Институциональная структура агропродовольственного рынка представляет собой систему заданных ограничений в виде взаимосвязанных групп институтов, призванных координировать и мотивировать рыночный обмен и тем самым способствовать эффективному продвижению агропродовольственной продукции к потребителю. Развитие институтов агропродовольственного рынка сибирского региона, как и России в целом, сдерживается отсутствием надежной системы заключения и соблюдения контрактов, четкой спецификации и защиты прав собственности на земли сельскохозяйственного назначения, административными барьерами во взаимодействии субъектов рынка с органами государственного управления, большим количеством разрозненных посредников, несовершенством финансовых институтов. Не развита информационная инфраструктура рынка, слабо развита и противоречива законодательная база, обеспечивающая рыночную деятельность; увеличиваются непроизводительные трансакционные издержки.
Анализ состояния агропродовольственного рынка областей Сибирского федерального округа и оценка развития его институтов позволили предложить концепцию совершенствования институциональной структуры регионального агропродовольственного рынка. Предлагаемая концепция представляет собой систему теоретических положений и разработанных на их основе рекомендаций по совершенствованию институциональной структуры регионального агропродовольственного рынка.
Цель концепции состоит в том, чтобы обеспечить взаимодействие между субъектами агропродовольственного рынка региона, способствовать свободному движению товаров, обеспечивать процесс воспроизводства, бесперебойное функционирование сферы конечного потребления, повышение эффективности производства. В основу концепции положена теоретическая посылка о том, что эффективная институциональная структура регионального агропродовольственного рынка возможна при условии, что ее элементы тесно взаимодействуют, обеспечивая целостность системы и сокращение непроизводительных трансакционных издержек. При этом, весьма актуально достижение согласованного взаимодействия между институтами инфраструктуры и институтами, определяющими институциональную среду рынка.
Согласованное взаимодействие рыночных институтов достигается при соблюдении определенного набора правил. Во-первых, согласованность принимаемых решений всеми институтами, представляющими законодательные и исполнительные органы власти, как на федеральном, так и региональном уровне. Такая согласованность должна быть обеспечена по вертикали - между федеральными управленческими решениями и решениями, принимаемыми на региональном уровне, и по горизонтали - между институтами управления регионом, между региональными институтами и институтами муниципального самоуправления. Во-вторых, решения, принимаемые органами управления, должны быть согласованы со стратегическими целями функционирования и развития регионального агропродовольственного рынка, такими как, обеспечение максимального уровня продовольственного потребления населением региона и его продовольственной безопасности. В-третьих, проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей. В-четвертых, при определении границ государственного вмешательства в процессы, происходящие на региональном рынке, необходимо руководствоваться такими критериями как эффективность функционирования рынка, уровень обеспеченности продовольствием населения региона, уровень импорта (экспорта) в регионе. Концепция предусматривает институциональные приоритеты: спецификация и защита прав собственности на землю; формирование разветвленной сети производственных и сбытовых кооперативов, позволяющих сельскохозяйственным товаропроизводителям развивать рыночные связи без неэффективных посредников; восстановление крупнотоварного производства, предусматривая создание предприятий, объединяющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции; государственная поддержка хозяйств населения; развитие биржевых систем в сети Интернет; создание информационно-консультационных служб АПК области и районов, кластерная политика регионального развития. Концепция состоит из трех разделов. Первый - представляет собой совокупность положений, направленных на совершенствование институтов, определяющих институциональную среду агропродовольственного рынка региона. Во втором - представлены положения по совершенствованию институциональной инфраструктуры агропродовольственного рынка. Третий - включает ряд мер по совершенствованию взаимосвязей между организациями, осуществляющими производство продовольственной продукции сельскохозяйственного происхождения в регионе. (см. схему).
Совершенствование институциональной структуры агропродовольственного рынка базируется на спецификации и защите прав собственности на землю. Проблема состоит в том, что сложившаяся в регионе система подтверждения и защиты прав собственности на землю не способствует рациональному использованию сельскохозяйственных земель и не позволяет привлечь инвестиции в сельское хозяйство, порождает неопределенность во взаимодействиях. Концепция создает предпосылки для рационального использования земельных ресурсов. Для создания условий вовлечения земли в рыночный оборот необходимо совершенствовать региональную нормативно-правовую базу, регулирующую порядок проведения аукционов и конкурсов по продаже земельных участков или права их аренды и др.
К важным направлениям развития и совершенствования институтов рынка относится повышение надежности контрактной системы, ибо важно обеспечить развитие контрактного сельского хозяйства, в котором качество товара, его объемы, цена и сроки поставки согласуются не ex post (после свершения акта производства и доставки товара на рынок), а ex ante, - до начала процесса производства. Важно, чтобы определение государственного заказчика и выделение бюджетных средств из регионального продовольственного фонда предприятиям и организациям производилось только на конкурсной основе. В сфере государственных закупок необходимо создавать новые институты, например, фьючерсные региональные контракты, реестр государственных контрактов, реестр недобросовестных плательщиков. Соответствующее контрактное обеспечение стабилизирует экономическую среду.
