Городские агломерации в условиях глобализации и экономической нестабильности в наибольшей мере сталкиваются с обострением конкуренции, кризисными явлениями и процессами. Проблемы социально-экономического развития многих российских агломераций обусловлены недостаточным учетом роли экологического фактора. Об этом свидетельствуют противоречия и конфликты между собственниками предприятий, органами местной власти, игнорирующими экологический императив в хозяйственной деятельности регионов, и экологическими интересами местного населения. Анализ и оценка особенностей и тенденций территориального развития городских агломераций России в рыночных условиях является предметом современных научно-прикладных исследований [1–3].
Цель исследования заключается в территориальном анализе и оценке изменений экологической ситуации и эффективности использования природоохранных затрат в агломерациях Башкирии и выявлении формирующихся тенденций в эколого-экономическом развитии.
Материалы и методы исследования
При выполнении исследования применены методы территориального, сравнительного и статистического анализа и метод балансовой оценки эколого-экономического развития агломераций Башкирии. Аналитическая база опирается на статистические данные Башкортостанстата и материалы ежегодных государственных докладов Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, характеризующие охрану природной среды в разрезе муниципальных образований, входящих в состав агломераций Башкирии, за период с 1990 по 2018 гг. [4; 5]. Использовались результаты новейших научных публикаций по исследуемой теме [6; 7].
Результаты исследования и их обсуждение
Уфимская агломерация – крупнейшая в Башкирии. Существует ряд факторов и условий, влияющих на экологическую ситуацию в Уфимской агломерации: высокая территориальная локализация промышленного производства (более 40 % всей продукции республики), высокая территориальная концентрация населения (до 37 %), высокая плотность населения (по агломерации 92 человека, по республике 28 человек), высокий уровень автомобилизации населения (534 автомобиля на 1000 человек), высокая концентрация экологически грязных производств нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, химической промышленности и тепловой энергетики.
Города Южно-Башкортостанской агломерации являются центрами с высокими рисками экологических угроз из-за высокой концентрации мощностей химических и нефтехимических производств. На ведущие предприятия химической и нефтехимической промышленности и тепловой энергетики городов Стерлитамак и Салават приходится до 90 % выбросов загрязняющих веществ в атмосферу агломерации.
Доля Уфимской агломерации в фактических выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от общереспубликанских в 2000 г. составляла: от стационарных источников 39,5 %, от автотранспорта – 23,1 %, в суммарных выбросах – 29,8 %. К 2018 г. доля агломерации в фактических выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от общереспубликанских уменьшилась, что свидетельствует об улучшении экологической ситуации, и составила: от стационарных источников – 33,2 %, от автотранспорта – 19,8 %, в суммарных выбросах – 26,7 % (табл. 1).
Таблица 1
Фактические выбросы загрязняющих веществ в воздушную среду агломераций Башкирии (тыс. тонн)*
| Агломерации | 2000 | 2019 | ||||
| Всего | В том числе от: | Всего | В том числе от: | |||
| стац. источн. | трансп. ср-в | стац. источн. | трансп. ср-в | |||
| Республика Башкортостан | 1225,7 | 500,0 | 725,7 | 597,5 | 470,4 | 127,1 | 
| Уфимская агломерация, в т.ч. | 364,7 | 198,3 | 167,4 | 214,2 | 175,6 | 38,6 | 
| Г. Уфа | 357,2 | 193,9 | 163,3 | 214,2 | 175,6 | 38,6 | 
| Г. Благовещенск | 7,5 | 3.4 | 4,1 | ** | ** | ** | 
| ЮБА, в т.ч. | 182,4 | 114,3 | 68,1 | 82,4 | 82,4 | ** | 
| Г. Стерлитамак | 101,7 | 61,2 | 40,5 | 48,1 | 48,1 | ** | 
| Г. Салават | 70,6 | 52,3 | 18,3 | 34,3 | 34,3 | ** | 
| Г. Ишимбай | 10,1 | 0,8 | 9,3 | ** | ** | ** | 
| Всего по агломерациям | 547,1 | 312,6 | 235,5 | 296,6 | 258,0 | 38,0 | 
| Доля агломераций от РБ, % | 44,6 | 62,5 | 32,5 | 49,6 | 54,9 | 29,9 | 
Примечание. *Составлена авторами по: [9, с. 40, 47; 10].
