В ходе исследования мы работали с текстами, являющимися графическим изображением разговорной речи, записанной на магнитную ленту. Несмотря на то, что информантам было известно об эксперименте, мы считаем записанную речь не подготовленной, а спонтанной, т.к. информанты не знали, когда и в какой ситуации будет производиться запись. При изучении материала мы использовали тексты, отображающие речь преподавателей-филологов с целью исключения случаев повтора, связанных с бедностью словарного запаса, также мы не брали во внимание повторы, связанные с дефектами речи.
В связи с отсутствием дефиниции повтора мы считаем повтором фономорфологические и лексические явления, проявляющиеся в удвоении звукового комплекса, морфемной части или всего слова. В итоге мы выделили 61 случай повтора и определили их функции, исходя из которых, мы выделили следующие группы:
- повторы, используемые для уточнения или конкретизации информации;
- повторы, используемые для эмоционального усиления;
- повторы, встречающиеся при вспоминании;
- повторы, используемые при согласии;
- повторы, используемые при переспросе;
- повторы, встречающиеся при неуверенности.
В 27,9% рассмотренных случаев повторы используются для уточнения или конкретизации информации. Нужно заметить, что в таких случаях, как «Ну вот / во втором...во вторых было два поэтических вопроса//» или «Ну и вот и би...преподаватель биологии//» в процессе развертывания речи меняется структура предложения. Мы считаем, что это обусловлено подбором наиболее подходящей формы выражения мысли для усиления информативности.
Говоря о функции эмоционального усиления (26,6%), можно выделить следующие подгруппы:
- убеждение: «Были же у Вали! Бы-ы-ли! Были!//»;
- подчеркивание: «А теперь / теперь-то можем неделю//Когда песочек кладем / можем и неделю не чистить клеточку//»;
- выражение восхищения: «Он читал Пушкина / он читал Маяковского / он читал Пастернака//Он удивительно читал//».
В 21,3% случаев повтор используется при вспоминании, причем мы выявили следующую закономерность. Вспоминание события чаще всего выражается повтором первого слова фразы: «А она...она была в командировке//», а вспоминание слова - повтором первой части слова: «Они там танцевали вот этот вот / Пат / Паташон//». Рассматривая случаи вспоминания, в особенности названий чего-либо, мы наблюдаем паузу хезитации: «Он работает вообще-то по-моему в институте э...как это называл...э...называется в Москве / театра / музыки//».
Реже встречаются повторы с такими функциями, как согласие (11,5%): « - Можно взять с собой//- Да//Можно-можно / можно//» и переспрос (8,2%): « - Слушай / Маша в гости к вам собирается//- Что-что//». Следует отметить, что, как правило, повторы в данных случаях неразнообразны и типичны.
При изучении случаев повторов было замечено, что в некоторых случаях (4,9%) повторы используются при неуверенности: « - Я сейчас читаю какой-то итальянский роман / Пратолини//- Пратолини / это же со...современный//».
При анализе выделенных нами функций мы выявили еще один аспект повтора. Дело в том, что в зависимости от функции повтор используется с разной степенью осознанности. Например, степень осознанности при эмоциональном усилении больше, чем при конкретизации или уточнении материала, в то время как повторы при переспросе можно считать спонтанными.
На данном этапе исследования мы также изучали структуру повторов и выделили следующие группы:
- фонетический повтор: «О специфике / т...театрального общения//»;
- морфемный повтор: «Мы говорили не про фильм / я чит... / вы читали//»;
- лексический повтор: «Да так уж//Прихитрялись всякими способами / всякими способами//».
В ходе исследования мы выявили, что использование повтора в речи зависит от генторного фактора. Большинство рассмотренных случаев повторов, используемых для эмоционального усиления, при согласии, переспросе и неуверенности, встречаются в женской речи. Нередко можно наблюдать акцентировку через фактор квантитативности: « - Элк! / ты знаешь / я тебя тысячу лет не видела//- Тысячу!//- А сколько ты...сколько...//».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что повтор является многоаспектным феноменом, требующим дальнейшего изучения, и, прежде всего, в лингвистическом, психолингвистическом и социолингвистическом аспектах.
Рассматривая данное явление с антропоцентрической точки зрения, возможно определить границы повтора через его понимание носителями языка. В дальнейшем мы планируем изучить, как воспринимают повторы носители языка, что они считают повтором, а что нет, и, исходя из полученных результатов, обозначить границы данного феномена и дать научное определение понятию «повтор».
Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Секция молодых ученых, студентов и специалистов», Тунис, 12-19 июня 2005 г. Поступила в редакцию 27.04.2005 г.Библиографическая ссылка
Горшунова Т.И. К ВОПРОСУ О ПОВТОРЕ КАК ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 8. – С. 106-107;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9148 (дата обращения: 21.11.2024).