Необходимость подобного реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) связывается с высокой динамичностью современного делового мира.
РБП - как новое направление экономической теории связывает решение организационных проблем большинства предприятий со сменой основных принципов их организации и переходом к ориентации не на функции, а на производственные (бизнес) процессы. Из всех концепций менеджмента, основанных на процессах, РБП рассматривается как наиболее эффективная, революционность которой, обусловлена современным состоянием информационных технологий.
Основные целевые функции РБП определяются следующим образом:
- ставится цель постоянного повышения качества продуктов и услуг (в отличие от повышения прибыли "любой ценой");
- организация работ для этого трансформируется и динамично совершенствуется;
- критерии качества исходят от потребителя;
- в центр внимания ставится не числовой показатель результата той или иной производственной функции или деятельности, а качество процесса ее выполнения;
- исследуются и устраняются недостатки производственной системы, а не отдельных работников;
- повышается роль решений и инициативы каждого работника;
- снимаются барьеры, установленные производственными подразделениями, организуется групповая «артельная», работа;
- как один из определяющих факторов рассматривается обеспечение работникам возможности гордиться результатами своего труда;
- на основе всего этого, как побочный, а не главный результат, снижаются затраты на производство.
В РБП на первый план должны выходить новые цели и методы, диктуемые новой рыночной ситуацией:
- резкое снижение затрат времени на выполнение функций;
- резкое снижение числа работников и других затрат на выполнение функций;
- работа с клиентами и партнерами на удаленных территориях;
- работа с клиентом в режиме 24 часа * 365 дней;
- опора на рост мобильности персонала;
- работа на будущие потребности клиента;
- ускоренное продвижение новых технологий;
- движение в информационное общество.
Современная рыночная концепция кардинальным образом трансформирует взгляды на организацию бизнес-процессов. Если за двести предшествующих лет, теория рыночных отношений без существенных изменений предполагала, что производство или торговая деятельность должны быть разбиты на простейшие и базовые операции, что разделение труда способствует росту производительности, то современная экономическая теория предполагает, что контроль за эффективностью производства осуществляют потребители, через свои рыночные предпочтения в условиях высокой конкуренции.
Более того, многоступенчатое разделение труда требует координации многочисленных этапов производственного процесса, что приводит к росту неэффективности производства. Неэффективная иерархия бизнеса, в значительной степени, стала затруднять осуществление и контроль качества бизнес-процессов. Наконец, при подобной организации бизнеса работники теряют контакт с потребителями и стараются угодить своим руководителям, забывая о тех, кому предназначен их труд.
В этих условиях предприятию необходима кардинальная трансформация целевых и ролевых функций. В качестве метода эффективной перестройки бизнес-процессов многочисленные авторы предлагают реинжиниринг бизнеса, который, по их мнению, для новой революции в бизнесе означает то же, что специализация труда означала для предыдущей исторической эпохи.
Реинжиниринг, многие авторы, определяют как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность. В этом определении содержатся четыре ключевых направления.
Первое ключевое направление - «фундаментальный» определяет необходимость формулировки целевых и ролевых функций предприятия. Иначе говоря, необходимо охарактеризовать миссию предприятия, а следовательно ответить на вопросы: «Почему предприятие занимаемся тем, чем занимаемся? И почему предприятие это делает именно так?». Задаваясь подобными фундаментальными вопросами, менеджеры вынуждены новыми глазами взглянуть на сложившиеся негласные правила и предположения, исходя из которых они руководят своим бизнесом.
Второе ключевое направление - «радикальный». Радикальное перепроектирование означает обращение к самым корням явлений: не проведение косметических изменений и не перетасовку уже существующих систем, а решительный отказ от всего отжившего. Радикальное перепроектирование при реинжиниринге сбрасывает со счетов все существующие структуры и методы и предполагает изобретение совершенно новых способов работы. Осуществить реинжиниринг бизнеса - это все равно, что создать бизнес заново.
Третье ключевое направление - «существенный». Реинжиниринг не имеет ничего общего с небольшими частичными или приростными улучшениями, он призван обеспечить общий мощный рост результативности. Если показатели компании лишь на 10% отстают от намеченных, если ее затраты превышаются на 10%, а качество оказывается на 10% ниже положенного, если обслуживание клиентов должно осуществляться на 10% оперативнее - такая компания вовсе не нуждается в реинжиниринге. Из этой десятипроцентной ямы компанию вполне могут «вытащить» более традиционные методы, например, призыв к подразделениям разработать программы по улучшению качества и так далее. Реинжиниринг нужен только тогда, когда ощущается потребность осуществить серьезный прорыв.
Четвертое ключевое направление - «процессы» - будучи наиболее важным, однако является именно тем понятием, которое представляет главную трудность для большинства менеджеров. Основная часть бизнесменов вовсе не «ориентирована на процесс»: они сосредоточены на задачах, на отдельных операциях, на людях, на структурах, но никак не на процессах.
Таким образом, РБП как радикальный метод совершенствования деятельности предприятия в своей основе имеет важный потенциал для развития и обеспечение устойчивого конкурентного преимущества.