Эффективность решения задач, стоящих перед современной системой образования, обеспечивается инновационной компетентностью педагогических коллективов образовательных учреждений.
Учеными (Е.С. Заир-Бек, A.M. Моисеев, A.M. Новиков, О.Г. Прикот, В.Е. Родионов, В.И. Слободчиков, А.П. Тряпицына, И.Д. Чечель и др.) в качестве культурной формы инновационных процессов предлагается рассматривать проектирование, выступающее в качестве деятельности, в рамках которой реализуется грамотное педагогическое новаторство. Такая деятельность сводит к минимуму разрушительные действия непродуманных, необоснованных реформ в сфере образования разного уровня.
Культура проектирования имеет давнюю традицию и является одной из глобальных технологий современного мира. Как любой технологии, ей присущи такие характеристики, как концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Это дает основание выдвинуть предположение о том, что при определенных условиях проектирование может быть освоено педагогами и гарантирует положительный результат развития образовательной системы в соответствии с современными ценностями, целями образования и стратегией общего развития.
На уровне образовательного учреждения одним из таких условий, с нашей точки зрения, является система научно-методического сопровождения самих преподавателей, под которой понимается объединение в единое целое компонентов, способствующих развитию профессиональной компетентности педагогических кадров по осуществлению инновационной деятельности (проектной компетентности).
Методологическими основаниями данной системы выступают выделяемые в науке подходы к управлению развитием образовательных систем (В.Г. Афанасьев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.): системный, синергетический, деятельностный, культурологический, ситуационный, рефлексивный и др. Требования названных подходов и содержание проектной деятельности в образовании позволяют разработать модель системы научно-методического сопровождения преподавателя (НМС) в образовательном учреждении, которая выглядит следующим образом (рис. 1).
Теоретико-методологический блок НМС определяет цель ее создания, функции, раскрывает исходные теоретические положения.
В психолого-педагогическом блоке происходит конкретизация исходных теоретических позиций в психолого-педагогические принципы построения НМС, раскрывается содержание научно-методического сопровождения, описываются его процесс и результативность.
Рис. 1. Научно-методическое сопровождение преподавания
Охарактеризуем каждый из данных блоков в отдельности.
Теоретико-методологический блок Цель научно-методического сопровождения: создание условий для становления преподавателя как субъекта проектной деятельности.
Функции научно-методического сопровождения:
- по отношению к образовательному учреждению: кадровое обеспечение развития образовательного учреждения, подготовка педагогических кадров к разработке и реализации - концепции развития образовательного учреждения (формирование профессионально-позиционно-деятельностной общности педагогов);
- по отношению к педагогам: создание условий для профессионального и личностного саморазвития, самореализации каждого;
- по отношению к студентам: создание условий для становления целостного человека, обретение им образа человеческого в пространстве культуры и во времени истории.
Основные идеи научно-методического сопровождения:
- НМС является механизмом реализации стратегии развития образовательного учреждения в соответствии с современными целями, ценностями образования и стратегией его развития;
- НМС основывается на понимании того, что сложноорганизованным системам, каковой является коллектив преподавателей, нельзя насильственно навязывать путь развития. Внешними действиями можно препятствовать или способствовать собственным тенденциям развития системы;
- идеей НМС является идея гуманизации, направленная на развитие активно-творческих возможностей преподавателя, его интеллектуальной и нравственной свободы.
При этом преподаватель выступает субъектом педагогической деятельности, ответственным за результаты деятельности образовательного учреждения, заинтересованным в повышении качества образовательного процесса и ориентированным на решение конкретных задач в данном аспекте.
Преподаватель как ключевая фигура преобразования образовательного процесса должен обладать всеми необходимыми для развития образовательной системы качествами: воображением, изобретательностью и креативностью. Основная роль научно-методического сопровождения состоит в том, чтобы оказать педагогу определенную помощь в развитии его потенциальных способностей и их применении для решения задач развития образовательного процесса в вузе.
Для этого необходима специальная организация научно-методического сопровождения, основывающаяся на:
1) понимании структуры педагогического труда, компоненты которой, вступая в сложные диалектические отношения, являются то средством, то результатом развития друг друга;
2) субъективном опыте преподавателей;
3) внутренней структуре проектной деятельности, представляющей собой интеграцию различных видов деятельности;
4) проблемах развития образовательного процесса в высшей школе;
5) необходимости формирования «коллективного субъекта» деятельности.
Психолого-педагогический блок В его основе лежат принципы построения научно-методического сопровождения:
- двойного соответствия (НМС должно соответствовать социальным потребностям в развитии образовательной системы высшей школы, а также внутренним закономерностям профессионального и личностного развития педагогов);
- сотрудничества (необходимо достижение педагогами взаимного согласия в понимании целей совместной деятельности и путей их достижения на каждом этапе НМС);
- активно-деятельностного развития педагога (ориентация всей системы НМС на развитие проектного стиля мышления педагога, широкой научной эрудиции; обеспечение тесной связи с профессиональной деятельностью);
- проблемно-креативный (использование разнообразных ситуаций, развивающих креативность, коммуникативность педагогов);
- овладения культурой (развития способности педагога ориентироваться в окружающем мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и ожиданиями других людей, социальных групп, общества в целом);
- психологической комфортности (создание раскованной, эмоциональной, стимулирующей творческую активность атмосферы);
- адресности (организация адресной помощи педагогам по решению индивидуальных проблем в проектной деятельности).
Содержание НМС ориентировано на развитие проектных умений преподавателей: решение преподавателем определенного вида задачи (педагог включается в процесс решения задачи, если она принята им на личностном уровне (имеет личностный смысл); проектирование (педагог осваивает проектирование как способ познания и как практическую деятельность). При этом происходит ломка прежней системы ценностей, знаний и умений педагога и создание новой.
