Актуальной является задача создания подхода, сочетающего в себе достоинства методов ВАР и сохраняющего реальную сложность задачи принятия решений.
С этой целью нами были проанализированы методы, позволяющие ЛПР принимать решения в неструктурированных предметных областях. Одним из них является метод анализа иерархий (Т. Саати, 1991). Важной характеристикой этого метода является иерархический подход к декомпозиции задачи на подзадачи. Нам представляется интересным использовать этот подход в методах ВАР, к которым относятся метод «Запрос», используемый для получения частичного упорядочения альтернатив, и метод «Оркласс», используемый для получения порядковой классификации. После проведения сравнительного функционального анализа для дальнейшей модификации нами был выбран метод «Запрос».
Для реализации иерархического подхода необходима структурная декомпозиция задачи принятия решения. Результатом этой декомпозиции является иерархия критериев, каждый из которых имеет вербальные оценки, упорядоченные по качеству в зависимости от способствования проявлению критерия верхнего уровня.
На следующем этапе проводится выявление предпочтений эксперта, которое выполняется для каждой подзадачи. Модель процесса выявления предпочтений состоит из следующих элементов:
- ,
где:
- - структурированное представление задачи принятия решения;
- - подсистема формирования вопросов эксперту;
- - средство измерения предпочтений эксперта;
- - ответ эксперта;
- - подсистема формализации ответов эксперта;
- - подсистема проверки согласованности (непротиворечивости) ответов эксперта;
- - подсистема поиска ответов, приведших к рассогласованию;
- - подсистема автоматического переопределения предпочтений эксперта;
- - допустимый уровень рассогласованности предпочтений эксперта.
Используемая порядковая шкала имеет следующие допустимые операции: - эквивалентно , -X неэквивалентно Y, - X превосходит Y, - Y превосходит X.
Процесс выявления предпочтений эксперта состоит из 2-х этапов:
- Этап построения ранжировки вербальных оценок критериев уровня относительно критериев уровня n, причем эти ранжировки различны для каждого из критериев верхнего уровня, что соответствует задаче упорядочения.
- Этап построения отображения вербальных оценок критериев уровня в вербальные оценки критериев уровня n, что соответствует задаче классификации. Оценки критериев нижнего уровня нуждаются в упорядочении по степени способствования проявлению критерия верхнего уровня.
Выявление предпочтений начинается с определения цели принятия решений. Затем определяются главные критерии, влияющие на достижение цели. Для этих двух уровней решаются задачи ранжировки методом «Запрос» и классификации методом «Оркласс».
Если данная декомпозиция достаточна для достижения цели принятия решений, то выявление предпочтений прекращается. Если же - нет, то для каждого критерия верхнего уровня производится дополнительная декомпозиция на подкритерии.
Важным является то, что и после выявления предпочтений имеется возможность продолжать декомпозицию задачи для более детального описания предметной области, что способствует более качественному принятию решений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. - М.: Наука, 1996. - 206 с.
- Саати Т. Принятие решений: Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.
Библиографическая ссылка
Олейников Д.П., Бутенко Л.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЕРАРХИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ДЕКОМПОЗИЦИИ ЗАДАЧИ В МЕТОДАХ ВЕРБАЛЬНОГО АНАЛИЗА РЕШЕНИЙ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 9. – С. 81-82;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9243 (дата обращения: 10.12.2024).