Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В 5 КЛАССЕ

Мочанов С.Ю. Семчук Н.М.
В начале 21 века экологическая ситуация во все мире и во многих регионах нашей страны продолжает ухудшаться. Масштаб воздействия человеческого общества на природу стал воистину планетарным, заметно ухудшив условия жизни на нашей планете. Во многом это происходит из-за того, что люди не осознают последствия своих действий, т.е. у них отсутствует экологическое мышление, осознание природы как непреходящей ценности. Изменить отношения к природе, бережно относится ко всему живому и к природе, и к человеку, экономить природные ресурсы, перерабатывать отходы вот задачи, которые сегодня выходят на первый план.

Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы. Большое значения для формирования экологической культуры имеет изучение курса природоведения в 5 классе, знакомство с живой и неживой природой, раскрытие их взаимосвязи. Экологическая направленность курса природоведения позволяет учителям формировать бережное, ответственное отношение учащихся к природе и готовности к активным действиям по защите, охране и возобновлению природных богатств.

Проблема экологического воспитания не нова для педагогики и методики. Этой проблемой занимались: Н.Д. Андреева, А.Н Захлебный, И.Д Зверев, И.Н. Пономарёва, И.Т. Суравегина и другие видные методисты. Авторы на основе принципа единства обучения и воспитания обосновывают цели и задачи экологического образования, касающиеся формирования мировоззрения, умственного развития, нравственного воспитания, практического использования природоведческих знаний. Но на современном этапе развития общества их методические разработки не адаптированы к курсу природоведения в 5 классе.

Поэтому целью нашего исследования является разработка теоретических основ методики экологического воспитания школьников на уроках природоведения в 5 классе.

Проведенное нами теоретическое исследование позволило дать определения экологического воспитания выявить его цели и задачи.

Под экологическим воспитанием мы понимаем процесс формирования у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развития понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному преобразованию, к участию в сохранности природных богатств и жизни вообще.

Основной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры личности.

Исходя из этой цели, выделяем следующие задачи экологического воспитания:

  • Формировать научное мировоззрение на основе понимания значимости и непреходящей ценности природы для общества и отдельного человека; понимания единства природы и значимости каждого из ее компонентов для всех живых организмов;
  • Развивать практические знания и умения изучать и оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по ее оздоровлению, предвидеть возможные последствия своих действий, соблюдать нормы поведения в природе, исключающие нанесение ей вреда или ущерба, загрязнение или разрушения окружающей природной среды;
  • Воспитать бережное, ответственное отношение учащихся к природе и готовности к активным действиям по защите, охране и возобновлению природных богатств; добиваться участия в пропаганде современных идей охраны природы.

На основе теоретического анализа литературы определили наиболее эффективные методы, приемы и средства для решения задач экологического воспитания.

Наиболее эффективным методом для решения задач экологического воспитания школьников на уроках природоведения являются: трудовая деятельность учащихся, словесные методы, создания и поддержка эколого-развивающей среды. Не менее значим для достижения цели, становятся игры экологического содержания, работа учеников с учебником, наглядные методы, наблюдения за объектами природы и окружающей средой. К менее эффективным относят изготовление аппликаций и поделок, использование моделей, но их тоже необходимо использовать на уроках.

Выделенные нами методы, приемы и средства будем включать в уроки природоведения для усиления экологического воспитания учащихся.

Анализ учебного материала темы «Воздух» показал, что ее содержание может служить базой для экологического воспитания школьников. Но в тексте учебника эти возможности реализованы недостаточно. Из 29 экологических аспектов наиболее ценных на наш взгляд, для экологического воспитания школьников при изучении темы «Воздух», лишь 12 (41%) содержится в учебном материале. В тоже время надо отметить, что экологическое воспитания возможно на материале 17 статей (59%).

Анализ содержания программы темы «Воздух» показал, что возможности для экологического воспитания реализованы недостаточно. Из 29 экологических аспектов обладающих наиболее ценным воспитательным потенциалом при изучении темы «Воздух» лишь 7 (24%) содержится в материале программы, когда экологическое воспитания возможно на материале 22 статей (76%).

Проведённое теоретическое исследование является основой для разработки методики уроков природоведение с усилением экологического воспитания учащихся. В настоящее время проводится разработка методики уроков природоведения с усилением экологического воспитания школьников и ее проверка в условиях педагогического эксперимента.


Библиографическая ссылка

Мочанов С.Ю., Семчук Н.М. МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В 5 КЛАССЕ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5. – С. 31-32;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8441 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674