Механизм со сложным шатуном показан на рис. 1. В нем кривошип ОА соединяется с шестизвенной группой Ассура. При задании движения кривошипу, ползун FDE получает вполне определенное движение.
Рис. 1. Кривошипно-ползунный механизм со сложным шатуном
Исследуем кинематику механизма графо-аналитическим способом.
Построим на плане скоростей известную скорость (рис. 2). Из точки a проведём линию, перпендикулярную AS1, а из полюса р - линию, параллельную линии хх, и на их пересечении найдем точку j. На перпендикуляре к AS1 зафиксируем произвольно точку n. Через точку n проведём линию, перпендикулярную S1S4 и на пересечении этой линии с линией, параллельной хх, найдем точку m. Из точек n и m проведём линии перпендикулярные S1C и S4C, соответственно. На их пересечении найдем точку l. Для дальнейшего исследования воспользуемся методом ложных скоростей. Зададимся ложной величиной скорости для точки B - b′, и найдем ложное положение для точки h
Рис. 2. План скоростей
Через ложное положение скорости точки h и направление скорости точки F найдем ложное положение скорости точки f. Это направление соответствует положениям точек d и e.
Через ложные положения точек d и b найдем ложное положение скорости для точки c,
Выбираем вторую ложную скорость точки B и повторяем операции. Далее, на плане скоростей проводим линию через точки c′ и c″, и находим её пересечение с линией lj. Соединяя полученную точку с полюсом плана, найдем величину и направление истинной скорости точки C. После этого, находим истинную скорость точки D. Далее, решение производится по общеизвестным правилам.
Истинные скорости точек H, G, K и В определятся уравнениями
Таким образом, задача кинематики кривошипно-ползунного механизма со сложным шатуном вполне разрешима.