Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

THE MAIN DIRECTIONS OF INTERNATIONAL EXPERIENCE OF CREATION AND FUNCTIONING OF FREE ECONOMIC ZONES ON THE EXAMPLE OF SEZ CHINA

Tolkunova S.G. 1 Pukhova A.G. 2 Grishakova S.V. 2 Gorshkova I.A. 2
1 Moscow State Pedagogical University
2 Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin
The authors analyzed the world experience of creation and functioning of free economic zones (FEZ). The study found that the world experience of creation and functioning of FEZ is vast and differs considerable geographical, legal, organizational and economic diversity. Creating SEZ allows any country to modernize its economy, right up to its transformation from a closed to open. At the same time modernizing the impact zone on the national economy is manifested not only through the direct economic, but also through demonstration and training effects. The paper examines the experience of creating a free economic zone in China. This experience is important for Russia, because of the partial similarity of the social, political and economic conditions in the transition to a market economy. In the formation of China’s SEZ marked several milestones in each of which formed a special type of zone. Despite the significant positive economic performance of the SEZ in China, the article discussed a number of problems of their functioning. The authors concluded that the main areas of the world experience in the development and functioning of SEZ in China is very important for Russia.
free economic zone
special economic zone
«open ports»
zones economic and technological development
the «border belt»
subzone

Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон (СЭЗ) обширен и отличается значительным географическим, правовым и организационно-экономическим разнообразием. Потенциально создание СЭЗ позволяет любой стране ставить перед собой несколько общестратегических задач:

– модернизировать свою экономику, вплоть до трансформации её из закрытой в открытую. При этом модернизирующее воздействие зоны на национальную экономику проявляется не только через прямые экономические, но и через демонстрационные и обучающие эффекты. Они связаны с присутствием в зоне иностранного фактора, точнее говоря – с распространением инновационных элементов организационной культуры зоны (в сфере труда, быта, управления и технологий) за её пределы (через прессу, личные и межфирменные контакты). Именно этими косвенными эффектами объясняется желание многих стран организовать зоны даже тогда, когда по экономическим расчётам они выглядят менее прибыльными, чем другие типы инвестиционных проектов в области развития производства;

– экспериментировать с теми экономико-политическими механизмами, которые являются новацией для страны и ранее не использовались.

Однако при решении данных стратегических задач конкретные цели, которые ставят перед собой государства, создавая СЭЗ, могут быть различными. Одни государства пытаются решать с помощью зон проблемы конкретных регионов, связанные с реальной или ожидаемой безработицей, низким уровнем социально-экономического развития, защитой интересов отечественных производителей и потребителей. В других странах СЭЗ используются в качестве эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Но чаще всего исповедуются обе цели, так как, несмотря на их различия, очевидно, что они имеют много общего. В частности, для достижения обеих целей используются одни и те же механизмы: экономические, социальные и научно-технические.

Экономические механизмы:

– привлечение иностранного и национального капитала, благодаря специальным льготным экономическим режимам, стабильной законодательной базе и упрощению организационных процедур;

– использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма производства;

– ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;

– рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов [4].

Мировой опыт показал, что прямые иностранные инвестиции, по сравнению с другими формами импорта капитала, имеют ряд преимуществ:

1) они служат источником капитала для вложения в производство товаров и услуг, а также технологий, ноу-хау, передовых методов управления;

2) в отличие от займов и кредитов прямые инвестиции не увеличивают внешний долг, а, напротив, способствуют получению средств для его погашения.

Социальные механизмы:

– ускорение развития отсталых регионов за счёт концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;

– повышение занятости населения, борьба с безработицей;

– создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счёт внедрения мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;

– удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.

Научно-технические механизмы:

– привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;

– ускорение инновационных и внедренческих процессов;

– привлечение зарубежных учёных и специалистов;

– повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры территорий.

В определенной мере создание СЭЗ можно рассматривать как географическое проявление всемирного процесса трансферта технологий и миграции производства и, как следствие, – широкого вовлечения в современное производство все большего количества стран.

Определение целей создания СЭЗ в свою очередь требует анализа предпосылок, играющих связующую роль между условиями и факторами их формирования. Анализ мирового опыта свидетельствует о том, что набор предпосылок создания СЭЗ, так же достаточно стандартен, как и перечень целей их создания.

Весь набор предпосылок можно подразделить на две большие группы.