**Данные отсутствуют.
Объем выбросов от стационарных источников в 2000 г. в Уфимской агломерации составлял 198 тыс. т (54,3 %), в том числе в г. Уфе – 194 тыс. Т, или 98 % от всех выбросов в воздушную среду в агломерации. На долю автотранспорта в суммарном объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу приходилось 45,7 %. К 2019 г. ситуация изменилась. Суммарные фактические выбросы вредных веществ в атмосферу сократились на 41,4 %, или на 151 тыс. т. При этом доля стационарных источников в фактических выбросах вредных веществ в атмосферу увеличилась до 82 %, автотранспорта – 18 %.
Чем объясняются такие кардинальные изменения? Выбросы вредных веществ в атмосферу от автотранспорта в Уфимской агломерации к 2011 г. увеличились в 1,5 раза по сравнению с 2000 годом, а в 2012 г. сократились на 40 %, к 2014 г. сократились еще на 43 %. До 2018 г. количество выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта не менялось, а в 2019 г. «произошло» очередное сокращение на 54,5 %. Таким образом, за период с 2011 по 2019 г. в Уфимской агломерации произошло удивительное сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта на 84,5 % (211 тыс. т). В Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан это аргументируют: «…изменением методики расчета…» [8, с. 72]. В связи с этим трудно определить: улучшается или ухудшается реально состояние воздушной среды?
Доля Южно-Башкортостанской агломерации в фактических выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от общереспубликанских в 2000 г. составляла: от стационарных источников 22,9 %, от автотранспорта – 9,4 %, в суммарных выбросах – 14,9 %. К 2018 г. доля агломерации в фактических выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от общереспубликанских уменьшилась: от стационарных источников – 18,8 %, от автотранспорта – 5,7 %, в суммарных выбросах – 12,4 %. Объем выбросов в воздушную среду от стационарных источников в 2000 г. в ЮБА составлял 114 тыс. т (62,4 %). На долю автотранспорта в суммарном объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу приходилось 37,6 %. К 2018 г. суммарные фактические выбросы вредных веществ в атмосферу сократились на 32 тыс. т, или 27,9 %. Доля стационарных источников в фактических выбросах вредных веществ в атмосферу увеличилась до 78 %, а автотранспорта уменьшилась до 22 %. Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу за период с 2000 по 2018 г. сократились почти на 55 %, от стационарных источников – на 25 %, а от транспортных средств – на 64 %.
Доля агломераций Башкирии в общем объеме водопотребления республики достигает 75 %, на производственные цели – 80 %, в объемах сброса загрязненных сточных вод – 73 % (табл. 2). Наметился тренд по сокращению общего водопотребления в агломерациях за 2010–2019 гг., но это происходит за счет уменьшения водопотребления на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды в связи с реакцией населения на действие рыночного механизма платного водопотребления. До 56 % сброса загрязненных сточных вод в ЮБА приходится на ОАО «Газпром нефтехим Салават» (г. Салават), осуществляющий сброс сточных вод на территории Ишимбайского района.
