Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ ТРЕВОЖНОСТИ У АРТИСТОК БАЛЕТА ПЕРЕД СПЕКТАКЛЕМ

Соснина Д.Н.

Главное отличие сценического искусства от других видов художественной деятельности заключается в том, что личность актера трансформируется в личность персонажа, роль которую он играет, и этот процесс происходит всегда на глазах у зрителей.

Индивидуальность актера обусловлена не только определенным комплексом задатков, но и зависит от богатства его жизненного и душевного опыта, от сложности социальных связей.

Говоря, о специфических особенностях труда артиста балета нужно отметить, что как творческая личность он нуждается в социальном одобрении. Психологический стресс, сильное физическое переутомление, монотония ежедневных классов, многочасовые репетиции и спектакли - сопровождают артиста балета всю его творческую жизнь. Это требует огромных психических и энергетических затрат.

Как известно, тревожность, складывается в результате действия социальных и личностных факторов, порождается внутренними конфликтами. Различают ситуативную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность, как относительно устойчивое образование (Р. Кеттел, Ч. Спилбергер, Ю.Л. Ханин)

Специфика сценической деятельности солистов отличается от деятельности артистов кордебалета высокой интенсивностью и большой технической сложностью. Они несут основную эмоциональную нагрузку в спектакле. Артистам кордебалета при большем объеме физической нагрузки необходима согласованность в выполнении всех движений, сохраняя общий рисунок танца. Следовательно, предполагаются различия взаимосвязей компонентов тревожности, перед спектаклем - у солисток и артистов кордебалета.

Новизна работы заключается в том, что впервые изучаются взаимодействия показателей тревожности непосредственно перед спектаклем.

В работе были поставлены следующие исследовательские вопросы:

  1. Существуют своеобразные особенности компонентов тревожности у артистов балета перед спектаклем.
  2. Структура взаимосвязей компонентов тревожности у солистов и артистов кордебалета различна.

Участники

Экспериментальная часть исследования проводилась, в Пермском Академическом Театре Оперы и Балета им. П. И. Чайковского. Испытуемыми были артистки балета, всего 30 человек в возрасте от 18 до 39 лет. Группы испытуемых сформированы в соответствии с их профессиональным статусом.

Проводились исследования непосредственно перед спектаклем, присутствие исследователя не вызвало дополнительных волнений, поскольку исследователь является артисткой балета, что обеспечило доверительное отношение испытуемых.

Показатели и инструментарий

Уровни личностной и ситуативной тревожности определялись на основе метода Ч. Д. Спилбергера. Диагностика эмоционального отношения была проведена при использовании цветового теста отношений (ЦТО) М. Люшера. Исследования проводились в два этапа.

Анализ данных и результаты

Наличие и степень взаимосвязей между показателями тревожности выявлялись различными методами статистической обработки (Т- критерий Стьюдента и корреляционным анализом Пирсона), по двум группам: солисты и кордебалет.

На первом этапе сравнивались средние значения показателей у двух групп.

Для того, чтобы выяснить наличие и степень взаимосвязей между показателями тревожности, был выполнен корреляционный анализ по двум группам: солисты и кордебалет.

Оказалось, что в той и другой группе существуют высокозначимые взаимосвязи между показателем психического благополучия (СО) и коэффициентом тревожности (КТ) который отражает внутриличностные конфликты (ВК).

В группе солисток также выявлено взаимосвязь между ситуативной тревожностью и установкой на энергозатраты. (СТ-ВК). Чем больше энергозатраты артисток балета в спектакле, тем выше их ситуативная тревожность перед выходом. У группы кордебалета такой взаимосвязи нет. У них установка на энергозатраты связана с внутриличностным конфликтом, который зависит от ситуативной тревожности. (ВК-КТ-СТ)

Интересно отметить высокозначимую взаимосвязь показателей ситуативной и личностной тревожности. (СТ-ЛТ) У солисток показатель личностной тревожности взаимосвязи не имеет. Скорее всего, это объясняется тем, что во время спектакля деятельность солиста в основном индивидуальна.

На втором этапе, учитывая возрастную неоднородность, группа кордебалета, была разделена на две подгруппы, условно названные «младшей» и «старшей» (до25 лет и после).

Для этих подгрупп также был выполнен корреляционный анализ. Существенным является то, что независимо от возраста и в старшей и в младшей подгруппе существует значимая взаимосвязь показателей личностной и ситуативной тревожности (СТ-ЛТ).

Таким образом. В результате исследования гипотезы подтвердились.

1. Существуют своеобразные взаимосвязи компонентов тревожности у артисток балета перед спектаклем.

2. Действительно структура и взаимосвязи компонентов тревожности у солистов и артисток кордебалета различна.

На основе выполненных исследований можно сделать следующее Выводы:

1) Взаимосвязи компонентов тревожности перед спектаклем, обусловлены, тем, к какой из групп относятся артистки балета.

2) У солисток установка на энергозатраты вызывается повышением ситуативной тревожности перед спектаклем (ВК-СТ).

3) У артисток кордебалета, ситуация перед спектаклем, вызывает высокую личностную тревожность и провоцирует внутриличностные конфликты (СТ-ЛТ-КТ).

Полученные данные позволяют предложить Практические рекомендации:

1. У артисток кордебалета следует снижать ситуативную тревожность перед спектаклем для того, чтобы уровень их личностной тревожности не повышался. 2. Предлагается разработать программу коррекции уровня тревожности.


Библиографическая ссылка

Соснина Д.Н. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ ТРЕВОЖНОСТИ У АРТИСТОК БАЛЕТА ПЕРЕД СПЕКТАКЛЕМ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 6. – С. 87-88;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12816 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674