Городские агломерации в условиях глобализации и экономической нестабильности в наибольшей мере сталкиваются с обострением конкуренции, кризисными явлениями и процессами. Проблемы социально-экономического развития многих российских агломераций обусловлены недостаточным учетом роли экологического фактора. Об этом свидетельствуют противоречия и конфликты между собственниками предприятий, органами местной власти, игнорирующими экологический императив в хозяйственной деятельности регионов, и экологическими интересами местного населения. Анализ и оценка особенностей и тенденций территориального развития городских агломераций России в рыночных условиях является предметом современных научно-прикладных исследований [1–3].
Цель исследования заключается в территориальном анализе и оценке изменений экологической ситуации и эффективности использования природоохранных затрат в агломерациях Башкирии и выявлении формирующихся тенденций в эколого-экономическом развитии.
Материалы и методы исследования
При выполнении исследования применены методы территориального, сравнительного и статистического анализа и метод балансовой оценки эколого-экономического развития агломераций Башкирии. Аналитическая база опирается на статистические данные Башкортостанстата и материалы ежегодных государственных докладов Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, характеризующие охрану природной среды в разрезе муниципальных образований, входящих в состав агломераций Башкирии, за период с 1990 по 2018 гг. [4; 5]. Использовались результаты новейших научных публикаций по исследуемой теме [6; 7].
Результаты исследования и их обсуждение
Уфимская агломерация – крупнейшая в Башкирии. Существует ряд факторов и условий, влияющих на экологическую ситуацию в Уфимской агломерации: высокая территориальная локализация промышленного производства (более 40 % всей продукции республики), высокая территориальная концентрация населения (до 37 %), высокая плотность населения (по агломерации 92 человека, по республике 28 человек), высокий уровень автомобилизации населения (534 автомобиля на 1000 человек), высокая концентрация экологически грязных производств нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, химической промышленности и тепловой энергетики.
Города Южно-Башкортостанской агломерации являются центрами с высокими рисками экологических угроз из-за высокой концентрации мощностей химических и нефтехимических производств. На ведущие предприятия химической и нефтехимической промышленности и тепловой энергетики городов Стерлитамак и Салават приходится до 90 % выбросов загрязняющих веществ в атмосферу агломерации.
Доля Уфимской агломерации в фактических выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от общереспубликанских в 2000 г. составляла: от стационарных источников 39,5 %, от автотранспорта – 23,1 %, в суммарных выбросах – 29,8 %. К 2018 г. доля агломерации в фактических выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от общереспубликанских уменьшилась, что свидетельствует об улучшении экологической ситуации, и составила: от стационарных источников – 33,2 %, от автотранспорта – 19,8 %, в суммарных выбросах – 26,7 % (табл. 1).
Таблица 1
Фактические выбросы загрязняющих веществ в воздушную среду агломераций Башкирии (тыс. тонн)*
Агломерации |
2000 |
2019 |
||||
Всего |
В том числе от: |
Всего |
В том числе от: |
|||
стац. источн. |
трансп. ср-в |
стац. источн. |
трансп. ср-в |
|||
Республика Башкортостан |
1225,7 |
500,0 |
725,7 |
597,5 |
470,4 |
127,1 |
Уфимская агломерация, в т.ч. |
364,7 |
198,3 |
167,4 |
214,2 |
175,6 |
38,6 |
Г. Уфа |
357,2 |
193,9 |
163,3 |
214,2 |
175,6 |
38,6 |
Г. Благовещенск |
7,5 |
3.4 |
4,1 |
** |
** |
** |
ЮБА, в т.ч. |
182,4 |
114,3 |
68,1 |
82,4 |
82,4 |
** |
Г. Стерлитамак |
101,7 |
61,2 |
40,5 |
48,1 |
48,1 |
** |
Г. Салават |
70,6 |
52,3 |
18,3 |
34,3 |
34,3 |
** |
Г. Ишимбай |
10,1 |
0,8 |
9,3 |
** |
** |
** |
Всего по агломерациям |
547,1 |
312,6 |
235,5 |
296,6 |
258,0 |
38,0 |
Доля агломераций от РБ, % |
44,6 |
62,5 |
32,5 |
49,6 |
54,9 |
29,9 |
Примечание. *Составлена авторами по: [9, с. 40, 47; 10].
