Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Институциональная структура агропродовольственного рынка представляет собой систему заданных ограничений в виде взаимосвязанных групп институтов, призванных координировать и мотивировать рыночный обмен и тем самым способствовать эффективному продвижению агропродовольственной продукции к потребителю. Развитие институтов агропродовольственного рынка сибирского региона, как и России в целом, сдерживается отсутствием надежной системы заключения и соблюдения контрактов, четкой спецификации и защиты прав собственности на земли сельскохозяйственного назначения, административными барьерами во взаимодействии субъектов рынка с органами государственного управления, большим количеством разрозненных посредников, несовершенством финансовых институтов. Не развита информационная инфраструктура рынка, слабо развита и противоречива законодательная база, обеспечивающая рыночную деятельность; увеличиваются непроизводительные трансакционные издержки.

Анализ состояния агропродовольственного рынка областей Сибирского федерального округа и оценка развития его институтов позволили предложить концепцию совершенствования институциональной структуры регионального агропродовольственного рынка. Предлагаемая концепция представляет собой систему теоретических положений и разработанных на их основе рекомендаций по совершенствованию институциональной структуры регионального агропродовольственного рынка.

Цель концепции состоит в том, чтобы обеспечить взаимодействие между субъектами агропродовольственного рынка региона, способствовать свободному движению товаров, обеспечивать процесс воспроизводства, бесперебойное функционирование сферы конечного потребления, повышение эффективности производства. В основу концепции положена теоретическая посылка о том, что эффективная институциональная структура регионального агропродовольственного рынка возможна при условии, что ее элементы тесно взаимодействуют, обеспечивая целостность системы и сокращение непроизводительных трансакционных издержек. При этом, весьма актуально достижение согласованного взаимодействия между институтами инфраструктуры и институтами, определяющими институциональную среду рынка.

Согласованное взаимодействие рыночных институтов достигается при соблюдении определенного набора правил. Во-первых, согласованность принимаемых решений всеми институтами, представляющими законодательные и исполнительные органы власти, как на федеральном, так и региональном уровне. Такая согласованность должна быть обеспечена по вертикали - между федеральными управленческими решениями и решениями, принимаемыми на региональном уровне, и по горизонтали - между институтами управления регионом, между региональными институтами и институтами муниципального самоуправления. Во-вторых, решения, принимаемые органами управления, должны быть согласованы со стратегическими целями функционирования и развития регионального агропродовольственного рынка, такими как, обеспечение максимального уровня продовольственного потребления населением региона и его продовольственной безопасности. В-третьих, проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей. В-четвертых, при определении границ государственного вмешательства в процессы, происходящие на региональном рынке, необходимо руководствоваться такими критериями как эффективность функционирования рынка, уровень обеспеченности продовольствием населения региона, уровень импорта (экспорта) в регионе. Концепция предусматривает институциональные приоритеты: спецификация и защита прав собственности на землю; формирование разветвленной сети производственных и сбытовых кооперативов, позволяющих сельскохозяйственным товаропроизводителям развивать рыночные связи без неэффективных посредников; восстановление крупнотоварного производства, предусматривая создание предприятий, объединяющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции; государственная поддержка хозяйств населения; развитие биржевых систем в сети Интернет; создание информационно-консультационных служб АПК области и районов, кластерная политика регионального развития. Концепция состоит из трех разделов. Первый - представляет собой совокупность положений, направленных на совершенствование институтов, определяющих институциональную среду агропродовольственного рынка региона. Во втором - представлены положения по совершенствованию институциональной инфраструктуры агропродовольственного рынка. Третий - включает ряд мер по совершенствованию взаимосвязей между организациями, осуществляющими производство продовольственной продукции сельскохозяйственного происхождения в регионе. (см. схему).

Совершенствование институциональной структуры агропродовольственного рынка базируется на спецификации и защите прав собственности на землю. Проблема состоит в том, что сложившаяся в регионе система подтверждения и защиты прав собственности на землю не способствует рациональному использованию сельскохозяйственных земель и не позволяет привлечь инвестиции в сельское хозяйство, порождает неопределенность во взаимодействиях. Концепция создает предпосылки для рационального использования земельных ресурсов. Для создания условий вовлечения земли в рыночный оборот необходимо совершенствовать региональную нормативно-правовую базу, регулирующую порядок проведения аукционов и конкурсов по продаже земельных участков или права их аренды и др.

К важным направлениям развития и совершенствования институтов рынка относится повышение надежности контрактной системы, ибо важно обеспечить развитие контрактного сельского хозяйства, в котором качество товара, его объемы, цена и сроки поставки согласуются не ex post (после свершения акта производства и доставки товара на рынок), а ex ante, - до начала процесса производства. Важно, чтобы определение государственного заказчика и выделение бюджетных средств из регионального продовольственного фонда предприятиям и организациям производилось только на конкурсной основе. В сфере государственных закупок необходимо создавать новые институты, например, фьючерсные региональные контракты, реестр государственных контрактов, реестр недобросовестных плательщиков. Соответствующее контрактное обеспечение стабилизирует экономическую среду.

