю формировать нравственные качества школьников, воспитывать у учащихся чувство уважительного отношения к старшим, умение находить красивое в человеке и стремление самому быть красивым. Необходимо изучать такие произведения Р. Гамзатова, как «Мой Дагестан», «Горянка», «Зарема», «Берегите матерей», которые помогают учителю формировать такие качества учащихся, как честь, совесть, чувства сострадания и справедливости, готовность прийти на помощь в трудную минуту.

Рассматриваемая нами тема «Значение творчества Р. Гамзатова в эстетическом воспитании школьников» имеет своей целью приобщение школьников не только к нравственным ценностям, но и традиционным эстетическим.

Важнейшей задачей эстетического воспитания является развитие эстетического сознания, воспитание в ребенке художественного вкуса, понимания прекрасных сторон искусства, художественной литературы и красоты родного языка.

Замысел нашей работы сформировался на основе особого отношения к художественным классическим произведениям русской, Дагестанской литературы. Произведения русских, Дагестанских классиков, это источник раскрытия нравственной красоты человеческих качеств личности: гуманизма, мужества, честности, трудолюбия, чувства дружбы и товарищества, источник эстетической красоты.

Мы в свою очередь, разработали и успешно апробировали систему занятий Дагестанских произведений, литературных классиков, в частности Р.Гамзатова. Произведения великого писателя не написаны специально для детей, но они отличаются интересными сюжетами, четко выраженной нравственно-эстетической направленностью, простым и лаконичным языком, понятным детям.

Р. Гамзатов в своих произведениях рассказывает о красоте жизни, о разнообразии мира, окружающего человека, о том как живут и трудятся люди.

Все произведения Р.Гамзатова, хотя они не были специально написаны для детей, имеют большую педагогическую ценность для учащихся и обладает большим образовательным потенциалом, и служат материалом для эстетического воспитания и всестороннего развития детей.

Поэтически воздействует на ребенка прекрасная родная природа: поля, леса, овраги, золотая осень и ранняя весна, красное лето и морозная зима. С этих позиций мы предполагаем проведение экскурсий на природу, в музеи, в центры художественных промыслов.

Уроки изобразительного искусства и литературы необходимо разработать таким образом, что возможно осуществление связи не только с уроками литературы, но и с уроками изобразительного искусства.

Уроки изобразительного искусства пробуждает в детях стремление к совершенствованию в области изящного. Мы предлагаем на занятиях различного рода творческие задания, среди которых рисование по памяти и воображению после прослушивания отрывков из художественных произведений Р. Гамзатова.

Системы занятий, разработанные нами, по эстетическому воспитанию школьников на основе изучения творчества Р. Гамзатова, возможно, осуществлять не только на уроках изобразительного искусства, но и на уроках литературы. Использование репродукций картин художников, их изучение и анализ, естественно, способствует эстетическому воспитанию детей, приобщению их к ценностям культуры.

Мы согласны с мнением Ушинского, что детей следует учить понимать и чувствовать произведения живописи, дающие богатые эстетические впечатления.

Не только живопись, по словам Ушинского, но и детское рисование пробуждает в детях стремление к совершенствованию в области изящного. Константин Дмитриевич полагал, что рисование детей по воображению развивает их творческие способности. Мы предлагаем на занятиях различного рода творческие задания на темы произведений Р. Гамзатова, среди которых рисование по воображению после прослушивания отрывков из художественных произведений.

Таким образом, Ушинский уделял большое внимание вопросам эстетического воспитания детей. Считая эстетическое воспитание важной составной частью духовного развития человека, великий педагог рассматривал эти вопросы во взаимосвязи с нравственным воспитанием.

Идеи Ушинского о нравственном и эстетическом воспитании детей сохраняют свою творческую силу для нашего времени. То, что было разработано русским педагогом-демократом более полутора веков назад, находит свое применение и в современной школе. Мы, в свою очередь, воплотили многие идеи Ушинского в нашем исследовании для уроков изобразительного искусства в изучении творчества Р. Гамзатова.

Творчество народного поэта Р. Гамзатова - одно из самых высоких звездных вершин многонациональной Советской, Российской, Дагестанской литературы.

Сын малочисленного аварского народа, он сумел раздвинуть в своей поэзии национальные, традиционные, территориальные границы и стать известным далеко за пределами родного края. А может он, и потому заслужил высокое право считаться одним из лучших поэтов современности, что сохранил лучшее национальное своеобразие, тесную связь с бытом и судьбой своего народа.

Творчество Расула Гамзатова является сконцентрированным выражением потенциала духовно-нравственной и художественно-эстетической культуры народов Дагестана. Оно не только вывело поэзию народов Страны гор на новые, более высокие позиции, не только подняло ее на уровень лучших мировых образцов художественной литературы, но и оказало сильное и благотворное влияние на все сферы искусства, в частности, изобразительного искусства.