1. Предпосылки общего характера:

– политическая стабильность в стране и в тех регионах, где создаются СЭЗ;

– нормативно-правовые, определяющие экономические, социальные, административно-управленческие, финансово-налоговые и др. права СЭЗ;

– организационные (конкретные бизнес-планы, целевые программы и пр.); наличие (или создание) эффективной структуры административного управления СЭЗ, способность руководителей территории овладеть новой культурой управления;

– финансовые (объемы и сроки отечественных целевых инвестиций и т.п.);

– потенциальная емкость рынка [4].

Данная группа предпосылок обычно формируется на стадиях принятия решения о создании СЭЗ и её становлении при условии, конечно, что создание СЭЗ предусмотрено действующим законодательством.

Предпосылки регионального характера:

– выгодное географическое положение региона – один из важнейших факторов, по которому производится отбор территорий для создания СЭЗ. Оно прежде всего определяет географическую близость и удобство доступа к международным и внутренним рынкам товара и капитала, наличие сложившихся каналов связи с ними;

– наличие благоприятных природных условий не имеет решающего значения при формировании СЭЗ, но довольно существенно влияет на инвестиционную стоимость проекта за счет возможного удорожания строительства. Особую роль в данной подгруппе предпосылок играет фактор наличия и размеров свободных территорий;

– параметры природно-ресурсного потенциала особенно значимы при формировании зон ресурсного и экспортно-производственного характера;

– человеческий потенциал: общее число и качество трудовых ресурсов, наличие кадров, подготовленных для работы в будущих отраслях специализации СЭЗ;

– накопленный экономический потенциал, включая наличие предприятий, действующих в отраслях специализации зоны: базовых объектов деловой, транспортной, телекоммуникационной, производственной, инженерной и социальной инфраструктуры; наличие строительной базы;

– уровень «ноу-хау»: наличие на конкретной территории практического опыта осуществления внешнеэкономической деятельности – опыта экспорта и импорта товаров, услуг и капитала, совместной хозяйственной и инвестиционной деятельности.

В данной группе предпосылок отчетливо выделяются те, которые как бы реализованы самой природой (многие аспекты географического положения, природно-ресурсные и пр.). То есть они заведомо имеют опережающий характер, становясь важнейшими факторами формирования СЭЗ. Однако в большинстве случаев региональные предпосылки создания СЭЗ формируются человеком и весьма капиталоёмки, а поэтому наличие их опережающих «заделов» – важнейший стимул для привлечения инвесторов.

Создавая СЭЗ, многие страны испытали ряд трудностей. Одни из них были связаны с необходимостью значительных первоначальных капиталовложений в развитие инфраструктуры СЭЗ, что усиливало нагрузку на государственный и региональный бюджеты. Другие возникли в результате переоценки потенциальной заинтересованности зарубежных инвесторов в сотрудничестве с СЭЗ. Нельзя не обратить внимание и на такой момент: льготные условия функционирования капитала в СЭЗ, рост иностранных инвестиций привели к оттоку в зоны ресурсов из других регионов страны, что, в свою очередь, усиливало в других регионах несбалансированность экономики [6].

СЭЗ достигают высокой эффективности, благодаря огромному вкладу иностранных инвестиций, открытости для иностранного капитала. Интерес иностранных инвесторов к СЭЗ объясним существенными льготами, к которым можно отнести следующие: налоговые льготы; доступ к национальному и региональным рынкам; обеспечение более низких производительных затрат, в том числе за счёт более дешёвой рабочей силы; возможность финансирования по сниженным процентным ставкам; право собственности на землю.

В результате вся национальная экономика и отдельные регионы могут:

– более рационально использовать природные ресурсы;

– получать новые технологии, в том числе самые современные;

– развивать торгово-экспортные операции и экспортно-товарные производства;

– структурно перестраивать свое хозяйство;

– повышать занятость населения и снижать уровень безработицы;

– увеличивать благосостояние населения, насыщать государственный рынок высококачественными товарами;

– создавать благоприятные условия для международного кредитования, получения новых источников финансирования;

– осуществлять подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров.

Россия имеет чрезвычайно пеструю региональную палитру. Субъекты Российской Федерации существенно различаются не только по размерам территории и географическому положению. Различны природно-ресурсный и экономический потенциалы, а самое главное – российские регионы находятся на разных стадиях социально-экономического развития [5]. В этой связи весьма актуален не столько генерализированный анализ мирового опыта в целом, сколько оценка его специфики в области создания и функционирования СЭЗ в различных, географически смежных с Россией странах мира [3].

