Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Под работоспособностью понимают способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной и физической работы (1). Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при синхронной, скоординированной деятельности. Известно участие в обеспечении умственной работоспособности суточного ритма вегетативных функций, а это указывает, что умственная работоспособность является не только функцией центральной нервной системы. Во всех возрастах умственная работоспособность связана с состоянием здоровья, морфофункциональной зрелостью и готовностью к умственной и физическим нагрузкам (2).

Основной целью нашей работы было выявить особенности взаимосвязи физиологических показателей кардиореспираторной системы и умственной работоспособности у школьников-подростков, обучающихся в средних учебных заведениях города Белгорода.

В течение 2003 года были обследованы мальчики-подростки 1989-1991 годов рождения. Были определены соматометрические показатели, основные легочные объемы, а также такие показатели сердечно-сосудистой системы, как частота сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давления, ортостатическая проба. Уровень умственной работоспособности определяли методом корректурной пробы.

Исследования показали, что морфофункциональное развитие и умственная работоспособность мальчиков 1989-1991 годов рождения в целом находятся в пределах возрастной нормы (таблица 1).

Таблица 1. Морфофункциональные показатели мальчиков 1989-1991 годов рождения

Показатели

1989 год рождения

1990 год рождения

1991 год рождения

Рост (см)

172,3±2,33

159,1±2,67

161,1±2,65

Масса тела (кг)

56,9±2,79

49,9±2,66

46,8±3,26

Сила кисти (кг)

31,18±1,967

28,1±1,96

23,3±1,72

Окружность грудной клетки (см)

81,0±1,24

78,4±1,49

78,1±2,09

Экскурсия грудной клетки (см)

6,54±0,529

7,0±0,69

5,89±0,678

ЖЕЛ (мл)

3427,3±70,18

3271,4±122,89

2644,4±209,57

ДО (мл)

706,4±63,28

834,3±48,74

693,3±72,57

РОВ (мл)

1333,6±152,98

1090,0±87,7

1138,9±121,27

ЧСС (уд/мин)

76,8±2,16

71,4±3,41

85,6±4,44

Систолическое давление (мм рт.ст.)

119,1±2,11

118,6±2,61

118,3±4,86

Диастолическое давление (мм рт.ст.)

69,1±2,51

77,1±4,74

73,9±2,74

Ортостатическая проба

23,6±1,92

20,7±0,71

25,6±4,12

Получив представленные данные, мы приступили к выяснению возможной взаимосвязи между морфофункциональными показателями организма и уровнем умственной работоспособности (таблица 2). Для этого был использован расчет регрессии с определением коэффициента Пирсона.

Таблица 2. Показатели умственной работоспособности (по методу корректурной пробы) мальчиков 1989-1991 годов рождения

Показатели

1989 год рождения

1990 год рождения

1991 год рождения

V

597,4±24,21

572,1±89,75

508,0±56,89

K

1,46±0,221

0,39±0,032

0,41±0,027

VI

5,64±1,267

24,7±5,08

11,9±3,14

VI1

3,18±0,807

16,9±5,33

7,56±2,534

VI(500)

5,05±1,238

24,9±5,19

12,5±3,16

VI1(200)

2,93±1,084

15,7±4,33

7,98±2,492

n

82,1±5,24

97,6±15,84

89,7±11,27

N

87,2±5,61

117,6±14,81

101,0±11,11

A

0,68±0,054

0,81±0,038

0,88±0,030

P

406,4±28,55

475,8±91,23

451,9±58,42

Q

354,6±14,37

339,6±53,27

301,5±33,77

n1

5,09±1,141

20,0±3,55

11,3±3,04

S

354,5±14,37

339,4±53,28

301,5±33,77

Следует отметить, что, несмотря на литературные данные (3) о том, что нейроэндокринная перестройка в подростковом организме проявляет себя снижением умственной работоспособности и отрицательно сказывается на сопротивляемости утомлению, наши исследования показали сохранение общего фонового уровня этого показателя. Однако следует ожидать, что эти эффекты проявятся несколько позже, возможно к концу пубертатного периода.

В результате расчетов коэффициента Пирсона было выявлено, что степень подвижности нервных процессов и коэффициент продуктивности имеют высокую степень зависимости от показателей легочных объемов и частоты сердечных сокращений. В большей степени это касается мальчиков 1989 года рождения. У мальчиков 1990 и 1991 годов рождения подобные зависимости выражены слабее.

Другие показатели, изучаемые нами в ходе исследования, не проявили своей связи с уровнем умственной работоспособности. Это, однако, не свидетельствует об абсолютной невозможности выявления таких зависимостей у школьников других возрастов, что стимулирует к продолжению исследований.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой. - М., 1968. - 251 с.
  2. Антропова М.В., Козлов В.И. Физическое развитие подростков и их работоспособность // Физиология развития подростков / Под ред. Д.А. Фарбер. - М., 1988. - Глава 9. - С. 158-183.
  3. Нормализация учебной нагрузки школьника / Под ред. М.В. Антроповой, В.И. Козлова. - М., 1988. - 160 с.

Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Научное студенческое сообщество и современность» (18-25 мая, 2004 г., г. Анталия, Турция)