Народу с обогащением традиционных видов искусства Дагестана - гончарного, чеканки, гравировки на камне и меди, ковроткацкого, гравировки по золоту и серебру, вяления бурок, насечки по дереву, музыки, хореографии, театрального и изобразительного искусства, творчество поэта дало мощный толчок зарождению новых видов искусства, как эстрада, балет, опера и кино. В оперных театрах России с успехом идут: балет «Горянка» Р. Гамзатова, музыку к балету написал выдающийся композитор Дагестана Мурад Кажлаев, опера «Хочбар» по сценарию Р. Гамзатова с успехом идет в театрах Махачкалы.

Острота мировосприятия, драматизм конфликтов, обилие оттенков выражение мысли в форме шутки, иронии, сарказма, лукавой улыбки повышают боевитость произведений поэта, делает их действенным оружием в борьбе за утверждение духовно-нравственного образа жизни и за искоренение негативных явлений современной действительности.

Весьма заметное влияние поэзия Расула Гамзатова оказала на изобразительное искусство, в частности, на живопись, графику и скульптуру. Этот тезис достаточно было бы подтвердить лишь только творческой судьбой в изобразительном искусстве стихотворения «Журавли».

Этим произведением навеяна идея создания монументального памятника воинам, павшим за свободу и независимость Советской Родины, в городе Чирчике. В середине большого бассейна из красного мрамора, наполненного кровавого цвета водой, лежит белый журавль с перебитым крылом, смотрящий вслед улетающей с высокой стелы, стаи журавлей.

Той же идеей Гамзатовского стихотворения навеяна идея создания памятника у села Дзаурикау в Северной Осетии - Алания. Семерых своих сыновей отправила на защиту Родины великая женщина - мать из этого осетинского села. Все семеро погибли на фронте. Художник изваял монумент матери и как бы с порога ее дома в небо улетает стая из семи журавлей. Большую эмоциональную и эстетическую нагрузку несет и монументальная работа художника Башира Увайсова «журавли», украсившая правое крыло фасада здания Дагпотребсоюза в городе Махачкале. И здесь в основу работы заложена идея, что «солдаты, с кровавых не пришедшие с полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей». Женщина - мать следит за устремленной в небеса стаей журавлей.

Учителю изобразительного искусства представляются широкие возможности обучению учащихся рисованию белых журавлей и изваянию из пластилина разнообразные памятники по идее Расула Гамзатова.

Только по одному стихотворению учитель изобразительного искусства может провести занятия:

- по воспитанию эстетического и художественного вкуса;

- по рисованию;

- по лепке;

- по гравировке;

- по работе с акварелью;

- по обучению графическому изображению по теме.

Что ни строка стихотворения Расула Гамзатова, то возможность изобразительного, художественного его изображения:

С головами поникшими

Над отцами погибшими

Встали мы

*********

Мать люльку качает в ауле,

А где-то под желтой луной

Свистят ненасытные пули,

И вспять не вернуть ни одной.

И теперь из радости, печали

Из твоих же песен тку узор.

Нарисую образ твой из шали,

Подниму над цепью наших гор.

«Берегите матерей»

Каждый год в Гунибе, у памятника «Белые журавли» дагестанцы и гости, любители поэзии Расула Гамзатова проводят праздник «Белых журавлей», которая становится не только дачей дани памяти погибшим на фронтах разных войн, но воспитательным мероприятием в защиту мира. Эстетика художественного слова, красоту Гамзатовского стиха входит в души детей и молодежи Дагестана и способствует патриотическому воспитанию детей и подростков.

В нашей стране и за рубежом о творчестве Р.Гамзатова написано немало статей, рецензий, книг и учебников, многочисленных исследований. Однако, сегодня потребность изучения и познания его творческого наследия в современной жизни, в частности, образовательно-воспитательной деятельности школьников, с каждым днем не уменьшается, а увеличивается. Ведь все и каждый, кому доводится ощутить тепло поэтического очага Расула Гамзатова, бывает по-своему счастлив. По-своему выражает он и свое отношение к творчеству прославленного поэта.

О значении творчества Р.Гамзатова сказано и написано очень много выдающимися поэтами, художниками, разрозненно плывущими в океане отечественной и мировой прессы. Их подробный сбор, систематизация и изучение в образовательно-воспитательной деятельности молодежи и учащихся школ, могли бы способствовать решению важнейшей задачи - всестороннему осмыслению и познанию вклада Р.Гамзатова в приобщении к художественной культуре подрастающего поколения.

Сегодня очень важно, расширить и углубить более сложный этап работы, связанный с творческой деятельностью Р. Гамзатова и умело использовать его педагогический, эстетический, нравственный потенциал в приобщении школьников к культурно-историческому наследию и эстетическому воспитанию школьников. Его смелое, оригинальное, необычное в своей поэтичности и человеческой простоте, творческое наследие повсеместно и всенародно известно, поэтому сегодня очень важно переходить к научному объяснению значения творчества Р.Гамзатова в образовательно-воспитательной деятельности школьников.

