Предметом педагогической антропологии является объект педагогики-человек развивающийся. В наши дни, когда постоянно растущие темпы научно-технического прогресса обусловили значительное повышение роли информационных потоков в функционировании сложных систем, когда объёмы и темпы сбора, обработки и передачи информации становятся всё более сложными и напряжёнными, общество вынуждено внедрять в процесс обучения компьютерные технологии. Одной из самых характерных черт современного периода является ведущая роль проектирования всех сторон человеческой деятельности-социальной, организационной, технической, образовательной и т.д. В процессе воплощения, в материализации замыслов роль инженерной деятельности с привлечением самых передовых компьютерных технологий не подвергается сомнению. Но на пути этой деятельности стоит ещё и период становления специалиста, формирование его личностных, социальных и профессиональных качеств. И в процессе их формирования роль компьютерных технологий начинает подвергаться сомнению. ...Только при синтезе естественнонаучного (включая техническое) и гуманитарного знаний возможно преодоление развития технократического мышления, для которого характерны примат средства над целью, частной цели-над смыслом, техники-над человеком [1]. И именно педагогическая антропология разрабатывает учение о педагогических "болезнях", об их признаках, их внешних и внутренних причинах и развитии, об их терапии и профилактике (гигиене). Среди болезней души и духа особенно опасны злокачественные душевные образования типа антропофобии, экзистенциальной пустоты и властолюбия. Понятно, насколько необходимы описания этих патологий и педагогические выводы из них [2]. ...Билл Гейтс озабочен ещё и тем, что "число студентов на факультетах, ведущих обучение инженерным специальностям и информационным технологиям, постоянно сокращается" [3]. В России актуальными становятся проблемы воспитания личности и привития патриотизма. Не отвергая достоинств компьютерных технологий, вспомним о том, что говорят: " Такой-то - является учеником (академика, профессора, доктора ...) N". Но никто не говорит:
" Такой-то обучался компьютерной программой, разработанной ...". Может быть, наше общество теряет функции скульптора, ваяющего души своих граждан?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Рыжов В.П. Инженерное творчество и проблемы современного инженерного образования //Открытое образование, №5 (52), 2005. с.81.
- Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1998. с.15.
- Шалыто А.А. Триединая задача одного педагогического эксперимента в области ИТ-образования //Открытое образование, №1 (54), 2006. с.85.