Совершенствования институциональной структуры агропродовольственного рынка связано с развитием института конкуренции. Развитию этого института способствует совершенствование системы государственных заказов и государственных закупок продукции аграрного сектора. Они должны распределяться на конкурсной основе, поскольку именно такой подход способен обеспечить конкуренцию между частными и государственными компаниями. В случае неэффективности хозяйственной деятельности государственные предприятия не должны получать заказы со стороны государства. Региональному правительству необходимо проводить работу по развитию и совершенствованию сети заготовительных организаций, заниматься проблемами формирования регионального продовольственного фонда. Благодаря региональной системе заготовок сельскохозяйственной продукции может быть достигнута ее эффективная реализация, сократится количество промежуточных звеньев и посреднических коммерческих структур в процессе реализации. К этому же результату приведет рост числа малых форм хозяйствования.

  

Сущность концепции - система теоретических положений и разработанных на их основе рекомендаций по совершенствованию институциональной структуры регионального агропродовольственного рынка

Раздел I. Совершенствование институтов, определяющих институциональную среду рынка

1. Спецификация и защита прав собственности на землю

2. Повышение надежности контрактной системы

3. Развитие института конкуренции

Раздел II. Совершенствование институциональной инфраструктуры рынка

1. Оптимизация роли государства на рынке

2. Разработка и внесение изменений в законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность участников регионального агропродовольственного рынка

3. Создание адекватной товаропроводящей системы через развитие оптовой и розничной торговли, заготовительно-закупочных кооперативов и пунктов приёма сельскохозяйственной продукции у хозяйств населения

4. Развитие информационно-консультационного обеспечения субъектов регионального агропродовольственного рынка

5. Развитие финансовой инфраструктуры агропродовольственного рынка

6. Развитие кадровой инфраструктуры

Раздел III. Совершенствование взаимосвязей между организациями, осуществляющими производство продовольственной продукции сельскохозяйственного происхождения

1. Кластерная политика регионального развития. Стимулирование процессов интеграции хозяйств населения

2. Создание сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых, потребительских и кредитных кооперативов

3. Создание инфраструктуры хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств

Предполагаемый эффект реализации концепции: формирование институциональной структуры, которая обеспечивает оптимальные взаимосвязи между структурными элементами агропродовольственного рынка региона, способствуют свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства в АПК, бесперебойному функционированию сферы конечного потребления и тем самым повышению эффективности производства, сбыта и потребления агропродовольственных товаров в регионе. Рост доходной части бюджета региона.

Схема концепции совершенствования институциональной
структуры агропродовольственного рынка региона

Во втором разделе предлагаемой концепции представлены объекты совершенствования и рекомендации по совершенствованию институциональной инфраструктуры агропродовольственного рынка региона. Регулирующее воздействие института государства на рынке должно быть сориентировано на оптимизацию процесса саморегуляции, то есть такого состояния на агропродовольственном рынке, когда спрос и предложение уравновешиваются рыночными силами, а государственное воздействие состоит в постоянной поддержке этого равновесия за счет таких факторов, как снижение монополизма ресурсопроизводящих и перерабатывающих предприятий, корректировка паритетного соотношения цен, сдерживание импорта продовольственных товаров до уровня, обеспечивающего стимулирующую роль в минимизации издержек производства товаропроизводителями, создание продовольственных запасов для интервенционных операций на рынке и для случая неурожайных лет, разработка и реализация программ по поддержке малого предпринимательства и сельскохозяйственной потребительской кооперации, ликвидация административных барьеров на пути движения продукции. Необходима система мер, стимулирующая развитие институтов общественной самоорганизации: ассоциаций предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей, научных сообществ и др. Испытывая потребность в институциональном регулировании рынка, его агенты вынуждены объединять усилия и капиталы для преодоления несовершенства институциональной структуры, но они нуждаются в государственной поддержке.

Актуальным направлением второго раздела предлагаемой концепции является совершенствование нормативно-правовых основ функционирования регионального агропродовольственного рынка, которое предусматривает разработку и внесение изменений в законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность его участников. Поскольку большинство проблем субъектов и агентов рыночных отношений обусловлено формальными правилами федерального уровня, предлагается на основе постоянного мониторинга, формулировать и направлять рекомендации и предложения в законодательные органы власти федерального уровня.

Следующим шагом является создание таких условий в регионе, которые У. Нисканен назвал «мягкой инфраструктурой». Это условия, которые увеличивают экономические права человека (укрепление доверия, прав собствен¬ности, честности и ответственности при выполнении контрактов, повышения терпимости к инакомыслию, обеспечение гарантий прав меньшинства и т.п.), а также формируют неформальные «правила игры», без которых функционирование рыночной экономики не¬возможно. Изменения неформальных норм экономического поведения людей поддерживают действие новых законов [1].