Таблица 2
Водопотребление и сброс загрязненных сточных вод в агломерациях Башкирии (млн куб. метров)*
| Агломерации | 2010 | 2019 | ||||||
| Водопотребление | Сброс загрязненных сточных вод | Водопотребление | Сброс загрязненных сточных вод | |||||
| Всего | В том числе на: | Всего | В том числе на: | |||||
| произв. нужды | ХБ и питьевые нужды | произв. нужды | ХБ и питьевые нужды | |||||
| Республика Башкортостан | 622,0 | 407,8 | 214,2 | 340,9 | 591,7 | 419,2 | 172,5 | 236,0 | 
| Уфимская агломерация, в т.ч. | 280,6 | 180,0 | 100,6 | 155,9 | 243,6 | 169,2 | 74,4 | 96,1 | 
| Г. Уфа | 270,0 | 171,1 | 98,9 | 151,8 | 237,4 | 165,1 | 72,3 | 96,1 | 
| Г. Благовещенск | 10,6 | 8,9 | 1,7 | 4,1 | 6,2 | 4,1 | 2,1 | – | 
| ЮБА, в т.ч. | 182,3 | 136,6 | 45,7 | 94,0 | 198,6 | 161,1 | 37,5 | 74,9 | 
| Г. Стерлитамак | 120,8 | 96,1 | 24,7 | 61,7 | 133,5 | 113,2 | 20,3 | 33,0 | 
| Г. Салават | 47,5 | 30,6 | 16,9 | 28,4 | 50,3 | 36,5 | 13,8 | – | 
| Г. Ишимбай | 14,0 | 9,9 | 4,1 | 3,9 | 14,7 | 11,3 | 3,4 | 41,9 | 
| Всего по агломерациям | 462,9 | 316,6 | 146,3 | 249,9 | 442,2 | 330,3 | 111,9 | 171,0 | 
| Доля агломераций от РБ, % | 74,4 | 77,6 | 68,3 | 73,3 | 74,7 | 78,8 | 64,9 | 72,5 | 
Примечание. *Составлена авторами по: [8, с. 31–32; 9, с. 35–36].<
Одной из важных эколого-экономических проблем агломераций Башкирии является низкая эффективность работы водоочистных сооружений. Причины известны [5, с. 88]:
– устаревшие технологии и изношенность основных природоохранных фондов. В основном осуществляется еще с 1980-х годов механическая, физико-химическая и редко биологическая очистка сточных вод;
– отсутствие локальных водоочистных сооружений;
– нарушения технологических режимов эксплуатация водоочистных сооружений.
Совершенно не исследованной остается проблема территориальной эколого-экономической эффективности природоохранных затрат как в целом по Республике Башкортостан, так по городам и агломерациям. Решение экологических проблем развития предприятий, городских агломераций и населенных мест Башкирии зависит от объемов общих природоохранных затрат (текущих и капитальных) и от эффективности мер экономического принуждения (экологические платежи за загрязнения воздушной и водной среды, земельных ресурсов) и модернизации технологий грязных производств.
В агломерациях Башкирии сконцентрированы почти 90 % всех природоохранных затрат республики (табл. 3). На долю ЮБА приходится 59 % общереспубликанских природоохранных затрат, на Уфимскую агломерацию – 30 %. В 2019 г. объем текущих природоохранных затрат в агломерациях Башкирии составил 16 млрд рублей, или 90 % от общереспубликанских текущих природоохранных затрат. До 63,4 % текущих природоохранных затрат приходится на ЮБА, в том числе на г. Салават – до 55 % от общереспубликанских текущих природоохранных затрат. Это свидетельствует об остроте эколого-экономических проблем в этом городе. Текущие природоохранные затраты направляются на содержание и эксплуатацию природоохранных очистных сооружений, рекультивацию земель, утилизацию отходов производства и потребления, на организацию мониторинга за состоянием природной среды и др.
Таблица 3
Природоохранные затраты в агломерациях Башкирии (млн руб.)*
| Агломерации | 2014 | 2019 | ||||||
| Всего | В том числе: | Всего | В том числе: | |||||
| Текущие затраты | Капитальные затраты | Природоохранные бизнес-услуги | Текущие затраты | Капитальные затраты | Природоохранные бизнес-услуги | |||
| Республика Башкортостан | 15741 | 12191 | 532 | 3018 | 22439 | 17845 | 784 | 3810 | 
| Уфимская агломерация, в т.ч. | 5238 | 3656 | 189 | 1393 | 6747 | 4671 | 262 | 1814 | 
| Г. Уфа | 4879 | 3352 | 161 | 1366 | 6225 | 4273 | 183 | 1769 | 
| Г. Благовещенск | 359 | 304 | 28 | 27 | 522 | 398 | 79 | 45 | 
| ЮБА, в т.ч. | 8817 | 7217 | 241 | 1359 | 13295 | 11363 | 410 | 1522 | 
| Г. Стерлитамак | 1401 | 1172 | 65 | 164 | 1875 | 1506 | 129 | 240 | 
| Г. Салават | 5978 | 5290 | 173 | 515 | 11347 | 9808 | 280 | 1259 | 
| Г. Ишимбай | 1441 | 755 | 3 | 683 | 75 | 51 | 1 | 23 | 
| Всего по агломерациям | 14055 | 10873 | 430 | 2752 | 20042 | 16034 | 672 | 3336 | 
| Доля агломераций от РБ, % | 89,3 | 89,2 | 80,8 | 91,2 | 89,3 | 89,9 | 85,7 | 87,6 | 
Примечание. *Составлена авторами по: [10, с. 9–20; 11, с. 18–19].
