Предлагаемый критерий НТП (научно творческий потенциал) позволяет оценить научно творческий потенциал высшего учебного заведения с помощью аппарата нечетких множеств.
При оценке критерия НТП (научно творческий потенциал) рассмотрим следующие составные компоненты, качественно влияющие на значение критерия:
- численность аспирантов (соискателей) (NOMASP);
- количество изданных монографий (QPUBMON);
- количество изданных учебников;
- количество изданных учебных пособий с грифом МО, УМО;
- число отраслей наук, выполняемых НИР;
- объем фундаментальных, прикладных, хоздоговорных НИР, тыс. руб;
Перечисленные компоненты имеют разнородный характер. Для их интеграции в единый критерий воспользуемся аппаратом размытых множеств. В соответствии с идеологией теории размытых множеств можно составить нечеткие критерии, изменяемые в пределах от 0 до 1. При этом единичные значения нечеткого критерия интерпретируется как значение наилучшего качества, а нулевые - значения наихудшего качества.
Критерий численность аспирантов (NOMASP), по нашему мнению, является наиболее значимым компонентом, так как наличие аспирантов и соискателей являются характеристикой научно-творческой работы преподавателей. Помимо этого, аспиранты являются потенциальными кандидатами для работы преподавателями. Безусловно, при отсутствии аспирантов величина критерия NOMASP мала и стремится к 0 и, соответственно, при большом количестве аспирантов и соискателей стремится к 1.
Считаем, значение критерия NOMASP может быть определено по следующей функциональной зависимости , где k - отношение численности аспирантов и соискателей в целом по вузу к численности преподавателей по вузу в целом.
Охарактеризуем критерий QPUBMON (количество изданных монографий), который изменяется в пределах от 0 (отсутствие изданных монографий) до 1 (все преподаватели издали монографии). Ситуация, при которой все преподаватели ежегодно издают монографии, может быть оценена, как идеальная. Понятно, что это недостижимо. Однако, наличие изданий порядка 20% можно считать идеальной. Считаем, что значение критерия QPUBMON может быть определено по следующей формуле , где z - отношение количества изданных монографий к общему числу преподавателей.
Аналогично можно оценить и описать и другие нечеткие критерии, определяющие научно-творческий потенциал. Совокупность критериев позволит получить нечеткое значение критерия НТП, принадлежащее интервалу [0;1], что позволит оценить научно-творческий потенциал вуза.
Таким образом, применение вышеизложенной методики позволит разработать прогнозы и альтернативы в оценке уровня научно творческого потенциала и принять соответствующие управляющие решения.
Библиографическая ссылка
Стативко Р.У. ПРИМЕНЕНИЕ АППАРАТА НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ ДЛЯ ОЦЕНКИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 9. – С. 44-45;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9170 (дата обращения: 23.11.2024).