Совершенствования институциональной структуры агропродовольственного рынка связано с развитием института конкуренции. Развитию этого института способствует совершенствование системы государственных заказов и государственных закупок продукции аграрного сектора. Они должны распределяться на конкурсной основе, поскольку именно такой подход способен обеспечить конкуренцию между частными и государственными компаниями. В случае неэффективности хозяйственной деятельности государственные предприятия не должны получать заказы со стороны государства. Региональному правительству необходимо проводить работу по развитию и совершенствованию сети заготовительных организаций, заниматься проблемами формирования регионального продовольственного фонда. Благодаря региональной системе заготовок сельскохозяйственной продукции может быть достигнута ее эффективная реализация, сократится количество промежуточных звеньев и посреднических коммерческих структур в процессе реализации. К этому же результату приведет рост числа малых форм хозяйствования.
Сущность концепции - система теоретических положений и разработанных на их основе рекомендаций по совершенствованию институциональной структуры регионального агропродовольственного рынка |
Раздел I. Совершенствование институтов, определяющих институциональную среду рынка |
1. Спецификация и защита прав собственности на землю |
2. Повышение надежности контрактной системы |
3. Развитие института конкуренции |
Раздел II. Совершенствование институциональной инфраструктуры рынка |
1. Оптимизация роли государства на рынке |
2. Разработка и внесение изменений в законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность участников регионального агропродовольственного рынка |
3. Создание адекватной товаропроводящей системы через развитие оптовой и розничной торговли, заготовительно-закупочных кооперативов и пунктов приёма сельскохозяйственной продукции у хозяйств населения |
4. Развитие информационно-консультационного обеспечения субъектов регионального агропродовольственного рынка |
5. Развитие финансовой инфраструктуры агропродовольственного рынка |
6. Развитие кадровой инфраструктуры |
Раздел III. Совершенствование взаимосвязей между организациями, осуществляющими производство продовольственной продукции сельскохозяйственного происхождения |
1. Кластерная политика регионального развития. Стимулирование процессов интеграции хозяйств населения |
2. Создание сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых, потребительских и кредитных кооперативов |
3. Создание инфраструктуры хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств |
Предполагаемый эффект реализации концепции: формирование институциональной структуры, которая обеспечивает оптимальные взаимосвязи между структурными элементами агропродовольственного рынка региона, способствуют свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства в АПК, бесперебойному функционированию сферы конечного потребления и тем самым повышению эффективности производства, сбыта и потребления агропродовольственных товаров в регионе. Рост доходной части бюджета региона. |
Схема концепции совершенствования институциональной
структуры агропродовольственного рынка региона
Во втором разделе предлагаемой концепции представлены объекты совершенствования и рекомендации по совершенствованию институциональной инфраструктуры агропродовольственного рынка региона. Регулирующее воздействие института государства на рынке должно быть сориентировано на оптимизацию процесса саморегуляции, то есть такого состояния на агропродовольственном рынке, когда спрос и предложение уравновешиваются рыночными силами, а государственное воздействие состоит в постоянной поддержке этого равновесия за счет таких факторов, как снижение монополизма ресурсопроизводящих и перерабатывающих предприятий, корректировка паритетного соотношения цен, сдерживание импорта продовольственных товаров до уровня, обеспечивающего стимулирующую роль в минимизации издержек производства товаропроизводителями, создание продовольственных запасов для интервенционных операций на рынке и для случая неурожайных лет, разработка и реализация программ по поддержке малого предпринимательства и сельскохозяйственной потребительской кооперации, ликвидация административных барьеров на пути движения продукции. Необходима система мер, стимулирующая развитие институтов общественной самоорганизации: ассоциаций предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей, научных сообществ и др. Испытывая потребность в институциональном регулировании рынка, его агенты вынуждены объединять усилия и капиталы для преодоления несовершенства институциональной структуры, но они нуждаются в государственной поддержке.
Актуальным направлением второго раздела предлагаемой концепции является совершенствование нормативно-правовых основ функционирования регионального агропродовольственного рынка, которое предусматривает разработку и внесение изменений в законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность его участников. Поскольку большинство проблем субъектов и агентов рыночных отношений обусловлено формальными правилами федерального уровня, предлагается на основе постоянного мониторинга, формулировать и направлять рекомендации и предложения в законодательные органы власти федерального уровня.
Следующим шагом является создание таких условий в регионе, которые У. Нисканен назвал «мягкой инфраструктурой». Это условия, которые увеличивают экономические права человека (укрепление доверия, прав собствен¬ности, честности и ответственности при выполнении контрактов, повышения терпимости к инакомыслию, обеспечение гарантий прав меньшинства и т.п.), а также формируют неформальные «правила игры», без которых функционирование рыночной экономики не¬возможно. Изменения неформальных норм экономического поведения людей поддерживают действие новых законов [1].