**Данные отсутствуют.
Объем выбросов от стационарных источников в 2000 г. в Уфимской агломерации составлял 198 тыс. т (54,3 %), в том числе в г. Уфе – 194 тыс. Т, или 98 % от всех выбросов в воздушную среду в агломерации. На долю автотранспорта в суммарном объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу приходилось 45,7 %. К 2019 г. ситуация изменилась. Суммарные фактические выбросы вредных веществ в атмосферу сократились на 41,4 %, или на 151 тыс. т. При этом доля стационарных источников в фактических выбросах вредных веществ в атмосферу увеличилась до 82 %, автотранспорта – 18 %.
Чем объясняются такие кардинальные изменения? Выбросы вредных веществ в атмосферу от автотранспорта в Уфимской агломерации к 2011 г. увеличились в 1,5 раза по сравнению с 2000 годом, а в 2012 г. сократились на 40 %, к 2014 г. сократились еще на 43 %. До 2018 г. количество выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта не менялось, а в 2019 г. «произошло» очередное сокращение на 54,5 %. Таким образом, за период с 2011 по 2019 г. в Уфимской агломерации произошло удивительное сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта на 84,5 % (211 тыс. т). В Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан это аргументируют: «…изменением методики расчета…» [8, с. 72]. В связи с этим трудно определить: улучшается или ухудшается реально состояние воздушной среды?
Доля Южно-Башкортостанской агломерации в фактических выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от общереспубликанских в 2000 г. составляла: от стационарных источников 22,9 %, от автотранспорта – 9,4 %, в суммарных выбросах – 14,9 %. К 2018 г. доля агломерации в фактических выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от общереспубликанских уменьшилась: от стационарных источников – 18,8 %, от автотранспорта – 5,7 %, в суммарных выбросах – 12,4 %. Объем выбросов в воздушную среду от стационарных источников в 2000 г. в ЮБА составлял 114 тыс. т (62,4 %). На долю автотранспорта в суммарном объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу приходилось 37,6 %. К 2018 г. суммарные фактические выбросы вредных веществ в атмосферу сократились на 32 тыс. т, или 27,9 %. Доля стационарных источников в фактических выбросах вредных веществ в атмосферу увеличилась до 78 %, а автотранспорта уменьшилась до 22 %. Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу за период с 2000 по 2018 г. сократились почти на 55 %, от стационарных источников – на 25 %, а от транспортных средств – на 64 %.
Доля агломераций Башкирии в общем объеме водопотребления республики достигает 75 %, на производственные цели – 80 %, в объемах сброса загрязненных сточных вод – 73 % (табл. 2). Наметился тренд по сокращению общего водопотребления в агломерациях за 2010–2019 гг., но это происходит за счет уменьшения водопотребления на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды в связи с реакцией населения на действие рыночного механизма платного водопотребления. До 56 % сброса загрязненных сточных вод в ЮБА приходится на ОАО «Газпром нефтехим Салават» (г. Салават), осуществляющий сброс сточных вод на территории Ишимбайского района.
