Большое значение в расчетах нагруженности подшипников скольжения имеет площадь контакта. Для ее определения применяется формула Герца, но она справедлива только в случае малости площадки контакта по сравнению с размерами тел. Для реальных подшипников скольжения это условие не соблюдается, поэтому расчеты с использованием формулы Герца дают большую погрешность. В практических расчетах следует применять иные подходы для нахождения площади контакта в подшипниках.
По закону Гука ширина площадки b, действующая нагрузка F и механические свойства контактирующих тел связаны соотношением:
где h - суммарная деформация тел равная сближению; t - толщина подшипника; l - длина площадки контакта в направлении осей; E1, E2 - соответственно модули упругости материалов вала и подшипника.
Для подтверждения этой формулы проводились опыты. Были изготовлены вал из стали 45 и две втулки из антифрикционных сплавов. Контактные поверхности образцов изготавливались шлифованием и имели шероховатость поверхности Rz = 0,5...0,63 мкм. Модули упругости при сжатии вала Е1 и втулок Е2 определялись экспериментально по соответствующей методике и составляли: для стального вала - 201030 МПа, для первой втулки - 84268 МПа, для второй втулки -
59123 МПа. Диаметр вала измерялся в нескольких сечениях микрометром и составил 40 + 0,002 мм. Диаметры втулок также измерялись микрометром и составили для первой втулки 40,12 мм, а для второй 40,32 мм. Площадь контакта определялась по отпечатку тонко окрашенного вала на поверхности втулки. Результаты экспериментов подтвердили достаточную точность данной формулы.