В новых условиях стратегия обновления образования предусматривает: изменение целей образования (подготовка к сложностям жизни); переход от знаниецентризма к человекоцентризму (развитие личности); изменение содержания образования (увеличение культуроемкости, гуманитаризация, обеспечение вариативного и дифференцированного содержания); разнообразие организационных форм обучения и типов образовательных учреждений; регионализацию образования.
В республике сложилось разнообразие типов и видов общеобразовательных учреждений: гимназия, лицей, школа-сад, кочевая школа в оленеводческих районах, малокомплектная школа в сельской местности и т.д. В каждой из них базовый уровень образования достигается разными путями и способами, в основе которых лежит квалификация учителя, педагога. Все это требует модернизации подготовки педагогических кадров в соответствии со стратегией развития образования.
Разнотипность и разновидность средних общеобразовательных школ обусловливает разноплановую подготовку учителей для работы: в школе начальной ступени, интегрирующей дошкольное и начальное образование, в основной школе второй ступени, в системе предпрофильного и профильного обучения, в школе повышенного типа, с одаренными детьми, с детьми практического склада ума, с дефективными детьми и т.д.
В сельской местности региона Якутии имеется тенденция роста числа малокомплектных школ, к которым относятся большинство общеобразовательных школ, школы-сады, кочевые школы и др. Малокомплектность школы и учителя-предметники широкого профиля - это сопутствующие друг друга явления, т.е. малокомплектная школа не может успешно функционировать без специально подготовленных учителей широкого профиля, которые могут вести два-три учебных предмета.
Другая тенденция развития образования связана с изменением статуса школы от полузакрытого заведения к открытой социальной системе. Все это значительно меняет содержание педагогической деятельности, которая далеко выходит за рамки передачи знаний, умений и навыков ученикам в определенной области знания. Данная тенденция предусматривает осуществление социально-педагогической деятельности в реальной жизни, что требует специально подготовленных педагогов: руководителей кружковой, клубной деятельности, детских объединений, организаторов внеклассной и внешкольной жизнедеятельности школьников, социальных педагогов разных типов и т.д.
При этом стратегию подготовки педагогических кадров определяют следующие основные принципы:
- принцип непрерывности - исходит из глубокой интеграции всех образовательных подсистем, процессов, т.е. предусматривает создание целостной системы как в организационном (интеграция уровней и ступеней образования), так и в содержательном (создание единого образовательного пространства) аспектах;
- принцип фундаментализации - предусматривает углубление общенаучной, общепрофессиональной подготовки студентов;
- принцип регионализации - основывается на учете природно-хозяй-ственной, социально-экономической, национально-культурной специфики региона в подготовке специалистов;
- принцип модернизации образовательной технологии - предусматривает целостность теоретической и практической подготовки, обеспечивающей развитие и самоутверждение личности специалиста в педагогическом процессе, интегрирующем познавательную, ценностно-ориентировочную, преобразовательную, коммуникативную деятельность, где студенты могут раскрыть все свои потенциальные возможности.
На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, практики средних, высших профессиональных образовательных учреждений в республике разработана модель подготовки педагогических кадров, включающая следующие основные положения:
Университет - центр профессионального образования в регионе. В республике Саха (Якутия) Якутский государственный университет им. М.К.Аммосова является многопрофильным учебным заведением. В многопрофильном вузе, где подготовка специалистов разных направлений и профилей проводится на основе разных принципов и подходов, требуется дифференциация в осуществлении образовательного процесса, обеспечивающая профессиональную подготовку специалистов-педагогов. В связи с этим требуется создание в университете специального подразделения, где готовятся педагоги. Если в классическом университете это невозможно, целесообразно открытие самостоятельного педагогического университета.
Создание единой системы подготовки педагогических кадров в республике, которую характеризуют:
- допрофессиональная подготовки педагогов в учреждениях общего образования;
- подготовка педагогов разных специальностей в педагогических колледжах;
- осуществление трехуровневой системы подготовки педагогических кадров в вузе (колледжные группы - бакалавриат - магистратура); окончившие колледжи в бакалавриате учатся два года; специалитет после бакалавриата обеспечивает годичную педагогическую практику для углубления и закрепления полученных профессиональных знаний, умений и навыков;
- вариативная подготовка педагогов разных профилей для работы в современных учреждениях образования разного типа, учителей-предметников для работы в профильных классах, в классах с углубленным изучением учебных предметов школ 2 и 3 ступеней, преподавателей лицеев, гимназий, колледжей;
- интеграция магистратуры университета с ИПКРО для повышения научно-педагогической квалификации педагогов.
Индивидуально-творческая подготовка педагогических кадров разных специальностей и квалификаций.
Особенность педагогической профессии состоит в том, что в ее содержании теоретическая подготовка по выбранной отрасли знания, профессионально-практическая подготовка и психологическая готовность к педагогической деятельности составляют примерно одинаковые доли. Специфика педагогического труда - зависимость его результатов от личности учителя, воспитателя, от его индивидуальных возможностей.
Основной задачей подготовки педагога является формирование и развитие его творческой индивидуальности. Личностно-ориентированная модель подготовки педагогических кадров направлена на развитие профессионально важных качеств педагогов. Процесс профессионального становления студентов пройдет через логически взаимосвязанные этапы: предметной ориентировки - усвоение госстандартов учебных дисциплин - осознание гуманистической направленности профессиональной деятельности - выбор индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Подготовка таких кадров возможна при ее индивидуализации в рамках специализированного учебного заведения. Будущий специалист в области образования с первых дней обучения в вузе должен целенаправленно готовить себя к профессии педагога. И он может развивать в себе профессиональные качества, лишь повседневно находясь в атмосфере и ситуациях педагогической деятельности, как бы «питаясь» духом этой профессии постоянно.
Таковы принципиальные концептуальные позиции модернизации подготовки педагогических кадров в республике.
Библиографическая ссылка
Данилов Д.А. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 1. – С. 89-90;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9385 (дата обращения: 23.11.2024).