Таблица 2
Водопотребление и сброс загрязненных сточных вод в агломерациях Башкирии (млн куб. метров)*
Агломерации |
2010 |
2019 |
||||||
Водопотребление |
Сброс загрязненных сточных вод |
Водопотребление |
Сброс загрязненных сточных вод |
|||||
Всего |
В том числе на: |
Всего |
В том числе на: |
|||||
произв. нужды |
ХБ и питьевые нужды |
произв. нужды |
ХБ и питьевые нужды |
|||||
Республика Башкортостан |
622,0 |
407,8 |
214,2 |
340,9 |
591,7 |
419,2 |
172,5 |
236,0 |
Уфимская агломерация, в т.ч. |
280,6 |
180,0 |
100,6 |
155,9 |
243,6 |
169,2 |
74,4 |
96,1 |
Г. Уфа |
270,0 |
171,1 |
98,9 |
151,8 |
237,4 |
165,1 |
72,3 |
96,1 |
Г. Благовещенск |
10,6 |
8,9 |
1,7 |
4,1 |
6,2 |
4,1 |
2,1 |
– |
ЮБА, в т.ч. |
182,3 |
136,6 |
45,7 |
94,0 |
198,6 |
161,1 |
37,5 |
74,9 |
Г. Стерлитамак |
120,8 |
96,1 |
24,7 |
61,7 |
133,5 |
113,2 |
20,3 |
33,0 |
Г. Салават |
47,5 |
30,6 |
16,9 |
28,4 |
50,3 |
36,5 |
13,8 |
– |
Г. Ишимбай |
14,0 |
9,9 |
4,1 |
3,9 |
14,7 |
11,3 |
3,4 |
41,9 |
Всего по агломерациям |
462,9 |
316,6 |
146,3 |
249,9 |
442,2 |
330,3 |
111,9 |
171,0 |
Доля агломераций от РБ, % |
74,4 |
77,6 |
68,3 |
73,3 |
74,7 |
78,8 |
64,9 |
72,5 |
Примечание. *Составлена авторами по: [8, с. 31–32; 9, с. 35–36].<
Одной из важных эколого-экономических проблем агломераций Башкирии является низкая эффективность работы водоочистных сооружений. Причины известны [5, с. 88]:
– устаревшие технологии и изношенность основных природоохранных фондов. В основном осуществляется еще с 1980-х годов механическая, физико-химическая и редко биологическая очистка сточных вод;
– отсутствие локальных водоочистных сооружений;
– нарушения технологических режимов эксплуатация водоочистных сооружений.
Совершенно не исследованной остается проблема территориальной эколого-экономической эффективности природоохранных затрат как в целом по Республике Башкортостан, так по городам и агломерациям. Решение экологических проблем развития предприятий, городских агломераций и населенных мест Башкирии зависит от объемов общих природоохранных затрат (текущих и капитальных) и от эффективности мер экономического принуждения (экологические платежи за загрязнения воздушной и водной среды, земельных ресурсов) и модернизации технологий грязных производств.
В агломерациях Башкирии сконцентрированы почти 90 % всех природоохранных затрат республики (табл. 3). На долю ЮБА приходится 59 % общереспубликанских природоохранных затрат, на Уфимскую агломерацию – 30 %. В 2019 г. объем текущих природоохранных затрат в агломерациях Башкирии составил 16 млрд рублей, или 90 % от общереспубликанских текущих природоохранных затрат. До 63,4 % текущих природоохранных затрат приходится на ЮБА, в том числе на г. Салават – до 55 % от общереспубликанских текущих природоохранных затрат. Это свидетельствует об остроте эколого-экономических проблем в этом городе. Текущие природоохранные затраты направляются на содержание и эксплуатацию природоохранных очистных сооружений, рекультивацию земель, утилизацию отходов производства и потребления, на организацию мониторинга за состоянием природной среды и др.
Таблица 3
Природоохранные затраты в агломерациях Башкирии (млн руб.)*
Агломерации |
2014 |
2019 |
||||||
Всего |
В том числе: |
Всего |
В том числе: |
|||||
Текущие затраты |
Капитальные затраты |
Природоохранные бизнес-услуги |
Текущие затраты |
Капитальные затраты |
Природоохранные бизнес-услуги |
|||
Республика Башкортостан |
15741 |
12191 |
532 |
3018 |
22439 |
17845 |
784 |
3810 |
Уфимская агломерация, в т.ч. |
5238 |
3656 |
189 |
1393 |
6747 |
4671 |
262 |
1814 |
Г. Уфа |
4879 |
3352 |
161 |
1366 |
6225 |
4273 |
183 |
1769 |
Г. Благовещенск |
359 |
304 |
28 |
27 |
522 |
398 |
79 |
45 |
ЮБА, в т.ч. |
8817 |
7217 |
241 |
1359 |
13295 |
11363 |
410 |
1522 |
Г. Стерлитамак |
1401 |
1172 |
65 |
164 |
1875 |
1506 |
129 |
240 |
Г. Салават |
5978 |
5290 |
173 |
515 |
11347 |
9808 |
280 |
1259 |
Г. Ишимбай |
1441 |
755 |
3 |
683 |
75 |
51 |
1 |
23 |
Всего по агломерациям |
14055 |
10873 |
430 |
2752 |
20042 |
16034 |
672 |
3336 |
Доля агломераций от РБ, % |
89,3 |
89,2 |
80,8 |
91,2 |
89,3 |
89,9 |
85,7 |
87,6 |
Примечание. *Составлена авторами по: [10, с. 9–20; 11, с. 18–19].
