Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Самсонова С.А.
В Концепции информатизации высшего образования Российской Федерации [1] сформулирована глобальная цель информатизации образования, которая сохраняет актуальность и в настоящее время и заключается «в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества». Студенты вузов должны овладеть основами необходимых знаний и накопить личный опыт практического использования компьютерных технологий, иметь общекультурную и методическую подготовку по их применению в учебном процессе. Использование ЭВМ в учебном процессе оказывает существенное влияние на многие аспекты обучения. Это определяется значительным дидактическим потенциалом вычислительной техники.

К основным критериям отбора новых информационных технологий в образовании отнесем следующие:

  • возможность автоматизации произведения громоздких расчётов;
  • возможность автоматизации многократного построения и преобразования графических изображений;
  • возможность создания и оперативной демонстрации иллюстраций с использованием цвета, звука, мультипликации, динамических моделей, реальных явлений и т.д.;
  • возможность моделирования условия учебной задачи с целью исследования различных закономерностей;
  • возможность реализации символьных вычислений и преобразований;
  • возможность осуществления всестороннего контроля и корректировки производимых действий;
  • необходимость ускорения темпа учебных действий.

Главным критерием педагогической целесообразности применения конкретного ПМО является возможность наиболее эффективной реализации поставленных методических целей только с помощью данного ПС. Фактор интенсификации процесса обучения также может служить основанием для педагогической целесообразности введения ПС в процесс обучения. Изменение содержательной части учебных программ должно быть поддержано соответствующим методическим и информационным обеспечением.

Программное средство учебного назначения, инструкция для пользователя и описание методики решения учебных задач с помощью данного ПС составляют в комплексе программно-методическое обеспечение (ПМО) учебно-воспитательного процесса, обеспечивающее владение навыками применения программного средства (знание входного языка ПС, возможностей реализованных в нём алгоритмов, умение строить и решать предметные задачи на их основе). Использование его в учебном процессе должно быть педагогически целесообразно. Разработанное ПМО должно перед внедрением в практику пройти апробацию, в ходе которой его педагогическая целесообразность выявляется и подтверждается экспериментально.

Путём применения ПС эффективнее, чем с помощью других педагогических технологий могут быть достигнуты следующие наиболее значимые, с позиции дидактических принципов, педагогические и методические цели:

  • формирование деятельностного подхода к учебному процессу;
  • индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности;
  • стимулирование познавательной активности обучаемых;
  • осуществление самоконтроля и самокоррекции;
  • контролирование тренировочных стадий учебного процесса;
  • осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой и оценкой результатов учебной деятельности;
  • высвобождение учебного времени без ущерба качеству усвоения знаний за счёт выполнения на ЭВМ трудоёмких рутинных операций, связанных с вычислительной деятельностью или работой с большими объёмами информации;
  • усиление осознанности учебного процесса, повышение его интеллектуального и логического уровня;
  • усиление мотивации обучения;
  • значительное повышение пропускной способности информационных каналов учебного процесса (за счёт способности компьютера к построению визуальных и других сложных образов);
  • внесение в учебный процесс принципиально новых познавательных средств: вычислительного эксперимента, моделирования и имитации изучаемых объектов и явлений, проведения лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или натурного эксперимента, решения задач с помощью экспертных систем, конструирования алгоритмов и пополнения баз знаний;
  • возможность осуществления творческой исследовательской деятельности, связанной с переработкой и обобщением больших объёмов информации и др.

Информатизация высшего образования сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, что создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородной частью традиционной системы высшей школы, а будут естественным образом интегрированы в нее [2, c. 5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации (утверждена в июле 1998 г.) - М., 1998. - 102 с.
  2. Компьютерные технологии обработки информации: Учебное пособие /С.В. Назаров, В.И. Першиков, В.А. Тафинцев и др.; Под ред. С.В. Назарова. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 248 с.

Библиографическая ссылка

Самсонова С.А. К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 10. – С. 47-48;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11612 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674