Объем капитальных природоохранных затрат, используемых на ремонт имеющихся очистных сооружений и строительство новых, в Республике Башкортостан в 2014 г. составлял 532 млн рублей, или всего 0,19 % от общих инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по республике. В 2019 г. объем капитальных природоохранных затрат составил 784 млн рублей, или 0,34 от общих инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по республике. По агломерациям Башкирии этот показатель в 2014 г. равнялся 0,15 %, в 2019 г. – 0,29 %, то есть объемы капитальных природоохранных затрат явно недостаточны для обеспечения модернизации очистных сооружений грязных производств.
В сфере природопользования агломераций Башкирии развивается природоохранный бизнес, связанный с предоставлением услуг природоохранного назначения на условиях аутсорсинга. Для этого вида бизнеса характерна высокая территориальная концентрация в агломерациях Башкирии (до 90 % от общереспубликанского объема). Почти 50 % этого бизнеса приходится на г. Уфа и 33 % на г. Салават.
Дальнейшая экологическая трансформация социально-экономического пространства Уфимской и Южно-Башкортостанской агломераций в значительной мере зависит от решения следующих проблем градостроительного развития:
– повышение уровня территориального благоустройства;
– регулирование территориального роста агломераций;
– управление развитием транспорта и транспортной инфраструктуры агломераций с учетом мировых трендов: приоритет общественного транспорта, газификация и электрификация транспорта, многоуровневые транспортные развязки;
– эколого-технологическая модернизация промышленных предприятий, ЖКХ и транспортной системы;
– развитие процессов «грюндлинга» на отработанных и существующих производственных территориях агломераций;
– увеличение объема капитальных природоохранных инвестиций на устранение накопившихся эколого-экономических проблем.
Выводы
Таким образом, современные эколого-экономические проблемы Уфимской и Южно-Башкортостанской агломераций являются следствием несбалансированного социо-эколого-экономического развития в период становления и индустриального развития экологически грязных производств в 1930–1980-е гг. Приоритетом территориального социально-экономического развития были не экологический фактор и условия, а экономический императив. В то время экологическая экспертиза по оценке воздействия на окружающую природную среду крупных экономических проектов строительства и реконструкции производственных объектов не проводилась. Экологический фактор при размещении промышленных производств не играл определяющей роли. Индустриальный этап развития агломераций Башкирии при росте территориальной концентрации населения и сформировал проблему социо-эколого-экономического территориального дисбаланса.
Процессы деиндустриализации в агломерациях Башкирии ведут к улучшению состояния воздушной и водной среды. Однако определить, что происходит с загрязнением воздушной среды автотранспортом в агломерациях, по данным официальной статистики республиканских органов сложно. При продолжающейся автомобилизации населения в Уфимской агломерации и ЮБА выбросы загрязняющих веществ в воздушную среду от автотранспорта сократились за период с 2011 по 2019 год в 5,6 раза. Объяснения этому феноменальному экологическому эффекту пока нет.
К числу важнейших направлений обеспечения сбалансированного эколого-экономического развития агломераций относятся: а) эффективное использование природных ресурсов; б) разработка и использование передовых технологий по предотвращению и ликвидации негативных последствий загрязнения окружающей природной среды в сфере жизнедеятельности человека; в) эффективное использование общих природоохранных затрат; г) обеспечение эффективной территориальной организации хозяйства и населения.
Библиографическая ссылка
Дегтярев А.Н., Кузнецова А.Р., Сафиуллин М.Р. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГЛОМЕРАЦИЙ БАШКИРИИ // Успехи современного естествознания. 2020. № 12. С. 68-73;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=37539 (дата обращения: 31.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/use.37539