Объем капитальных природоохранных затрат, используемых на ремонт имеющихся очистных сооружений и строительство новых, в Республике Башкортостан в 2014 г. составлял 532 млн рублей, или всего 0,19 % от общих инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по республике. В 2019 г. объем капитальных природоохранных затрат составил 784 млн рублей, или 0,34 от общих инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по республике. По агломерациям Башкирии этот показатель в 2014 г. равнялся 0,15 %, в 2019 г. – 0,29 %, то есть объемы капитальных природоохранных затрат явно недостаточны для обеспечения модернизации очистных сооружений грязных производств.
В сфере природопользования агломераций Башкирии развивается природоохранный бизнес, связанный с предоставлением услуг природоохранного назначения на условиях аутсорсинга. Для этого вида бизнеса характерна высокая территориальная концентрация в агломерациях Башкирии (до 90 % от общереспубликанского объема). Почти 50 % этого бизнеса приходится на г. Уфа и 33 % на г. Салават.
Дальнейшая экологическая трансформация социально-экономического пространства Уфимской и Южно-Башкортостанской агломераций в значительной мере зависит от решения следующих проблем градостроительного развития:
– повышение уровня территориального благоустройства;
– регулирование территориального роста агломераций;
– управление развитием транспорта и транспортной инфраструктуры агломераций с учетом мировых трендов: приоритет общественного транспорта, газификация и электрификация транспорта, многоуровневые транспортные развязки;
– эколого-технологическая модернизация промышленных предприятий, ЖКХ и транспортной системы;
– развитие процессов «грюндлинга» на отработанных и существующих производственных территориях агломераций;
– увеличение объема капитальных природоохранных инвестиций на устранение накопившихся эколого-экономических проблем.
Выводы
Таким образом, современные эколого-экономические проблемы Уфимской и Южно-Башкортостанской агломераций являются следствием несбалансированного социо-эколого-экономического развития в период становления и индустриального развития экологически грязных производств в 1930–1980-е гг. Приоритетом территориального социально-экономического развития были не экологический фактор и условия, а экономический императив. В то время экологическая экспертиза по оценке воздействия на окружающую природную среду крупных экономических проектов строительства и реконструкции производственных объектов не проводилась. Экологический фактор при размещении промышленных производств не играл определяющей роли. Индустриальный этап развития агломераций Башкирии при росте территориальной концентрации населения и сформировал проблему социо-эколого-экономического территориального дисбаланса.
Процессы деиндустриализации в агломерациях Башкирии ведут к улучшению состояния воздушной и водной среды. Однако определить, что происходит с загрязнением воздушной среды автотранспортом в агломерациях, по данным официальной статистики республиканских органов сложно. При продолжающейся автомобилизации населения в Уфимской агломерации и ЮБА выбросы загрязняющих веществ в воздушную среду от автотранспорта сократились за период с 2011 по 2019 год в 5,6 раза. Объяснения этому феноменальному экологическому эффекту пока нет.
К числу важнейших направлений обеспечения сбалансированного эколого-экономического развития агломераций относятся: а) эффективное использование природных ресурсов; б) разработка и использование передовых технологий по предотвращению и ликвидации негативных последствий загрязнения окружающей природной среды в сфере жизнедеятельности человека; в) эффективное использование общих природоохранных затрат; г) обеспечение эффективной территориальной организации хозяйства и населения.