Современный этап экономической жизни общества характеризуется принципиально новыми методами системы управления в различных сферах деятельности, важнейшей составляющей которых является информатизация. Эволюционное развитие информационных технологий выдвигают новые требования к подготовке специалистов способных применять новые формы и современные технологические методы работы при обработке информации и принятия управленческих решений. На сегодняшний день работодатели ужесточают требования при подборе специалистов на рынке труда, в связи с чем, преподавателям предъявляются повышенные требования к обучающимся в части освоения преподаваемых дисциплин. Традиционная практика преподавания не обеспечивает в полном объеме решения поставленных вопросов, поэтому в программах преподавания предметов необходимо предусмотреть использование новых форм преподавания основанных на практическом использовании современных компьютерных технологий. Федеральными государственными нормативными актами [1] предусмотрена уровневая система подготовки, позволяющая выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями и быть востребованным на рынке труда. В связи с модернизацией образования, с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой [7-9]. На современном этапе, повышение роли образовательного процесса должно обеспечиваться за счет использования современных инновационных компьютерных технологий, которые потребуют изменения взаимодействия преподавателя и обучающегося. Нововведением в образовательном процессе является дистанционная форма обучения и электронное обучение. Электронное обучение обладает рядом преимуществ перед традиционной формой обучения [2-4]. Такая форма обучения позволяет осуществлять большую свободу доступа через Internet к электронным курсам, возможность получать образование без отрыва от работы, развивать свои навыки и знания в соответствии с современными, новейшими технологиями и стандартами. Электронное обучение имеет возможность определять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентами в процессе обучения. Поэтому для реализации потенциала возможностей необходимо создание электронных учебников, интерактивных курсов, а также свободного доступа к всевозможным электронным информационным ресурсам. На сегодняшний день концепция организации информационно-технологической инфраструктуры предприятий и организаций обеспечивается через предоставление (получение) удаленного динамического доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет. В целях упорядочивания и оптимизации использования информационно-технологических ресурсов образовательной организации, повышения эффективности управления корпоративным информационным контентом, рассматривается «Электронная система управления корпоративным информационным контентом (ЕСМ)» на базе Интернет-сервисов Google Apps for Education. Использовать корпоративные Интернет-сервисы возможно для контроля за выполнением должностных обязанностей, осуществления и обеспечения учебного процесса на основе внешних коммуникаций и электронного обучения [6].
Для функционирования такой системы необходимо создать рабочие сайты кафедр, доступные в Интернете, руководству образовательной организации и преподавателям соответствующей кафедры. Для упорядочивания и оптимизации использования информационно-технологических ресурсов, организации единого входа в информационное корпоративное пространство, а так же создания системы корпоративных Интернет-сервисов, формируются имена пользователей и адреса абонентов Интернет-сервисов. Работникам, относящимся к производственному и профессорско-преподавательскому составу, администратором присваиваются индивидуальные адреса корпоративной электронной почты. При этом обеспечивается персонифицированный доступ работников в корпоративный электронный почтовый сервис и поддержка в актуальном состоянии перечня пользователей корпоративного электронного почтового сервиса.
Применение ЕСМ обеспечивает новые формы учебного взаимодействия преподавателя и студента средствами Интернет-сервисов google. При реализации электронного обучения создаются рабочие сайты преподавателей и обучающихся с полным уровнем доступа. На сайте преподавателя размещаются: «Кейс-задачи», которые выбираются обучающимися для выполнения типичных профессиональных заданий, направленных на реальную профессионально-ориентированную ситуацию; деловые экспертные или ролевые игры и иные тренинги целью которых являются принятие решений приближенных к реальной проблемной ситуации.
На сайте обучающихся создается «Потфолио студента», в котором формируются все выполненные задания характеризующие усвоение учебного материала, контрольные работы, продукты самостоятельной работы, рефераты и другие виды работ, выполненных студентом за весь период обучения [5].
Средствами Интернет-сервисов google преподаватель и студент имеют возможность свободного общения в реальном режиме времени в результате, учитывая специфику преподаваемых дисциплин, преподаватель сам определяет качество подготовки обучающегося. Использование преподавателями элементов электронного обучения через предоставление (получение) удаленного динамического доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет позволит реализовать выполнение самостоятельных работ студентов и дистанционное обучение [10]. Основным показателем результата обучения должен являться – процесс практической деятельности, а критерием оценки будет служить правильность, точность, обоснованность своих действий при выборе и принятии управленческих решений.
Для текущего контроля успеваемости, освоения компетенций, а также оценки качества подготовки обучающихся, должны быть предусмотрены программы формирования компетенций и фонд оценочных средств. Одной из прогрессивных образовательных технологий оценки качества подготовки обучающихся, используемых в системе высшего образования, является бально-модульно технология. Эта технология включает два взаимосвязанных компонента – модульное обучение (на основе учебной программы модульного типа) и бальный контроль. В процессе бально-модульного обучения должно применяться широкое использование активных форм проведения занятий, обеспечиваться условия для самостоятельной работы студентов и осуществляться контроль за результатами учебной деятельности.
Внедрение инновационных методов и средства преподавания учебных дисциплин и электронного обучения в образовательной организации это реальная перспектива, направленная на подготовку профессиональных специалистов востребованных на современном рынке труда.
Библиографическая ссылка
Метелица Н.Т. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-3. – С. 273-273;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34584 (дата обращения: 28.03.2024).