Перспективы развития гидросамолетов-амфибий (ГСА) обуславливаются потребностями государственных структур и маркетингом, однако количеством тип требуемых машин зависят от реально достигаемых характеристик амфибий. Дальнейший прогресс реализуется путем сравнения предельных характеристик с характеристиками реальных машин; на этой основе базируются предпосылки дальнейших путем развития:
1) ГСА по сравнению с самолетом аэродромного базирования одинаковой грузоподъемности предпочтителен, т.к. может эксплуатироваться как с водной поверхности, так и с обычного аэродрома;
2) для тушения лесных пожаров наиболее эффективен гидросамолет, который забирает воду без остановки при глиссировании после посадки, сразу взлетает и летит в зону пожара;
3) ГСА может быть весьма эффективным транспортным средством в бездорожных районах Сибири и Севера, связывающим базовые аэродромы в крупных центрах (Архангельск, Новосибирск, Якутии и др.) с периферией в радиусе 500 км. Крупные реки и озера этих регионов пригодны для приема в зимний период ГСА на лыжном шасси с полезной нагрузкой до 10 тонн;
4) другие направления гражданского применения ГСА: рыбная разведка, спасательные операции и санитарное обслуживание рыбаков; в перечисленных вариантах использования ГСА значительно эффективнее и сухопутных самолетов;
5) по мнению военных специалистов, ГСА весьма эффективны в решении задач противолодочной обороны и в решении антиракетных задач.
Снижение интереса к ГСА во всем мире отчасти связано с тем, что специфика согласования аэро- и гидродинамики обычно приводит ГСА к несколько худшим ЛТХ по сравнению с аналогичным сухопутным самолетом. В порядке возражения: А-42 «Альбатрос» за счет совершенствования характеристик аэро- и гидродинамики при взлетной массе 86 тонн имеет крейсерскую скорость 700 км/ч (максимальную - 800 км/ч), может взлетать и приводняться при волнах высотой о двух метров. А ведь даже в Северной Атлантике волны высотой 2 и более двух метров встречаются не более 10...15 % времени года!
Традиционным для гидросамолетов являлось высоко расположенное крыло, снабженное развитой механизацией. По такой схеме созданы весьма удачные конструкции как фирмой «Дорные», так и в СССР. Однако результаты изучения «экранного эффекта» и опыт создания экранопланов привели ОКБ им Г.М. Бериева к идее создания большого гидросамолета и низко расположенным «плавающим» немеханизированным крылом. В Таганроге была успешно испытана большая буксируемая модель. В дальнейшем опыты продолжились на летающей пилотируемой модели, результатом чего оказалась разработка двух амфибий - Бе-103 и Р-50.
Другим направление работ является использование воздушной подушки. Эксперименты велись на модернизированном Ан-28 и опытной амфибии «Динго». Результаты экспериментов: низкое расположение центроплана в схемах амфибий Р-50, Бе-103 и «Динго» при взлете и посадке дает дополнительные выгоды от реализации «экранного эффекта».
Эволюция космонавтики систематически заставляет ее создателей обустраивать стартовые комплексы в экваториальных широтах, включая океанские просторы. Учитывая историческую неизбежность освоения Мирового океана человечеством, вынос стартовых комплексов в океан должен сопровождаться самым жестким межнациональным экологическим контролем, исключающим нанесение ущерба при возможных авариях и катастрофах запусков, о чем специалисты ТАНТК им. Г.М.Бериева не раз подтверждали на научных форумах различного ранга. На ТНТК им. Г.М. Бериева многое годы прорабатывается многовариантная программа супертяжелых гидросамолетов типа Бе-2500, рассматривается схема использования их для запуска космических разгонных комплексов в экваториальных широтах на высотах 10...11 км над пустынными районами суши, где проблемы непогоды значительно ослаблены. Рассматриваемая система также снимает проблему подбора приводняющихся в океане возвращаемых аппаратов.
В настоящее время разработкой гидросамолетов во всем мире занимается множество мелких и только три крупные авиационные фирмы:
‒ Канадская «Канадэр» (Canadair);
‒ Японская «Ши Мейва» (Shin Meiuta).
Таганрогский авиационный научно-механический комплекс имени Георгия Михайловича Бериева, имеющий более чем 80-летний опят создания гидросамолетов при активном сотрудничестве с отраслевыми НИИ и заслуженно занимающий лидирующее положение в мировой гидроавиации.