Главное отличие сценического искусства от других видов художественной деятельности заключается в том, что личность актера трансформируется в личность персонажа, роль которую он играет, и этот процесс происходит всегда на глазах у зрителей.
Индивидуальность актера обусловлена не только определенным комплексом задатков, но и зависит от богатства его жизненного и душевного опыта, от сложности социальных связей.
Говоря, о специфических особенностях труда артиста балета нужно отметить, что как творческая личность он нуждается в социальном одобрении. Психологический стресс, сильное физическое переутомление, монотония ежедневных классов, многочасовые репетиции и спектакли - сопровождают артиста балета всю его творческую жизнь. Это требует огромных психических и энергетических затрат.
Как известно, тревожность, складывается в результате действия социальных и личностных факторов, порождается внутренними конфликтами. Различают ситуативную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность, как относительно устойчивое образование (Р. Кеттел, Ч. Спилбергер, Ю.Л. Ханин)
Специфика сценической деятельности солистов отличается от деятельности артистов кордебалета высокой интенсивностью и большой технической сложностью. Они несут основную эмоциональную нагрузку в спектакле. Артистам кордебалета при большем объеме физической нагрузки необходима согласованность в выполнении всех движений, сохраняя общий рисунок танца. Следовательно, предполагаются различия взаимосвязей компонентов тревожности, перед спектаклем - у солисток и артистов кордебалета.
Новизна работы заключается в том, что впервые изучаются взаимодействия показателей тревожности непосредственно перед спектаклем.
В работе были поставлены следующие исследовательские вопросы:
- Существуют своеобразные особенности компонентов тревожности у артистов балета перед спектаклем.
- Структура взаимосвязей компонентов тревожности у солистов и артистов кордебалета различна.
Участники
Экспериментальная часть исследования проводилась, в Пермском Академическом Театре Оперы и Балета им. П. И. Чайковского. Испытуемыми были артистки балета, всего 30 человек в возрасте от 18 до 39 лет. Группы испытуемых сформированы в соответствии с их профессиональным статусом.
Проводились исследования непосредственно перед спектаклем, присутствие исследователя не вызвало дополнительных волнений, поскольку исследователь является артисткой балета, что обеспечило доверительное отношение испытуемых.
Показатели и инструментарий
Уровни личностной и ситуативной тревожности определялись на основе метода Ч. Д. Спилбергера. Диагностика эмоционального отношения была проведена при использовании цветового теста отношений (ЦТО) М. Люшера. Исследования проводились в два этапа.
Анализ данных и результаты
Наличие и степень взаимосвязей между показателями тревожности выявлялись различными методами статистической обработки (Т- критерий Стьюдента и корреляционным анализом Пирсона), по двум группам: солисты и кордебалет.
На первом этапе сравнивались средние значения показателей у двух групп.
Для того, чтобы выяснить наличие и степень взаимосвязей между показателями тревожности, был выполнен корреляционный анализ по двум группам: солисты и кордебалет.
Оказалось, что в той и другой группе существуют высокозначимые взаимосвязи между показателем психического благополучия (СО) и коэффициентом тревожности (КТ) который отражает внутриличностные конфликты (ВК).
В группе солисток также выявлено взаимосвязь между ситуативной тревожностью и установкой на энергозатраты. (СТ-ВК). Чем больше энергозатраты артисток балета в спектакле, тем выше их ситуативная тревожность перед выходом. У группы кордебалета такой взаимосвязи нет. У них установка на энергозатраты связана с внутриличностным конфликтом, который зависит от ситуативной тревожности. (ВК-КТ-СТ)
Интересно отметить высокозначимую взаимосвязь показателей ситуативной и личностной тревожности. (СТ-ЛТ) У солисток показатель личностной тревожности взаимосвязи не имеет. Скорее всего, это объясняется тем, что во время спектакля деятельность солиста в основном индивидуальна.
На втором этапе, учитывая возрастную неоднородность, группа кордебалета, была разделена на две подгруппы, условно названные «младшей» и «старшей» (до25 лет и после).
Для этих подгрупп также был выполнен корреляционный анализ. Существенным является то, что независимо от возраста и в старшей и в младшей подгруппе существует значимая взаимосвязь показателей личностной и ситуативной тревожности (СТ-ЛТ).
Таким образом. В результате исследования гипотезы подтвердились.
1. Существуют своеобразные взаимосвязи компонентов тревожности у артисток балета перед спектаклем.
2. Действительно структура и взаимосвязи компонентов тревожности у солистов и артисток кордебалета различна.
На основе выполненных исследований можно сделать следующее Выводы:
1) Взаимосвязи компонентов тревожности перед спектаклем, обусловлены, тем, к какой из групп относятся артистки балета.
2) У солисток установка на энергозатраты вызывается повышением ситуативной тревожности перед спектаклем (ВК-СТ).
3) У артисток кордебалета, ситуация перед спектаклем, вызывает высокую личностную тревожность и провоцирует внутриличностные конфликты (СТ-ЛТ-КТ).
Полученные данные позволяют предложить Практические рекомендации:
1. У артисток кордебалета следует снижать ситуативную тревожность перед спектаклем для того, чтобы уровень их личностной тревожности не повышался. 2. Предлагается разработать программу коррекции уровня тревожности.