Активное вхождение в жизнь общества новейших информационно-коммуникационных технологий и глобальной сети Интернет формирует особую среду - виртуальное пространство или киберпространство. В XXI веке в популярной и научной литературе возник феномен, который стали называть «виртуальной реальностью». До сих пор существует мнение, что этот феномен связан только с развитием информационно-коммуникационных технологий, интенсивным развитием техники программирования и т.п. Таким образом, феномен виртуальной реальности связывают с формированием информационного общества. Однако если проследить генезис концепции виртуальной реальности в мировой философской мысли, то можно увидеть когнитивное своеобразие становления этого феномена, а также можно эксплицировать виртуальные феномены в структуре различных типов человеческой жизнедеятельности, что и стало задачей нашего исследования.
Истоки философских представлений о «виртуальной реальности» были созданы в античной философии (VI век до н.э.). В них реальность отождествлялась с различными видами вещества. В V веке до н.э. Платон вводит для обозначения реальности понятие «virtus», что в переводе с латинского означает «мнимый, возможный, предполагаемый» [1]. Аристотель, ученик Платона также употребляет понятие «virtus», как множество предметов, не имеющих никаких самостоятельных сущностей, пребывающих вне конкретных образований [2].
Термин «virtus» применялся в средневековой христианской философии для обозначения актуальной действующей силы. Р. Декарт, Г. Лейбниц и Дж. Локк использовали понятие «виртуального» в философии Нового времени и эпохи Просвещения.
Представители немецкой философии И. Кант, Г. Гегель внесли в философию представления о бытии, реальности, существовании. [3].
В связи с революцией в сфере коммуникаций в современном обществе тема виртуальной реальности становится наиболее актуальной. Сам термин «виртуальная реальность» был придуман в Массачусетском технологическом институте в конце 1970-х гг. XX в. для обозначения трехмерных макромоделей реальности, создаваемых при помощи компьютера и передающих эффект полного в ней присутствия человека. В дальнейшем этот термин в 1984 г. применил Дж. Ланье, глава американской фирмы по созданию компьютеров. В настоящее время термин «виртуальная реальность» получил широкое распространение в качестве маркетингового ярлыка и понятия массовой культуры. Одной из первых теоретических работ о «виртуальной реальности» стала книга Ф. Хэмита [4].
Современное представление о виртуальной реальности связано с пониманием виртуализации как любого замещения реальности её симуляцией (образом) с применением логики виртуальной реальности, которая определяется нематериальностью воздействия, условностью параметров, эфемерностью.
В «Манифесте виртуалистики» выдвинуты основные свойства виртуальной реальности независимо от ее «природы» - физической, психологической, социальной, биологической, технической:
- порожденность активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней;
- актуальность - только «здесь и теперь»;
- автономность - своя природа времени и пространства;
- интерактивность - взаимодействие со всеми другими реальностями.
Таким образом, результатами процесса виртуализации, обязанными компьютерной технике, являются киберпространство и медиапространство. Однако воображаемую, виртуальную реальность создает также искусство в процессе творчества. Различие действительностей состоит в том, что в искусстве оно носит символический характер и отображает идейный мир, а действительность, созданная техникой, лишена символики, в ней мир отображен непосредственно.
Список литературы
1. Платон. Собр. соч.: В 4 т. / пер. с англ. М., 1993. Т. 2. - С. 339-345.
2. Аристотель. Полн. Собр. соч.: В 4 т. / пер. с англ. М., 1976. Т. 1. - С. 70.
3. Кант И. Соч.: В 4 т. М.: 1965. Т. 4. Ч. 1; Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Система наук. Серия: Слово о сущем. - М., 2006. Ч. 1.
4. Хэмит Ф. Виртуальная реальность // Исследования по философии современного понимания мира. - М., 1995. Вып. 1.