Современная Россия с ее богатой историей высшей школы и научно-технического развития, имеет хорошие возможности модернизировать систему высшего образования и использовать возможности, открываемые глобализацией экономики. Высшая школа должна стать генератором новых идей и технологий и обеспечить формирование высокообразованного человеческого ресурса, необходимого для развития новых направлений науки, образования и бизнеса. Движущей силой современной мировой экономики являются знания в форме идей и современных технологий. Резко возросли темпы перемен и обновления, товары и ресурсы с легкостью перемещаются через национальные границы, быстро распространяются новые средства связи и обработки информации в виде мощных компьютерных технологий. Высшее образование играет важную роль для приспособления к этим радикальным изменениям. Важнейшим вопросом в этой связи является качество преподавания и соответствие учебных программ новым потребностям конкурентной рыночной экономики, основанной на знаниях. Формирующиеся изменения нашли отражение и в нормативно-правовых документах Российской Федерации, таких как Федеральная программа развития образования, «Концепция модернизации российского образования до 2010 года». В них было отмечено, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди; здесь же подчеркивалось, что необходимо формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Такая ситуация предполагает актуализацию проблемы обучения, и введение этого понятия в педагогическую теорию и практику в рамках компетентностного подхода, т.е. появление нового поколения концепций гибкого профессионального образования, основанных на модульном походе и модульном обучении.
Модульное обучение реализует модульную образовательную программу, включающую блочный учебный план и комплект модульных программ учебных предметов. Модульный же учебный план представляет собой модель содержания образования и для любого уровня профессионального образования состоит из образовательных блоков (гуманитарного, естественнонаучного, общетехнического, профессионального), которые структурируются на дисциплины профессионально-обязательные, дисциплины по выбору и факультативные. В основе модульных профессионально-обязательных программ лежат модули, представляющие собой профессионально значимые действия.
Обучающий модуль - это совокупность содержания обучения по конкретной модульной единице, системе управления учебными действиями обучаемого, система контроля знаний по конкретному содержанию и методических рекомендаций Ядром модульного обучения является учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля, а цель модульного обучения заключается в содействии развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Таким образом, модульное обучение, его общая характеристика и структура транслируется на профессиональную подготовку специалиста и имеет огромное практическое значение на современном этапе развития образования в контексте формирования личности специалиста, адекватной требованиям сегодняшнего времени.