В связи со сказанным можно выделить несколько содержательных линий научно-методического сопровождения.
1. Диагностический компонент, ориентированный на определение изменений уровня готовности преподавателей к проектной деятельности.
2. Ценностно-смысловой компонент, предполагающий организацию осмысления педагогами ценностей и целей современного образования и педагогической деятельности, выстраивание системы представлений педагога о современном обществе, о человеке этого общества, о познании мира человеком;
3. Когнитивный компонент, требующий актуализации знаний по психологии и педагогике, которые становятся основой для моделирования изменений педагогической действительности. Кроме того, требуются специальные знания по методологии проектирования, обеспечивающие выполнение определенных видов деятельности в проектировании. Несомненно, необходимы также знания по личностному и профессиональному саморазвитию.
4. Технологический компонент. Заключается в сопровождении создания проектов и их реализации группами преподавателей или индивидуально в зависимости от стартового уровня готовности к проектной деятельности. Необходимо заметить, что каждый этап проектирования выступает как задача определенного рода, при решении которой у преподавателей могут возникать трудности. Помощь в их преодолении и есть содержание сопровождения в данном компоненте.
5. Социальный компонент. Важным является аспект сопровождения, связанный с формированием «коллективного субъекта» проектирования. В этой связи на каждом этапе проектирования мы выделяем вопросы, которые должны быть согласованы преподавателями:
- цели, ценности современного высшего образования, закономерности образовательного процесса и педагогической деятельности; поставленные педагогами проблемы;
- инновационные идеи и их реализуемость на практике;
- технологическое обеспечение реализации моделей на практике, «обмена деятельностями и их смыслами»;
- эффективность реализованных идей и моделей, принятие решений о дальнейшей судьбе реализованных проектов.
Данные вопросы проектирования требуют коллективного обсуждения, которое должно завершаться принятием согласованного решения (табл. 1).
Таблица 1. Коллективная проектная деятельность
Этапы НМС и их цели |
Процесс НМС Задачи НМС |
Формы НМС, способы включения педагогов в проектную деятельность |
1. Стадия актуализации проблем развития педагогической деятельности Цель: Самостоятельное выделение преподавателями педагогических проблем 2. Стадия моделирования решения педагогических проблем Цель: Самостоятельное моделирование педагогами инновационных преобразований образовательной практики 3. Стадия технологической подготовки и реализации инновационного педагогического проекта Цель: самостоятельное конструирование педагогами образовательной практики на основе инновационной модели педагогической деятельности и современного технологического обеспечения образовательного процесса 4. Педагогический самоанализ хода и результатов решения педагогической проблемы. Цель: принятие педагогами решения о дальнейшем применении инновационного проекта и будущих направлениях проектной деятельности в педагогическом коллективе. |
- самоопределение преподавателей относительно ценностей и целей современного образовательного процесса, стратегии развития образования; - освоение преподавателями основных положений теории педагогической диагностики, технологии проблемно-ориентированного анализа; - приобретение преподавателями опыта постановки проектной задачи (педагогической проблемы); - самоопределение относительно инновационного подхода к педагогической деятельности; - актуализация знаний преподавателей о сущности и закономерностях образовательного процесса и педагогической деятельности; - освоение преподавателями моделирования как способа познания и преобразования педагогической деятельности; - самоопределение преподавателей в отношении технологического подхода в образовании; - овладение современными педагогическими технологиями; - приобретение опыта конструирования образовательного процесса на основе инновационной модели педагогической деятельности и современных педагогических технологий; - оценка личностных и профессиональных изменений в проекте; - освоение технологии итогового анализа и обобщения опыта деятельности в проекте. |
тренинги личностного роста; мастерские ценностных ориентаций, дискуссии; работа групп по оформлению критериев и показателей качества образовательного процесса; самоанализ занятий; экспертиза занятий; проведение дополнительных исследований по качеству результатов образовательного процесса и удовлетворенности качеством образовательных услуг; текстовое оформление проектной задачи в группе или индивидуально; педагогические чтения; решение ситуационных задач; ситуации моделирования сложившегося опыта педагогической деятельности; ситуации моделирования инновационной педагогической деятельности; коллективное оформление критериев качества педагогической деятельности; разработка в группах или индивидуально программы реализации инновационной модели в заданных условиях и критериев ее эффективности; работа групп по подбору педагогических технологий для решения программных задач; разработке программы диагностики исследования эффективности инновационного проекта; ситуации моделирования «инновационного поведения» преподавателя; проектирование занятий и их проведение; самоанализ занятий; экспертиза занятий; коррекция замысла и модели педагогической деятельности, технологического обеспечения, поведения педагога на основе анализа; создание каждым педагогом методической папки по ходу реализации проекта; презентации педагогами хода и результатов инновационного проекта (конференция; методическая декада; выставка «методических материалов»; публикации); рефлексия личностных и деятельностных изменений в преподавателях. |
Результаты НМС развития проектных умений преподавателей.
Проектные умения преподавателей представляются тремя компонентами, характеризующими:
1) профессиональное развитие педагогов;
2) активность и результативность деятельности педагогов по преобразованию образовательного процесса;
3) развитие педагогического коллектива.
Предполагаемая система является открытой в том смысле, что допускает возможность совершенствования. Вместе с тем она, по нашему мнению, позволяет представить структуру, содержание и процесс осуществления научно-методического сопровождения развития проектных умений в образовательном учреждении и является основой для разработки конкретной системы деятельности научно-методических служб образовательных учреждений.
Библиографическая ссылка
Горовая В.И., Петрова Н.Ф. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 2. – С. 35-40;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9418 (дата обращения: 10.12.2024).