В середине 60-х годов в теории спорта появилось понятие «координационные способности», которое занимало промежуточное положение между физическими качествами и техническое подготовкой спортсменов. Техническая подготовка осуществлялась за счет изменения скоростно-силовых характеристик движений, совершенствования координации движений и повышения помехоустойчивости к различным факторам.
Большую роль в осуществлении процесса координации движений играют сенсорные системы. Способность к координации в значительной мере определяется способностью мышц к активному расслаблению, а осуществление сложных в координационном плане двигательных актов обуславливается проявлением высокой подвижности нервных процессов.
Двигательная координация с биомеханической точки зрения рассматривается как согласованное сочетание движений отдельных звеньев тела в пространстве и во времени, соответствующее двигательной задаче (цели) текущей ситуации (состояние внешней среды) и функциональному состоянию организма (Д.Д. Донской, 1968, А.Г. Карпеев, 1989).
М.А. Годик (1980) ввел понятие «координационной сложности» упражнений, под которым понимается учет нагрузочной стоимости упражнений в зависимости от количества участвующих спортсменов и количества помех или усложнений. При выполнении упражнений с различным уровнем координационной сложности должны предъявляться соответствующие требования к характеристикам (точности, скорости и своевременности).
В современном хоккее в силу его специфики совершенствование двигательной координации представляется весьма актуальным. К специальной координационной подготовке хоккеиста можно отнести:
1. Своевременный, правильный и быстрый переход от одного действия (приема) к другому в переменных условиях.
2. Адекватные реакции на происходящее на площадке.
3. Согласованная работа рук и ног при приеме, ведении, обводке и др. технических действиях с клюшкой.
4. Слитность фаз при выполнении технических действий.
5. Сохранение динамического равновесия.
6. Построение координационной подготовки (чем и когда заниматься).