Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Метелица Н.Т. 1
1 ЧОУ ВО ЮИМ Южный институт менеджмента Краснодар
В статье рассмотрены основные методы и средства преподавания учебных дисциплин применяемых в образовательной организации, а также даны рекомендации по обеспечению нового подхода к изучению дисциплин и привитию прогрессивной информационной культуры с применением новых информационных технологий. В работе приведены алгоритмы работы обеспечения учебного взаимодействия преподавателя и обучающегося средствами Интернет-сервисов google.
Интернет-сервис google
электронное обучение
электронная система управления корпоративным информационным контентом (ЕСМ)
1. Федеральный закон об образовании в российской федерации от 29. 12. 12 №273; Приказ Минобрнауки от 30.07.14 № 898 о Госстандартах
2. Андриков Д. Эволюция частных облаков. Ж. «Открытые системы», № 04, 2012.
3. Панюкова С.В., Гостин А.М., Кулиева Г. Создание веб-портфолио студента / Методические рекомендации: учеб. пособие. Рязань: «Рязанский государственный радиотехнический университет», 2013 г. 22 с.
4. Бурняшов Б.А. Обеспечение учебного взаимодействия преподавателя и студента при помощи интернет - приложений Google. Учебно-методическое пособие. Краснодар: ЮИМ, 2010. 68 с.
5. Метелица Н.Т. Инновационные методы и средства оценки качества образования.
6. Сборник статей научно-методической конференции. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2014. 162 с.
7. Бурняшов Б.А. «Электронное портфолио студента Южного института менеджмента». Сборник статей: Образовательный процесс в современной высшей школе: инновационные технологии обучения. Под редакцией Шульгатого Л.П., Хашевой З.М., Фомиченко Н.Г. Краснодар: Издательство ЮИМ,  2014. С. 22-28.
8. Клочко Е.Н.Методология исследования систем управления. Сборник научных трудов «Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона». Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2013. С. 104-107.
9. Клочко Е.Н., Мешкова Ю.О. Виртуальные услуги в экономике сервиса: понятие, специфические особенности // Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. № 4. С. 21-25.
10. Метелица Н.Т научно-методическое сопровождение учебного процесса на основе двухуровневой системы обучения. Материалы научно-методической конференции ППС ЮИМ. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2012. 90 с.
11. portfolio. Официальный сайт социальной сети. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://4portfolio.ru/ Google в помощь. Как просто и интересно проводить корпоративное обучение. Пост от 25.10.2012 г. на сайте Хабрахаб. Ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/160193/

Современный этап экономической жизни общества характеризуется принципиально новыми методами системы управления в различных сферах деятельности, важнейшей составляющей которых является информатизация. Эволюционное развитие информационных технологий выдвигают новые требования к подготовке специалистов способных применять новые формы и современные технологические методы работы при обработке информации и принятия управленческих решений. На сегодняшний день работодатели ужесточают требования при подборе специалистов на рынке труда, в связи с чем, преподавателям предъявляются повышенные требования к обучающимся в части освоения преподаваемых дисциплин. Традиционная практика преподавания не обеспечивает в полном объеме решения поставленных вопросов, поэтому в программах преподавания предметов необходимо предусмотреть использование новых форм преподавания основанных на практическом использовании современных компьютерных технологий. Федеральными государственными нормативными актами [1] предусмотрена уровневая система подготовки, позволяющая выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями и быть востребованным на рынке труда. В связи с модернизацией образования, с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой [7-9]. На современном этапе, повышение роли образовательного процесса должно обеспечиваться за счет использования современных инновационных компьютерных технологий, которые потребуют изменения взаимодействия преподавателя и обучающегося. Нововведением в образовательном процессе является дистанционная форма обучения и электронное обучение. Электронное обучение обладает рядом преимуществ перед традиционной формой обучения [2-4]. Такая форма обучения позволяет осуществлять большую свободу доступа через Internet к электронным курсам, возможность получать образование без отрыва от работы, развивать свои навыки и знания в соответствии с современными, новейшими технологиями и стандартами. Электронное обучение имеет возможность определять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентами в процессе обучения. Поэтому для реализации потенциала возможностей необходимо создание электронных учебников, интерактивных курсов, а также свободного доступа к всевозможным электронным информационным ресурсам. На сегодняшний день концепция организации информационно-технологической инфраструктуры предприятий и организаций обеспечивается через предоставление (получение) удаленного динамического доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет. В целях упорядочивания и оптимизации использования информационно-технологических ресурсов образовательной организации, повышения эффективности управления корпоративным информационным контентом, рассматривается «Электронная система управления корпоративным информационным контентом (ЕСМ)» на базе Интернет-сервисов Google Apps for Education. Использовать корпоративные Интернет-сервисы возможно для контроля за выполнением должностных обязанностей, осуществления и обеспечения учебного процесса на основе внешних коммуникаций и электронного обучения [6].