Следующий параметр второго раздела концепции предусматривает создание адекватной товаропроводящей системы, узлами которой являются оптовая и розничная торговля, товарные биржи, заготовительно-закупочные кооперативы, пункты приёма молока и мяса у хозяйств населения. Важной рекомендацией в этом разделе концепции считаем организацию пунктов приёма мяса и молока у хозяйств населения, на долю которых приходится около половины производимого в регионе мяса и молока. Целесообразно создание и развитие такого института посредничества как биржа, так как она является важным институциональным компонентом рынка, определяющим в существенной мере основные характеристики его функционирования. Весьма перспективным направлением является организация электронных торгов. В настоящее время разработкой универсальной системы электронных торгов на базе Интернет в Омской области занимаются государственное унитарное предприятие «Омское продовольствие» и ОАО «Электросвязь» Омской области. Движение продукции в рамках такой системы может осуществляться в двух формах: 1) прямая связь между продавцом (играющим роль также и экспортера) и покупателем; 2) движение продукции по цепочке: производитель - организация-экспортер - организация-импортер - оптовик - покупатель. Первая форма предполагает доставку продукции непосредственно покупа¬телю (это обычно имеет место при поставке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих и иных изделий производственного назначения). Вторая форма движения продукции предполагает участие организаций, выполняющих функции посредника-оптовика, сбытового агента и продавца-дилера.
Перспективной мерой развития институциональной инфраструктуры агропродовольственного рыка региона должно стать развитие информационно-консультационного обеспечения субъектов этого рынка. Последнее будет способствовать преодолению асимметрии информации, повышению информатизации аграрной сферы и созданию единой системы информационного обеспечения АПК.
В третьем разделе концепции представлены рекомендации по совершенствованию организаций, представляющих производителей агропродовольственной продукции. Важнейшим направлением совершенствования институциональной структуры рынка на уровне его субъектов являются развитие процессов кооперации и интеграции, создание сельскохозяйственных потребительских и кредитных кооперативов, стимулирование отечественного товаропроизводителя, формирование инфраструктуры малых форм хозяйствования. Результатом реализации предлагаемой концепции, в конечном счете, должно стать сокращение непроизводительных трансакционных издержек.
Определение экономического эффекта, полученного в связи с реализацией предлагаемой концепции, включает три направления. Направление первое - определение экономического эффекта, обусловленного сокращением непроизводительных трансакционных издержек. Это величина сокращения потерь обусловленных взаимодействием власти с субъектами и агентами агропродовольственного рынка, то есть сокращением затрат обусловленных усложненной процедурой регистрации земельной собственности, затрат на ускоренную регистрацию предприятий агропромышленного комплекса, необоснованным лицензированием, сертификацией, высокой активностью проверяющих органов. Направление второе - определение экономического эффекта, обусловленного исключением из продовольственной цепочки ряда посредников. Направление третье - определение эффекта синергии, обусловленного взаимодополнением, степенью согласованности мероприятий по совершенствованию институциональной структуры регионального агропродовольственного рынка. Так, функционирование губернских ярмарок, согласованное с созданием сети приёмно-сбытовых пунктов мясомолочной продукции обеспечивает укреплению хозяйств населения в большей степени, чем при поэтапной реализации мероприятий. Такой же синергетический эффект даст взаимосвязанное развитие биржевых систем, электронной торговли сельхозпродукцией и интервенционного регулирования. Синергетический эффект выражается в повышении эффективности функционирования АПК, повышении его устойчивости и конкурентоспособности, в росте продовольственного обеспечения населения региона и продовольственной безопасности.
Государственное регулирование агропродовольственного рынка эффективнее проявляет себя на уровне постоянно взаимодействующих структур в рамках кластерных формирований, чем на уровне огромного количества разрозненных экономических субъектов. Поэтому в качестве инструмента государственного регулирования взаимодействия институтов регионального агропродовольственного рынка предлагается создать региональный пищевой кластер на основе стратегического партнерства сельскохозяйственных, перерабатывающих, торговых, финансово-кредитных, научных организаций и органов государственной власти. Создание пищевого кластера будет сопровождаться синергетическим эффектом, обусловленным взаимодополнением и согласованностью мероприятий по совершенствованию институциональной структуры регионального агропродовольственного рынка. Повысится доходность не только пищевой отрасли, но и смежных с ней отраслей экономики региона. В свою очередь, увеличатся поступления в бюджетную систему региона и доходы населения.
Список Литературы
1. Нисканен У. (William A. Niskanen) Автократия, демократия и оптимальное правительство: фискальные выборы и экономические результаты (Autocratic, Democratic and Optimal Government: Fiscal Choices and Economic Outcomes, 2003).
Библиографическая ссылка
Стукач В.Ф. ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 2. – С. 138-142;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15948 (дата обращения: 21.11.2024).