Следующий параметр второго раздела концепции предусматривает создание адекватной товаропроводящей системы, узлами которой являются оптовая и розничная торговля, товарные биржи, заготовительно-закупочные кооперативы, пункты приёма молока и мяса у хозяйств населения. Важной рекомендацией в этом разделе концепции считаем организацию пунктов приёма мяса и молока у хозяйств населения, на долю которых приходится около половины производимого в регионе мяса и молока. Целесообразно создание и развитие такого института посредничества как биржа, так как она является важным институциональным компонентом рынка, определяющим в существенной мере основные характеристики его функционирования. Весьма перспективным направлением является организация электронных торгов. В настоящее время разработкой универсальной системы электронных торгов на базе Интернет в Омской области занимаются государственное унитарное предприятие «Омское продовольствие» и ОАО «Электросвязь» Омской области. Движение продукции в рамках такой системы может осуществляться в двух формах: 1) прямая связь между продавцом (играющим роль также и экспортера) и покупателем; 2) движение продукции по цепочке: производитель - организация-экспортер - организация-импортер - оптовик - покупатель. Первая форма предполагает доставку продукции непосредственно покупа¬телю (это обычно имеет место при поставке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих и иных изделий производственного назначения). Вторая форма движения продукции предполагает участие организаций, выполняющих функции посредника-оптовика, сбытового агента и продавца-дилера.

Перспективной мерой развития институциональной инфраструктуры агропродовольственного рыка региона должно стать развитие информационно-консультационного обеспечения субъектов этого рынка. Последнее будет способствовать преодолению асимметрии информации, повышению информатизации аграрной сферы и созданию единой системы информационного обеспечения АПК.

В третьем разделе концепции представлены рекомендации по совершенствованию организаций, представляющих производителей агропродовольственной продукции. Важнейшим направлением совершенствования институциональной структуры рынка на уровне его субъектов являются развитие процессов кооперации и интеграции, создание сельскохозяйственных потребительских и кредитных кооперативов, стимулирование отечественного товаропроизводителя, формирование инфраструктуры малых форм хозяйствования. Результатом реализации предлагаемой концепции, в конечном счете, должно стать сокращение непроизводительных трансакционных издержек.

Определение экономического эффекта, полученного в связи с реализацией предлагаемой концепции, включает три направления. Направление первое - определение экономического эффекта, обусловленного сокращением непроизводительных трансакционных издержек. Это величина сокращения потерь обусловленных взаимодействием власти с субъектами и агентами агропродовольственного рынка, то есть сокращением затрат обусловленных усложненной процедурой регистрации земельной собственности, затрат на ускоренную регистрацию предприятий агропромышленного комплекса, необоснованным лицензированием, сертификацией, высокой активностью проверяющих органов. Направление второе - определение экономического эффекта, обусловленного исключением из продовольственной цепочки ряда посредников. Направление третье - определение эффекта синергии, обусловленного взаимодополнением, степенью согласованности мероприятий по совершенствованию институциональной структуры регионального агропродовольственного рынка. Так, функционирование губернских ярмарок, согласованное с созданием сети приёмно-сбытовых пунктов мясомолочной продукции обеспечивает укреплению хозяйств населения в большей степени, чем при поэтапной реализации мероприятий. Такой же синергетический эффект даст взаимосвязанное развитие биржевых систем, электронной торговли сельхозпродукцией и интервенционного регулирования. Синергетический эффект выражается в повышении эффективности функционирования АПК, повышении его устойчивости и конкурентоспособности, в росте продовольственного обеспечения населения региона и продовольственной безопасности.

Государственное регулирование агропродовольственного рынка эффективнее проявляет себя на уровне постоянно взаимодействующих структур в рамках кластерных формирований, чем на уровне огромного количества разрозненных экономических субъектов. Поэтому в качестве инструмента государственного регулирования взаимодействия институтов регионального агропродовольственного рынка предлагается создать региональный пищевой кластер на основе стратегического партнерства сельскохозяйственных, перерабатывающих, торговых, финансово-кредитных, научных организаций и органов государственной власти. Создание пищевого кластера будет сопровождаться синергетическим эффектом, обусловленным взаимодополнением и согласованностью мероприятий по совершенствованию институциональной структуры регионального агропродовольственного рынка. Повысится доходность не только пищевой отрасли, но и смежных с ней отраслей экономики региона. В свою очередь, увеличатся поступления в бюджетную систему региона и доходы населения.

Список Литературы

1. Нисканен У. (William A. Niskanen) Автократия, демократия и оптимальное правительство: фискальные выборы и экономические результаты (Autocratic, Democratic and Optimal Government: Fiscal Choices and Economic Outcomes, 2003).