Отзывы, высказывания выдающихся зарубежных, русских, советских, дагестанских писателей, поэтов, художников, подтверждают, также огромное влияние и значение творчества Р. Гамзатова на развитие подрастающего поколения, в духовно-нравственном, культурно-историческом, национально-художественном, воспитательном аспектах.

Сохраняя свою внутреннюю цельность - его творчество несет много неожиданного для воспитания нового поколения. Р. Гамзатов, в своем творчестве смело идет на сложнейшие, жизненные, познавательные, художественно-эстетические эксперименты, и его открытия, творческий опыт прокладывают новые горизонты, по которым национальная словесность и культура движутся к новым рубежам. Достаточно вспомнить его поэмы: «Год моего рождения», «Разговор с отцом», «Горянка», «Времена и дороги», «Остров женщин», «Берегите матерей», чтобы оценить его уникальный вклад в многонациональную отечественную литературу, культуру и искусство. К вершинам многонациональной поэзии причисляют образы Матери, женщины, Родины, любовную лирику Расула Гамзатова.

Поиски Р. Гамзатова опираются большей степенью на национальные, художественные традиции, и особенно, он подчеркивал в своем творчестве, что позиция писателя-художника, противоречащая национальным интересам - это нечеткая позиция. Если же нация не придерживается той позиции что занимает страна - это национализм, говорил в своем выступлении народный поэт.

Рассмотрение значения творчества Р. Гамзатова в этом аспекте имеет идейное единство национального своеобразия, всегда оставаясь верным национальным истокам.

На современном этапе развития общества художественная культура, искусство, литература каждого народа приобретает особую роль, становясь достоянием всего человечества, составным элементом его эстетического и творческого потенциала.

Важнейшее место в сохранении и приумножении историко-культурного, литературно-художественного наследия принадлежит классическим произведениям выдающихся поэтов и писателей Дагестанской, Русской и мировой литературы, что достаточно широко было представлено литературой советского периода в образовательно-воспитательной деятельности школьников. Ч. Айтматов, Р. Гамзатов,
Д. Кугультинов, К. Кулиев и другие национальные поэты, и писатели сыграли свою консолидирующую роль для многих поколений молодежи и учащихся школ, приобщению их к духовному и культурному наследию народа. Следует отметить, что многие школьники имеют поверхностное представление о творчестве выдающихся поэтов и писателей, не достаточно воспринимают эстетическое, художественное качество произведений искусства, литературы, не в полной мере осваивают ценностное значение литературных, историко-культурных материалов.

Семантически определяющее значение имеет здесь отражение исконных, глубинных особенностей национального характера и этнических специфических сторон жизни народа. Н.В. Гоголь в свое время выразительно и ярко писал об этом: «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но и в самом духе народа. Поэт может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами своего народа, так что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами».

«Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а для других», - пишет Д.С. Лихачев. Они проявляются в способности обживать, чувствовать мир. Это относится в первую очередь к народному искусству, к культуре, литературе, постоянно созидающей, отдающей опыт, мудрость культуре профессиональных художников, писателей, поэтов.

Художник А. Васнецов указывал, что именно национальное начало в искусстве, источник притяжения для других народов.

В этом плане Р. Гамзатов - явление чрезвычайно редкое, он не повторим, он единственный и сугубо национальный, и продолжает оставаться глубоко национальным поэтом с богатым метафоричным языком, содержание которого насыщено национальными обрядами, красками и цвето-тоновыми отношениями. Яркость образов, возвышенность, простота и глубина мысли сливаются у поэта Р. Гамзатова воедино, создавая гармонию духовного проникновения в жизнь. Смелость и широта взглядов, независимость суждений, внутренняя убежденность - характерные черты поэзии и прозы Р. Гамзатова. Стихи поэта самобытны, глубоко национальны, афористичны.

«Чтобы поэт заслужил широкое признание, - подчеркивал В.Белинский, национальность есть первое, но не единственное условие: необходимо чтобы национальность его творений была формою, телом, плотью, физиологией общечеловеческих идей».

Подлинный гуманизм творчества Р. Гамзатова свидетельствует о высокой культуре, отличается глубиной содержания, неповторимой национальной самобытностью, символом дружбы и братства объединяющих людей доброй воли и счастливое будущее человечества. Столь динамичный и высокий взлет творчества Р. Гамзатова стал возможным не только благодаря его природному дару и повышенному уровню интеллекта, но и благодаря усвоению уроков и опыта развитых культур, искусства и литературы других народов, прежде всего литературы русской, дагестанской, аварской.

Таким образом, значение творчества Р. Гамзатова интересно не только как историко-культурный, духовно-нравственный, художественно-эстетический феномен сам по себе, но и как факт, как явление всестороннего осмысления. Познавая творчество Р. Гамзатова можно разрешить целый комплекс актуальных проблем, связанных, прежде всего, с формированием художественной культуры и эстетического воспитания молодежи, учащихся школ.


Библиографическая ссылка

Мухидинова Б.Ш. ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА Р. ГАМЗАТОВА, КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 5. – С. 53-58;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8111 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674