Особый интерес создания и функционирования СЭЗ представляет опыт организации зон в Китае. Этот опыт важен для России в силу частичной схожести социальных, политических и экономических условий при переходе к рынку. В частности, общими чертами являются выгоды ЭГП, относительно дешевая рабочая сила, богатые природные ресурсы, обширный рынок [2]. Однако не менее существенны и различия. Главное из них – источники иностранного капитала. Основными первичными инвесторами в Китае были эмигрировавшие в прошлом китайцы (хуацяо), проживающие в Сингапуре, Тайване, Гонконге, Макао и других странах Азии. Вплоть до начала 1990-х гг. около 80 % всех поступлений иностранного капитала приходилось на Гонконг, Аомынь, Сингапур и Тайвань [1].

В формировании СЭЗ Китая можно выделить несколько основных этапов, в рамках каждого из которых формировались зоны особого типа.

На первом этапе были созданы первые специальные экономические зоны в провинциях Гуандун (Шеньчжень, Чжухай и Шаньтоу) и Фуцзянь (Сямынь). Территориально они были разномасштабными: размер их территории колебался от 15 кв. км до 52 тыс. кв. км. Территории, выбранные для СЭЗ, были преимущественно сельскохозяйственными, поэтому создание СЭЗ в значительной мере меняло вектор их социально-экономического развития: здесь заново создавались городские поселения и разнообразные предприятия обрабатывающей промышленности. То есть СЭЗ сыграли роль локомотива развития территорий, находящихся на аграрной и аграрно-индустриальной стадиях развития.

Второй этап (с начала 1980-х гг.) был связан с созданием нового типа специальных экономических зон – «открытых портов». Под этот статус попали 14 приморских городов, в которых проживает 8 % населения страны и производится 20 % ВВП Китая. Если СЭЗ – это всегда анклавы, то приморские открытые города – относительно открытые для иностранных инвестиций регионы, где анклавные СЭЗ выступают, по отношению к ним в виде субзон. Основная функция приморских открытых городов – оказывать непосредственное воздействие на развитие обслуживаемых ими внутренних регионов в глубинке страны. За период с конца 1980-х по конец 1990-х гг. объем экспортных продаж в приморских открытых городах увеличился почти в 2 раза, а производство на внешний рынок составило 1/3 выпускаемой продукции.

Третий этап характеризуется созданием на территориях портовых городов зон технико-экономического развития (ЗТЭР), которые можно рассматривать как своего рода субзоны. Их главная задача – стимулирование научно-технического прогресса, развитие современной промышленности на основе импорта передовой техники, технологии, технических знаний и передового опыта.

Важнейшей географически значимой особенностью третьего этапа стало формирование крупных территориальных образований – «поясов» СЭЗ. На сегодняшний день уже сформировался «восточный приграничный пояс», включающий в себя восточные приморские районы (территория 320 тыс. кв. км с населением 200 млн чел.). Эти районы отличаются выгодным географическим положением и избытком рабочей силы. Здесь функционируют СЭЗ разных типов и разной степени открытости.

С 1992 г. создается «северный приграничный пояс», который распространяет режим СЭЗ на приграничные с Россией и Монголией северо-восточные регионы. Здесь отдельным городам предоставлен благоприятный режим, аналогичный режиму приморских открытых городов. И, наконец, одновременно формируются «приграничные пояса» на границе со странами Центральной и Юго-Восточной Азии.

Несмотря на значительные позитивные экономические результаты деятельности СЭЗ в Китае их функционированию присущ ряд проблем:

1) в зонах не наблюдалось массового притока передовых технологий, так как инвестировались в основном краткосрочные проекты (не требующие создания серьезного производства); невысокий уровень притока технологий был связан и с ограничением их экспорта из промышленно развитых стран;

2) СЭЗ не стали полноценным связующим звеном между национальной промышленностью и иностранными технологиями, так как все компоненты производства, начиная от оборудования и кончая сырьем, импортировались. Таким образом, в СЭЗ Китая не создавались производства с законченным циклом, а выносились лишь отдельные трудоемкие процессы производства;

3) по мере экономического роста в зонах ощущалась нехватка сырья, электроэнергии, мощностей по переработке полуфабрикатов. Это ставило экономику Китая в жёсткую зависимость от стран, поставляющих необходимые комплектующие детали;

4) ни одна зона не стала чисто экспортоориентированной (их удельный вес экспорта в общем объёме продукции СЭЗ не достиг нормативного показателя – 60 %).

Основные направления опыта в области создания и функционирования СЭЗ Китая очень важны для России. Они показали, что:

– по мере развития хозяйства и ослабления кризисной ситуации в экономике, изменяется структура и тип СЭЗ: от простой к сложной, от торгово-складской к научно-производственной, от небольшой по численности занятых до значительной;

– возникновение СЭЗ, как правило, связано с обострением разнообразных экономических проблем (на уровне отдельного центра, района, страны) и вовлечением страны в международный рынок;

– территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи.