В современном спорте уровень нагрузок подошел вплотную к биологическим пределам. Поэтому, дальнейший прогресс в области организации и методики тренировочного процесса будет осуществляться за счет поиска наиболее эффективных средств и методов при незначительном повышении объема и интенсивности рабочих нагрузок [3, 6-8 и др.].
Обращает на себя внимание подготовка легкоатлеток в возрасте 15 - 16 лет, что связано, прежде всего, с особенностями биологического формирования девушек. В этом периоде барьеристки согласно правилам соревнований [4-5] переходят от «детской» дистанции - бега на 300 м к олимпийскому виду бегу на 400 м. Это находит свое отражение в изменении энергообеспечения в процессе бега по дистанции, изменении ритмо - темповых характеристик техники бега, динамики скорости и обусловливает существенную коррекцию подготовки спортсменок. В связи с недостаточностью научных исследований по вопросам комплексного анализа подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 400 м с барьерами данная тема является актуальной.
Мы предполагали, что выявление закономерностей формирования физической, функциональной и технической подготовленности бегуний на 300 - 400 м с барьерами в возрасте 15 - 16 лет позволит определить особенности тренировки юных спортсменок в этом виде. Это дало бы возможность повысить эффективность учебно-тренировочного процесса и заложить крепкую базу для повышения спортивной результативности в будущем.
Целью исследования было выявление особенностей подготовленности в годичном цикле тренировки бегуний на 300-400 м с барьерами в возрасте 15-16 лет, на момент перехода с «детской» дистанции (300 м с барьерами) на олимпийский вид (бег на 400 м с барьерами).
Задачи исследования.
1. Выявить динамику уровня физической, функциональной и технической подготовленности бегуний на 300-400 м с барьерами в возрасте 15-16 лет в годичном цикле тренировки.
2. Определить зависимость времени пробегания соревновательной дистанции от уровня физической, функциональной и технической подготовленности бегуний на 300-400 м с барьерами в возрасте 15-16 лет на разных этапах годичного цикла тренировки.
3. Выявить особенности формирования спортивного мастерства в момент перехода на олимпийскую дистанцию - бег на 400 м с барьерами в возрасте 15-16 лет.
Изучались показатели физической, функциональной и технической подготовленности спортсменок 15 - 16 - летнего возраста на трех этапах: конец предыдущего соревновательного периода (этап № 1 - сентябрь), зимний соревновательный период (этап № 2 - январь), летний соревновательный период (этап № 3 - июнь). Показатели со статистически достоверными различиями представлены в таблице 1.
С целью решения поставленных задач применялись общепринятые в теории и методике спорта [2, 7] средства и методы исследования. Педагогические тестирования осуществлялись в г. Львове (Украина) на базе стадиона «Динамо». Контроль за функциональной подготовленностью осуществлялся в НИИ НУФВиС Украины (г. Киев) по ранее описанной методике [2]. Показатели технической подготовленности снимались с использованием телеметрической аппаратуры [2]. Полученные данные обработаны с использованием стандартной статистической программы «Statistica 6.0».
Данные, полученные в ходе исследования уровня физической подготовленности (n=21), свидетельствуют о достоверном улучшении уже к зимнему соревновательному периоду по показателям, характеризующим общую выносливость (3000 м) и скоростно-силовые качества (10-й прыжок с/м). К летнему соревновательному периоду к вышеперечисленным добавились еще и показатели скоростных качеств (30 м с/х) и специальной выносливости (100 м с 2-я барьерами, 300 м, 400 м). Данный факт соответствует ранее выявленному [1] и подтверждает гетерохронность улучшения показателей физической подготовленности и соответствует многолетней этапности становления спортивного мастерства в беге на 300-400 м с барьерами [1, 7].
Из всех исследованных показателей функциональной подготовленности (n=16) в табл.1 представлены лишь те, которые статистически достоверно различаются. К зимнему соревновательному периоду достоверных изменений не зафиксировано. Очевидно, что 3-4 месяца тренировки по новой программе - бег на 400 м с барьерами, недостаточно для создания новой структуры функциональной подготовленности. А вот к летнему соревновательному периоду такие изменения произошли по следующим показателям: экономичности (МПК/ЧСС), реализации (КЗ) и мощности аэробных (МПК) и анаэробных (ЛАМ) процессов. Т.о., в нашем исследовании установлено, что для функциональной перестройки целого организма спортсменкам понадобилось 9 месяцев тренировочной работы. Данные адаптационные перестройки возникли как реакция организма на тренировочные раздражения, вызванные новой программой.
В технической подготовленности из всех исследованных показателей (n=14) зафиксированы статистически достоверные изменения к летнему соревновательному периоду по длине и количеству шагов на всех барьерных блоках (1-2, 4-5, 7-8, 9-10). Эти показатели и представлены в табл.1. На наш взгляд, изменения в технической подготовленности (увеличение длины шагов и уменьшение их количества при беге на соревновательной дистанции) обусловлены применением в тренировочной работе увеличенных объемов средств подготовки из арсенала нового вида - бега на 400 м с барьерами. И поэтому вполне естественно, что переход спортсменок на новую дистанцию сопровождается адаптивными перестройками ритмо-темповых характеристик техники бега.
Взаимосвязь спортивных результатов в беге на 300 - 400 м с барьерами с показателями подготовленности спортсменок показана в таблице 2. В данном исследовании представлены данные со статистически достоверной взаимосвязью.
Таблица 1. Показатели подготовленности бегуний на 300-400 м с барьерами в годичном цикле тренировки в возрасте 15-16 лет
Показатели подготовленности |
Этапы обследования |
||||||||
1 |
2 |
3 |
|||||||
x |
SD |
x |
SD |
P1-2 |
x |
SD |
P2-3 |
P1-3 |
|
Физическая подготовленность |
|||||||||
30 м с/x, с |
3,72 |
0,10 |
3,65 |
0,14 |
- |
3,52 |
0,13 |
+ |
++ |
300 м, с |
49,67 |
2,37 |
47,75 |
1,92 |
- |
44,79 |
0,76 |
++ |
++ |
400 м, с |
68,29 |
1,31 |
66,45 |
1,89 |
- |
62,64 |
1,08 |
++ |
++ |
3000 м, с |
793,68 |
18,45 |
768,02 |
24,78 |
+ |
744,29 |
27,36 |
+ |
++ |
300 м с/б, с |
53,94 |
0,96 |
- |
- |
- |
47,77 |
1,30 |
- |
++ |
400 м с/б, с |
73,65 |
1,04 |
- |
- |
- |
67,69 |
1,28 |
- |
++ |
100 м (2 б), с |
15,32 |
0,57 |
15,01 |
0,56 |
- |
14,49 |
0,70 |
+ |
++ |
10-й с/м, м |
22,74 |
0,43 |
23,34 |
0,69 |
+ |
24,09 |
0,95 |
+ |
++ |
Функциональная подготовленность |
|||||||||
МПК, л |
2,10 |
0,51 |
2,36 |
0,30 |
- |
2,79 |
0,47 |
+ |
++ |
МПК, л/кг |
41,76 |
8,81 |
43,64 |
6,51 |
- |
51,59 |
10,11 |
+ |
++ |
ЛАМ, вт |
195,88 |
37,02 |
227,18 |
52,96 |
- |
263,13 |
38,90 |
+ |
++ |
ЛАМ, вт/кг |
3,89 |
0,58 |
4,16 |
0,79 |
- |
4,84 |
0,75 |
+ |
++ |
МПК/ЧСС, л/уд/мин |
11,36 |
2,48 |
13,02 |
1,78 |
- |
14,82 |
2,41 |
+ |
++ |
КЗ, л |
8,09 |
2,24 |
9,20 |
1,08 |
- |
11,35 |
2,81 |
+ |
++ |
Техническая подготовленность |
|||||||||
L,м 1-2 б. |
1,71 |
0,07 |
1,87 |
0,06 |
++ |
1,87 |
0,04 |
- |
++ |
N |
19,81 |
0,87 |
18,00 |
0,00 |
++ |
18,18 |
0,41 |
- |
++ |
L,м 4-5 б. |
1,69 |
0,09 |
- |
- |
- |
1,84 |
0,08 |
- |
++ |
N |
20,09 |
1,04 |
- |
- |
- |
18,55 |
0,82 |
- |
++ |
L,м 7-8 б. |
1,62 |
0,05 |
- |
- |
- |
1,78 |
0,11 |
- |
++ |
N |
21,00 |
0,63 |
- |
- |
- |
19,18 |
1,25 |
- |
++ |
L,м 9-10 б. |
1,58 |
0,04 |
- |
- |
- |
1,74 |
0,05 |
- |
++ |
N |
21,54 |
0,52 |
- |
- |
- |
19,55 |
0,52 |
- |
++ |
Примечание. С/x - бег с xоду (с); с/м - прыжок с места (м); б - барьеры; L - длина шага (м); N - количество шагов; Х - среднее значение показателей; SD - стандартное отклонение; + - различия достоверны при p<0,05; ++ - различия достоверны при p<0,01; Р1-2 (2-3, 1-3) - достоверность различий между 1 и 2 обследованием (соответственно 2 и 3, 1 и 3 обследованиями); МПК - максимальное потребление кислорода в абсолютных (л) и относительных единицах (л/кг), как показатель функциональной аэробной мощности; ЛАМ - лактатный анаэробный механизм энергообеспечения, как показатель функциональной анаэробной мощности в абсолютных (Вт) и относительных (Вт/кг) единицах; МПК/ЧСС - отношение максимального потребления кислорода к частоте сердечных сокращений, как показатель функциональной экономичности; КЗ - кислородный запрос, как показатель функциональной реализации организма спортсмена.
Анализ представленных материалов свидетельствует, что при специализации на дистанции 400 м с барьерами снижается зависимость спортивного результата от общей выносливости и повышается его зависимость от скоростных возможностей спортсменок до статистически значимого уровня при неизменной взаимосвязи с другими показателями физической подготовленности. Особенно следует отметить впервые обнаруженную высокую взаимосвязь между спортивными результатами и бегом на 100 м с двумя стандартно расставленными барьерами (1-й этап: 300 м с/б r = 0,821, 400 м с/б r = 0,812, 3-й этап: r = 0,933 и r = 0,786 соответственно). Данный факт подчеркивает важность скоростных качеств применительно к специализации [1]. Т.е. развитие двигательных качеств в беге на 400 м с барьерами должно идти соответственно технике и структуре соревновательной деятельности.
Анализ взаимосвязи спортивного результата и показателей функциональной подготовленности выявил ее недостоверность для дистанции 300 м с барьерами. В то же время для дистанции 400 м с барьерами взаимосвязь достоверна по показателям экономичности, реализации, мощности аэробных и анаэробных процессов (табл. 2).
Таблица 2. Взаимосвязь спортивных результатов в беге на 300-400 м с барьерами с показателями подготовленности спортсменок в возрасте 15-16 лет
Показатели подготовленности |
1-й этап обследования |
3-й этап обследования |
||||||
300 м с/б |
400 м с/б |
300 м с/б |
400 м с/б |
|||||
r |
P |
r |
P |
r |
P |
r |
P |
|
Физическая подготовленность |
||||||||
30 м с/x |
0,300 |
- |
0,696 |
+ |
0,915 |
++ |
0,880 |
++ |
300 м |
0,618 |
+ |
0,680 |
+ |
0,769 |
++ |
0,705 |
+ |
400 м |
0,652 |
+ |
0,651 |
+ |
0,642 |
+ |
0,772 |
+ |
3000 м |
0,644 |
+ |
0,784 |
++ |
0,294 |
- |
0,475 |
- |
300 м с/б |
- |
- |
0,771 |
++ |
- |
- |
0,835 |
++ |
400 м с/б |
0,771 |
+ |
- |
- |
0,835 |
++ |
- |
- |
100 м (2 б) |
0,821 |
++ |
0,812 |
++ |
0,933 |
++ |
0,786 |
++ |
10-й с/м |
-0,716 |
+ |
-0,761 |
++ |
-0,663 |
+ |
-0,754 |
++ |
Функциональная подготовленность |
||||||||
МПК, л |
0,020 |
- |
0,672 |
+ |
-0,594 |
- |
-0,818 |
++ |
МПК, л/кг |
0,233 |
- |
0,596 |
- |
-0,633 |
+ |
-0,856 |
++ |
ММ, Вт |
0,598 |
- |
0,498 |
- |
-0,426 |
- |
-0,668 |
+ |
ММ, Вт/кг |
0,398 |
- |
0,452 |
- |
-0,502 |
- |
-0,769 |
++ |
ЛАМ, Вт/кг |
0,108 |
- |
0,341 |
- |
-0,283 |
- |
-0,615 |
+ |
МКД, л |
0,368 |
- |
0,626 |
+ |
0,308 |
- |
0,484 |
- |
МКД, л/кг |
0,285 |
- |
0,619 |
+ |
0,265 |
- |
0,403 |
- |
МПК/ЧСС, л/уд/мин |
0,438 |
- |
0,577 |
- |
-0,602 |
+ |
-0,806 |
++ |
КЗ, л |
0,568 |
- |
0,661 |
+ |
-0,480 |
- |
-0,718 |
+ |
Техническая подготовленность Блок 9 - 10 барьеры |
||||||||
L, м |
0,522 |
- |
0,625 |
+ |
-0,605 |
+ |
-0,794 |
+ |
N |
-0,523 |
- |
-0,613 |
+ |
0,586 |
- |
0,788 |
+ |
Примечание. Условные обозначение те же, что и в табл.1 и: r - коэффициент корреляции; P - достоверность коэффициента корреляции; + - достоверность коэффициента корреляции при p<0,05; ++ - достоверность коэффициента корреляции при p<0,01; ММ - максимальная мощность, как показатель функциональной аэробной мощности в абсолютных (Вт) и относительных (Вт/кг) единицах, МКД - максимальный кислородный долг в абсолютных (л) и относительных (л/кг) единицах.
Характер взаимосвязи спортивного результата с показателями техники бега свидетельствует об изменении ритмо - темповых характеристик техники бега при переходе на дистанцию 400 м с барьерами. В процессе специализации на дистанции 400 м с барьерами спортсменкам становится свойственен широкий маховый стиль бега с ярко выраженными полетными фазами и уменьшением количества шагов при беге между барьерами, что типично для спортсменок высокой квалификации [2]. Данная закономерность достоверно зафиксирована на последнем блоке дистанции (9-10 барьеры). Характерно, что на 3-м этапе обследования спортсменки демонстрировали технику бега с новыми ритмо - темповыми характеристиками. Улучшение временных показателей соревновательной деятельности и спортивного результата на данном тренировочном этапе свидетельствует об эффективности применяемой техники бега.
Т.о., выявленные уровни физической, функциональной и технической подготовленности определяют их динамику на протяжении годичного цикла тренировки.
Выявленные достоверно значимые корреляционные взаимосвязи между временем пробегания соревновательных дистанций и показателями физической подготовленности указывают на информативность последних и позволяют рекомендовать их в качестве тестов с целью использования их в тренировочном процессе бегуний на 300 - 400 м с барьерами в возрасте 15 - 16 лет. Для характеристики скоростно-силовых возможностей наиболее информативным является 10-й прыжок с места (-0,761<r<-0,663), скоростных - бег на 30 м с ходу (0,696<r<0,915), специальной выносливости - бег на 300 м (0,618<r<0,769), бег на 400 м (0,642<r<0,772), 300 м с барьерами (0,771<r<0,835) и пробегание 100 м с двумя барьерами, расставленными стандартно (0,642<r<0,772). Для спортсменок в возрасте 15 лет также информативным является пробегание 3000 м (r = 0,784), позволяющий оценивать уровень развития общей выносливости.
В возрасте 15 - 16 лет на первом году обучения бегу на 400 м с барьерами формируется структура функциональной подготовленности, которую следует рассматривать как базу для дальнейшего совершенствования. Установлено, что результативность в беге на основной дистанции у девушек в возрасте 16 лет (ΙΙ разряд) зависит от развития мощности аэробных (-0,856<r<-0,634) и анаэробных (-0,769<r<-0,614) процессов, уровня реализации функционального потенциала (-0,718<r<-0,480) и функциональной экономичности (-0,806<r<-0,602).
При переходе юных спортсменок с 300 м с барьерами на новую дистанцию (400 м с барьерами) начинает складываться новая ритмо - темповая структура бега. Это подтверждается наличием достоверно значимых корреляционных связей между спортивным результатом в беге на 400 м с барьерами и показателями технической подготовленности. Наиболее наглядно это проявляется на примере длины беговых шагов и их количества. Для возраста 15 лет характерен бег с укороченными шагами, в то время как для 16-летних - широкий маховый стиль бега с уменьшением количества шагов на дистанции.
Т.о., анализ представленных материалов показывает, что между двумя дистанциями (300 и 400 м с барьерами) существуют принципиальные различия. Данные различия находят свое отражение в структурах физической, функциональной и технической подготовленности. Выявленные особенности формирования спортивного мастерства в указанных видах подготовленности являются результатом положительных адаптационных перестроек организма при переходе на новую программу тренировки «Бег на 400 м с барьерами». Разработанные на их основе модельные характеристики позволяют научно обосновать программно - нормативные основы учебно-тренировочного процесса для спортсменок, специализирующихся в беге на 300 - 400 м с барьерами. Выявленные информативные тесты физической, функциональной и технической подготовленности могут быть рекомендованы для разработки основ учебно-тренировочного процесса с целью дифференциации многолетней подготовки, специализирующихся в беге на 300 - 400 м с барьерами, разного возраста, квалификации и дистанционной специализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Банкин В.Н., Линец М.М. Динамика взаимосвязи спортивных результатов в беге на 400 м с барьерами с параметрами тренировочных нагрузок на этапе начальной специализации // Сборник трудов "Медицинские проблемы физической культуры". - Выпуск 12. - К.: Здоров´я, 1993. - С. 88 - 92.
- Банкин В.Н. Особенности построения круглогодичной тренировки бегуний на 400 м с барьерами в возрасте 15 - 16 лет: Диссертация . . . канд. пед. наук. 13.00.04. - Львов, 1997. - 163 с.
- Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета. - К.: Здоров´я, 1986. - 160 c.
- Легкая атлетика: Правила соревнований. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 191 с.
- Легкая атлетика: Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства / Под общ. ред. М.И.Лямцева. - M., 1977. - C.1-7, 62-81.
- Подготовка сильнейших бегунов мира /Суслов Ф.П., Максименко Г.Н., Никитушкин В.Г. и др. - К.: Здоровья, 1990. - 208 с.
- Теория спорта / Под ред. В.Н.Платонова. - К.: Вища шк., 1987. - 424 с.
- Харабуга С.Г., Банкин В.Н., Колляс Х. Основные положения в системе подготовки спортсменов высокого класса // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. научн. трудов под ред. Ермакова С.С. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2002. - № 1. - С.33-45.