Для функционирования такой системы необходимо создать рабочие сайты кафедр, доступные в Интернете, руководству образовательной организации и преподавателям соответствующей кафедры. Для упорядочивания и оптимизации использования информационно-технологических ресурсов, организации единого входа в информационное корпоративное пространство, а так же создания системы корпоративных Интернет-сервисов, формируются имена пользователей и адреса абонентов Интернет-сервисов. Работникам, относящимся к производственному и профессорско-преподавательскому составу, администратором присваиваются индивидуальные адреса корпоративной электронной почты. При этом обеспечивается персонифицированный доступ работников в корпоративный электронный почтовый сервис и поддержка в актуальном состоянии перечня пользователей корпоративного электронного почтового сервиса.

Применение ЕСМ обеспечивает новые формы учебного взаимодействия преподавателя и студента средствами Интернет-сервисов google. При реализации электронного обучения создаются рабочие сайты преподавателей и обучающихся с полным уровнем доступа. На сайте преподавателя размещаются: «Кейс-задачи», которые выбираются обучающимися для выполнения типичных профессиональных заданий, направленных на реальную профессионально-ориентированную ситуацию; деловые экспертные или ролевые игры и иные тренинги целью которых являются принятие решений приближенных к реальной проблемной ситуации.

На сайте обучающихся создается «Потфолио студента», в котором формируются все выполненные задания характеризующие усвоение учебного материала, контрольные работы, продукты самостоятельной работы, рефераты и другие виды работ, выполненных студентом за весь период обучения [5].

Средствами Интернет-сервисов google преподаватель и студент имеют возможность свободного общения в реальном режиме времени в результате, учитывая специфику преподаваемых дисциплин, преподаватель сам определяет качество подготовки обучающегося. Использование преподавателями элементов электронного обучения через предоставление (получение) удаленного динамического доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет позволит реализовать выполнение самостоятельных работ студентов и дистанционное обучение [10]. Основным показателем результата обучения должен являться – процесс практической деятельности, а критерием оценки будет служить правильность, точность, обоснованность своих действий при выборе и принятии управленческих решений.

Для текущего контроля успеваемости, освоения компетенций, а также оценки качества подготовки обучающихся, должны быть предусмотрены программы формирования компетенций и фонд оценочных средств. Одной из прогрессивных образовательных технологий оценки качества подготовки обучающихся, используемых в системе высшего образования, является бально-модульно технология. Эта технология включает два взаимосвязанных компонента – модульное обучение (на основе учебной программы модульного типа) и бальный контроль. В процессе бально-модульного обучения должно применяться широкое использование активных форм проведения занятий, обеспечиваться условия для самостоятельной работы студентов и осуществляться контроль за результатами учебной деятельности.

Внедрение инновационных методов и средства преподавания учебных дисциплин и электронного обучения в образовательной организации это реальная перспектива, направленная на подготовку профессиональных специалистов востребованных на современном рынке труда.


Библиографическая ссылка

Метелица Н.Т. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-3. – С. 273-273;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34584 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674