Мы решили более углубленно подойти к изучению причин снижения зрения у школьников с различной двигательной активностью.
С этой целью для профосмотров были выбраны школы, которые имели различный территориальный статус. Одна из школ (№1) располагалась на окраине города, в частном секторе (в дальнейшем мы условно будем называть ее сельской),две другие (№ 2 и № 3) находились в близлежащем микрорайоне и считались сугубо городскими. Во всех исследованных школах классы были стандартные, оснащенные правильно подобранной школьной мебелью, требования, предъявляемые к освещению, отоплению и воздухообмену выполнялись неукоснительно. Таким образом, можно сказать, что в наших исследованиях исключалось влияние отклонений от нормы гигиенических условий нахождения ребенка в школе.
Для профосмотров школьников специалисты клиники лазерной коррекции зрения использовали авторефрактометр Nidek-700, обратный офтальмоскоп для скиаскопии, автоматический проектор знаков фирмы Nidek, набор линз для определения субъективной рефракции, производили осмотр глазного дна с узким зрачком.
Всего нами было обследовано 2033 школьника, из них 588 человек учатся в школе №1, 429 чел. и 1016 чел., в школах №2 и №3 соответственно.
Различная патология зрения обнаружена в школе №1 в 22,6% случаев, в то время как в школах №2 и №3 в 31 и 28% случаев соответственно. Миопия начальной и средней стадии обоих глаз наблюдалась в школе №1 в 13% случаев, в школах №2 и №3- 19,1 и 19,8% случаев. Аналогичная закономерность прослеживается и в случаях с начальной и средней стадией миопии одного глаза. Что касается остальной глазной патологии, т. е. исключая близорукость, то данные не являются статистически достоверными.
Полученные результаты указывают на большую частоту возникновения миопии по сравнению с исследованиями Э. С. Аветисова (1963), М. М. Саволюка (1965), Н. С. Кисляка (1988) и других авторов, у которых цифры частоты близорукости в те годы составляли порядка 8,1-8,3%. Что же касается ´´омоложения´´ близорукости и нарастанием ее цифр в зависимости от класса обучения, то никакой закономерности выявить не удалось.
Диагноз миопии высшей стадии одного или обоих глаз ни в одной обследуемой школе выставлен не был.
Профилактика заболеваний органа зрения у детей не должна носить формальный характер, быть действенной, конкретной, доступной и понятной, с обязательным участием в ней не только врачей, но и родителей детей и школьных учителей. Кроме всего прочего, в связи с увеличением числа близоруких детей, требуется обратить самое пристальное внимание на образ жизни школьников, так как именно там можно найти одну из причин слабости органа зрения.
Двигательная нагрузка в школах сельской местности значительно больше, чем в городских. Это обусловлено и наличием приусадебного хозяйства, печного отопления, отсутствием центрального водоснабжения, природного газа. Большая протяженность пешеходных трасс, которые постоянно приходится освобождать от снега.
Микроклимат в сельской местности выигрывает перед загазованным воздухом города (близость Волги, лес, отсутствие потока автомашин, производств). Дети много времени проводят в подвижных играх на воздухе. Отсутствие кинотеатров, клубов, дискотек (прошу не считать это достижением!) опять же приводит к увеличению времени пребывания на свежем воздухе.
Нагрузки в городских школах при одной и той же программе обучения несравненно выше, нежели в сельских. Если на селе дети занимаются в одну смену, то в городе чаще всего в две, когда в классе приходится включать искусственное освещение. К тому же в городских школах нельзя не учитывать роль факультативов, так распространенных в наше время. Текущее репетиторство, подготовка в ВУЗ, сдача ЕГЭ- всё есть звенья одной цепи, приковывающей школьников к стулу и заставляющей тратить на самоподготовку все свободное от занятий в школе время.
Таким образом, в наших исследованиях доказано влияние двигательной активности школьников на развитие у них близорукости, что должно самым серьезным образом отразиться при составлении методических пособий по предупреждению этого заболевания.
Библиографическая ссылка
Исаханов А.Л. ГИГИЕНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 3. – С. 43-43;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9870 (дата обращения: 22.11.2024).