К основным критериям отбора новых информационных технологий в образовании отнесем следующие:
- возможность автоматизации произведения громоздких расчётов;
- возможность автоматизации многократного построения и преобразования графических изображений;
- возможность создания и оперативной демонстрации иллюстраций с использованием цвета, звука, мультипликации, динамических моделей, реальных явлений и т.д.;
- возможность моделирования условия учебной задачи с целью исследования различных закономерностей;
- возможность реализации символьных вычислений и преобразований;
- возможность осуществления всестороннего контроля и корректировки производимых действий;
- необходимость ускорения темпа учебных действий.
Главным критерием педагогической целесообразности применения конкретного ПМО является возможность наиболее эффективной реализации поставленных методических целей только с помощью данного ПС. Фактор интенсификации процесса обучения также может служить основанием для педагогической целесообразности введения ПС в процесс обучения. Изменение содержательной части учебных программ должно быть поддержано соответствующим методическим и информационным обеспечением.
Программное средство учебного назначения, инструкция для пользователя и описание методики решения учебных задач с помощью данного ПС составляют в комплексе программно-методическое обеспечение (ПМО) учебно-воспитательного процесса, обеспечивающее владение навыками применения программного средства (знание входного языка ПС, возможностей реализованных в нём алгоритмов, умение строить и решать предметные задачи на их основе). Использование его в учебном процессе должно быть педагогически целесообразно. Разработанное ПМО должно перед внедрением в практику пройти апробацию, в ходе которой его педагогическая целесообразность выявляется и подтверждается экспериментально.
Путём применения ПС эффективнее, чем с помощью других педагогических технологий могут быть достигнуты следующие наиболее значимые, с позиции дидактических принципов, педагогические и методические цели:
- формирование деятельностного подхода к учебному процессу;
- индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности;
- стимулирование познавательной активности обучаемых;
- осуществление самоконтроля и самокоррекции;
- контролирование тренировочных стадий учебного процесса;
- осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой и оценкой результатов учебной деятельности;
- высвобождение учебного времени без ущерба качеству усвоения знаний за счёт выполнения на ЭВМ трудоёмких рутинных операций, связанных с вычислительной деятельностью или работой с большими объёмами информации;
- усиление осознанности учебного процесса, повышение его интеллектуального и логического уровня;
- усиление мотивации обучения;
- значительное повышение пропускной способности информационных каналов учебного процесса (за счёт способности компьютера к построению визуальных и других сложных образов);
- внесение в учебный процесс принципиально новых познавательных средств: вычислительного эксперимента, моделирования и имитации изучаемых объектов и явлений, проведения лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или натурного эксперимента, решения задач с помощью экспертных систем, конструирования алгоритмов и пополнения баз знаний;
- возможность осуществления творческой исследовательской деятельности, связанной с переработкой и обобщением больших объёмов информации и др.
Информатизация высшего образования сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, что создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородной частью традиционной системы высшей школы, а будут естественным образом интегрированы в нее [2, c. 5].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации (утверждена в июле 1998 г.) - М., 1998. - 102 с.
- Компьютерные технологии обработки информации: Учебное пособие /С.В. Назаров, В.И. Першиков, В.А. Тафинцев и др.; Под ред. С.В. Назарова. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 248 с.