Многолетние исследования систем подготовки яхтсменов (О.А. Ильин, 1979-2000; К.Г. Томилин 1988-2003 и др.) выявили неспособность многих специалистов из области физической культуры и спорта, выйти за рамки привычных стереотипов, проявить творчество и элементарные научные способности.
Исследование творческих приёмов и ведущих способностей тренеров Юга России по игровым видам спорта (n=50), акробатике и гимнастике (n=39), единоборствам (n=30) и парусному спорту (n=67) выявили отсутствие корреляционной связи между стажем профессиональной деятельности и практически большинством профессионально-значимых качеств и способностей специалистов (К.Г. Томилин с соавт. 1997-1999).
Для дальнейшего успешного развития физической культуры и спорта в регионе, с учетом проведения в Сочи олимпийских Игр-2014 года, необходимо развертывание продуманной системы непрерывной подготовки и переподготовки тренерских кадров, с акцентом на психолого-педагогический раздел работы с детьми и отдыхающими.
В исследованиях отмечена взаимосвязь типологии личности (по К. Юнгу) с профессионально-значимыми для курорта качествами специалистов: для тренеров интуитивного типа, наблюдалась положительная корреляционная связь с творчеством, разносторонностью, операторскими способностями, интеллектом (r=0,240-0,479; p<0,1-0,001), при слабой уверенности в себе, неумении руководить людьми и умения добиваться задуманного, низкой устойчивости к стрессу и самоконтроле (r= -0,251-0,307; p<0,1-0,05) и т. д. Специалисты мыслительного типа (по данным анкетирования в данной выборке), характеризовались положительно самоконтролем, честностью, исполнительностью (r=0,241-0,401; p<0,1-0,001); сенсорного - уверенностью в себе (r=0,281; p<0,05). Для тренеров эмоционального типа имелась корреляционная связь (r=0,386; p<0,001) с чувствительностью и наблюдательностью, а также тенденция, с отрицательным знаком (r= -0,237; p<0,1), с самостоятельностью.
На факультете физической культуры СГУТиКД разрабатывалась и апробировалась встроенная в учебный процесс система научной подготовки студентов (с первых дней обучения в университете), включающая: 1. проблемные лекции и практические занятия с проведением измерений физических качеств, текущего функционального состояния организма и т. д. (1-й семестр); 2. занятия по интересам в группах повышения спортивно-педагогического мастерства, составление рефератов (1-2 курсы); 3. написание курсовых по физиологии и ТМФК с экспериментальными данными собранными студентами самостоятельно (3 курс); 4. курсовая по специализации с обработанными данными поискового эксперимента на лыжных сборах и походах (4 курс); 5. многомесячная летняя практика со сбором материала для НИРС (4-5 курсы); 6. обработка и анализ статистического материала (9 семестр); 7. подготовка выпускной квалификационной работы к защите по повышенным требованиям: оформление акта внедрения УИРС в практику (табл. 1), публикации материала в трудах научных конференций (включая международных).
Таблица 1. Внедрение разработок НИР преподавателей и студентов факультета физической культуры СГУТиКД в практику
Учреждения г. Сочи, где внедрялись разработки преподавателей и студентов факультета физической культуры СГУТиКД |
Количество актов внедрения |
Кафедры СГУТиКД |
18 |
ДСШ, СДЮШОР, ШВСМ |
31 |
Санатории города |
60 |
Коммерческие фирмы |
42 |
Организации регионального управления |
10 |
На ежегодной студенческой научной конференции факультета (со 100% охватом обучающихся старших курсов) заслушивались: 5-7 минутные сообщения студентов 1-2 курсов по анализу рефератов или своей спортивной деятельности; публичные защиты курсовых по ТИМФК и по специализации; доклады по материалам выпускных квалификационных работ. Где 60% студентов 5-го курса очной и заочной формы обучения выставлялись на Всероссийские и международные конференции; 30% делали публикации.
Студенты, проявившие себя в научной работе на протяжении ряда лет, получали направление в аспирантуру и приглашались на преподавательскую деятельность.
Библиографическая ссылка
Томилин К.Г., Буяк Г.А. РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА В УНИВЕРСИТЕТЕ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 3. – С. 97-98;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9612 (дата обращения: 03.12.2024).