Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Одной из проблем химии XXI века является факт, что "химий" стало очень много (более 70-ти). Это привело к экспоненциальному до 1975 года и линейному, после него, количественному росту химической информации. В результате процессы дифференциации в фундаментальном её развитии преобладают над интеграционными. Признавая огромную значимость периодической системы атомов Д.И. Менделеева в развитии взглядов на строение вещества, к началу XXI века возникло понимание, что эта система по существу является системой физических (атомных), а не химических веществ[1,2]. В результате современная химия не имеет ни единой теории строения химических веществ (химических соединений атомов), ни системы их объединяющих. Эта наука и учебная дисциплина  все  более  перегружается частностями в ущерб своей фундаментальности, приводя к практической невозможности в этих условиях качественного преподавания этой дисциплины, с квалифицированным раскрытием ее предмета и индивидуальных фундаментальных отличий от других наук. И как естественный финал оценки качества современного химического образования может служить мнение "тысяч учащихся Специализированного учебно-научного центра ... при МГУ (имени основоположника химии в России М,В,Ломоносова), которые хором считают: "Химия не наука"!" (Химия и жизнь-ХХI век, 1998, №4, с.70). И следовательно, понятно, что химическое количество (около 15 миллионов химических соединений) не переросло пока в новое фундаментальное качество, подтверждая главный вывод работ [1,2] : в начале XXI века химия вступает в новый VI этап исторического развития этап качественного становления как единой целостной самостоятельной фундаментальной естественной науки и учебной дисциплины.

В основу современной концепции химического образования нами предлагается заложить новую методологию, опирающуюся на новый научный фундамент систему химических связей и соединений и следующие основные принципы: принцип (или закон) Бутлерова о фундаментальной индивидуальности химического уровня строения вещественной материи (химического соединения) и его отличий от физического атомарного; принцип унификации научно-методических подходов и единства изложения основополагающих положений и фундаментальных понятий в различных химических дисциплинах и принцип непрерывности химического образования (довузовское, вузовское и послевузовское) [1,2].

Литература

  1. Сироткин О.С. Химия на своем месте. //Химия и жизнь.2003, №5,с.26-29.
  2. Сироткин О.С., Сироткин Р.О. О концепции химического образования. // Высшее образование в России. 2001, № 6, с.137-139.