Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (аннотация на учебное пособие)

Юртаев С.В.

Учебное пособие «Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку», вышедшее в издательстве Орского гуманитарно-технологического института, предназначено для овладения будущими педагогами рядом компетенций. Будущие педагоги должны быть осведомленными в вопросах научных основ, интеллектуально-речевого развития школьников, диагностики речевого развития учащихся.

В качестве научных основ, предложенных автором пособия, выступают теория дидактических факторов, теория языка.

Как сказано в пособии, термин «факторы» относится к межпредметным. Обозначаемое таким термином явление может иметь место в различных сферах социума. Одна из них - это образование, опирающееся, прежде всего, на педагогический процесс, состоящий из взаимодействия субъектов его осуществления. В педагогическом аспекте факторы истолковываются как причина, предопределяющая течение, итоги обучения. Они оказывают воздействие на изменение обученности, относятся к продуктообразующим, обладают своей структурой.

Обращение автора пособия к теории языка позволяет сделать вывод о том, что язык является структурированной системой, использующей знаковый принцип. Элементы этой системы выполняют функции, обеспечивающие общение людей, выражение мыслей, чувств, познание окружающего мира. Эти элементы выступают в виде единиц, для которых характерна принадлежность к фонетическому, семантическому, лексическому, грамматическому уровню. Они проявляются в речи, приобретая значение и формальную выраженность. Они подвергаются изучению с целью осознания того, что использует человек, успешной речевой коммуникации.

По мнению С.В. Юртаева, успешность изучения языка предопределяется содержанием языкового образования, особенностями усвоения языковых понятий со стороны учащихся, образовательными подходами, выбираемыми учителем, его методами, средствами, формами обучения.

Автор пособия при освещении состояния проблемы лингвометодических факторов выражает свой взгляд на проблему организации языкового образования и речевого развития младших школьников. Он предлагает руководствоваться частнометодическими принципами, реализовывать эти принципы через соотносимые с ними методы. В частности, по его мнению, учитель должен руководствоваться принципами познавательной активизации учащихся, восхождения от конкретного к абстрактному и обратного процесса, формирования языковых понятий, градуальности. Каждый из названных принципов соответственно реализуется методами наблюдения, работы над языковым определением, анализа единиц языка-речи, языковых упражнений.

Практическая реализация теоретических основ языкового образования и речевого развития описана во втором разделе учебного пособия. Этот раздел состоит из четырех глав, каждая глава по изложенной в ней информации соотнесена с необходимостью совершенствования определенного строя речи: лексического, фонетико-графического, словообразовательного и грамматического.

Изложенная работа по совершенствованию лексического строя речи предусматривает формирование у детей представлений о прямом и переносном значениях слов. Кроме того, эта работа предполагает проведение упражнений, направленных на употребление детьми в речи слов близких по значению, с противоположным значением, имеющих одно формальное выражение, но разные значения.

Охарактеризованная работа по совершенствованию фонетико-графического строя речи предполагает последовательное формирование у детей представлений о признаках звуков речи, о буквах, их обозначающих. Это должно сопровождаться работой по предупреждению логопедических недостатков у детей, по овладению ими нормами произнесения слов.

Раскрытая работа по совершенствованию словообразовательного, грамматического строя речи нацеливает учителя на формирование у детей понятий, соотносимых с единицами языка, представляющих состав слова, части речи. В то же время предложены упражнения на обогащение словаря детей, предупреждение речевых ошибок.

Заметим, методические части второго раздела проиллюстрированы примерами уроков. Уроки показывают проведение наблюдений за речью, аналитических бесед по определению понятий, использование приемов закрепления усваиваемых признаков понятий, возможные виды упражнений.

Заключительный раздел пособия посвящен вопросам диагностике речевого развития учащихся. Этот аспект педагогического процесса рассмотрен автором пособия с исторической, научной, методической точек зрения.

В лингвометодической истории ученые пытались ответить на вопросы, поставленные к процессу речевого развития учащихся. Так, например, первоначально методическая мысль была направлена на поиск методов изучения этого процесса. По словам С.В. Юртаева, рассмотрение методов изучения речевого развития показывает, что, во-первых, наблюдение, используемое исследователями, сопровождается накоплением материала, накопленный материал подвергается затем анализу. Во-вторых, во время анализа затрагивается количественная и качественная стороны речевого развития. Количественная сторона такого развития характеризуется статистическими данными. В-третьих, сравнение ведет к сличению употребления грамматических форм, словосочетаний, предложений учащимися различных классов, к сличению этих показателей в литературных текстах и в сочинениях школьников, к их сличению в устных и в письменных высказываниях учащихся, к сличению текста для пересказа и пересказов.

В науке к середине второй половины двадцатого столетия сложилась система оценки речевого развития учащихся. Ее показателями, например, стали микротемы в высказывании (их количество и развернутость), объем высказывания, среднее число слов в предложении, наличие (распространенность, частота употребления) определенных языковых средств в высказываниях и др.

Наряду с научной разработкой вопросов изучения речевого развития школьников разрабатываются требования к оценке речи учащихся.

В частности, основным критерием оценки изложения является достаточно полное, последовательное воспроизведение текста. Главным показателем характеристики сочинения служит процесс создания текста. Помимо этого значение имеют речевое оформление, орфографическая, пунктуационная грамотность.

В учебном пособии рассмотрены также методы оценки речевого развития учащихся: учет речевых ошибок в сочинениях, языковые задания, тесты. Например, отмечено, что тесты представляют собой стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные.

Следовательно, изданное пособие с учетом естественного развития детей насыщает информацией такие стороны педагогического процесса, как организация, планирование, осуществление языкового образования и речевого развития младших школьников, контроль над протеканием этих явлений.


Библиографическая ссылка

Юртаев С.В. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (аннотация на учебное пособие) // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 55-57;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8728 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674